Анатомия очереди

Читайте информацию на стендах
Читайте информацию на стендах

Парень в кожаной куртке зашел в Белыничский райисполком, постоял пару минут для приличия около информационного стенда и... спросил у гардеробщицы номер кабинета чиновника, к которому записался на прием. Любопытно, что фамилия сотрудника и номер кабинета были выведены крупным жирным шрифтом на том самом стенде, который он «изучал».

Вахтеров и гардеробщиц такие вопросы не удивляют, привыкли, да и ответить человеку несложно. Хуже если прием ведет один специалист, без помощников, возле его кабинета толпа, а посетители то и дело заходят без очереди, отвлекают вопросами, подробные ответы на которые даются на стендах. Одни привыкли читать любые инструкции «по диагонали», другие плохо видят, третьим не все понятно.

В райцентрах такие ситуации возникают часто: штат сотрудников в учреждениях немногочисленный, а вопросов, которые непременно нужно задать, не дожидаясь очереди, у людей много. Потому к специалистам из глубинки требования особые.

...В полдень четверга в приемной государственной нотариальной конторы Белыничского района никого не было, и вдруг четверо посетителей пришли почти одновременно. Вроде и информация на стенде подробнейшая, и образцы доверенностей имеются, но каждому как нарочно понадобилось срочно что–то спросить. Правда, недавно в штате конторы появились технические работники — архивариус и стажер, с их помощью заведующий Михаил Городков быстро объяснил людям, что к чему.

А раньше, когда Михаил Николаевич работал один, непонятно, как справлялся.

— Бывало, прихожу на работу, а в приемной человек десять, — вспоминает нотариус. — Приходилось уточнять у каждого, с чем пожаловал. Одним объяснять, что их проблема не в нашей компетенции, другим — что, к примеру, договор займа можно составить в простой письменной форме без визита к нам, третьих консультировать, какие документы требуется еще собрать, чтобы не ходить по несколько раз.

Заместитель директора местного ПТУ N 217 Михаил Зубрицкий, заходивший при мне в контору по своим делам, подтвердил, что находить общий язык с посетителями здесь умеют:

— Не раз видел, как пожилые люди не могли разобраться в информации на стендах, и им охотно помогали. Иногда и молодежь волнуется, и тогда одно и то же приходится повторять по три раза. Но хуже всего, когда информацию вообще не читают.

...В Белыничском бюро Могилевского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру работают два человека — инженер Алла Скачкова и регистратор недвижимости Светлана Гришанова. Сами принимают людей, сами выезжают делать обмеры жилья, да еще машины в службе нет, и приходится ходить по райцентру пешком. В отдаленные деревни Алла Александровна ездит на транспорте заказчика или... личной машине сына. Но, конечно, никто в сложности не вникает, по утрам, особенно во вторник, когда в Белыничи съезжаются рейсовые автобусы сразу из нескольких деревень, людей сюда приходит много. Документация в этой организации сложная, консультации требуются часто, и обе сотрудницы терпеливо отвечают на вопросы и в кабинете, и по телефону. Не обидно, если человек действительно чего–то не понял, но многие имеют привычку заходить на прием, даже не останавливаясь около стенда, и забрасывать вопросами.

Я не знаю всех требований к оформлению стендов, возможно, в этой службе они и не идеальны. Но сама слышала, как посетителями, причем молодыми и образованными, было задано, по крайней мере, три вопроса, полные ответы на которые вывешены в вестибюле.

В военкомате тоже с утра до вечера посетители. Сюда обращаются по вопросам начисления пенсий и выдачи дубликатов удостоверений взамен утерянных, за путевками и справками. Справки различные: о прохождении службы в Вооруженных Силах, о нахождении призывника на стационарном лечении, архивные, о праве на льготы воинам–интернационалистам, о зарплате.

— Принцип «одного окна» в военных комиссариатах соблюдается неукоснительно и уже давно, — утверждает военный комиссар Белыничского района подполковник Александр Ковалев. — Любая справка, кроме архивных, оформляется за 3 — 5 минут в присутствии посетителя, прием осуществляется круглосуточно.

В рабочее время принимают специалисты, ночью — дежурный офицер, ведь в случае тяжелой болезни военнослужащего справки иногда требуются даже ночью, и тогда дежурный в спешном порядке вызывает военного комиссара.

Информационные стенды на месте, у дежурного имеется папка с подробной информацией чуть ли не на все случаи жизни, а к пожилым людям здесь особенно внимательны.

Но и при такой четкой организации работы находятся посетители, которым нравится задавать «вопросы не по существу». На днях гражданин России убедительно просил бесплатно выдать ему квартиру только на том основании, что много лет назад его призвали в армию из Беларуси.

Конечно, есть еще организации, где не научились удобно размещать информацию на стендах, есть и чиновники, которые на любой вопрос ответят вам: «Читайте, там все написано». Но пока мы сами не научимся не создавать очередей, тратить лишнее время на посещение учреждений нам все равно придется.

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter