Анатомия лжепредпринимательства

Обнаружена ОПГ, получившая 1,1 триллиона рублей незаконного дохода

«У нас нет такой задачи — посадить правонарушителей за решетку», — заявил заместитель председателя Комитета государственного контроля Беларуси — директор Департамента финансовых расследований Сергей БАРАНОВСКИЙ (на снимке), у которого наш корреспондент взял интервью. Почему?

— Сергей Константинович, есть предприниматели и «предприниматели». Первые стараются соблюдать законы, сполна платят налоги. Вторые ищут щели и лазейки в законодательстве, чтобы максимально от него уйти. Какое получили развитие и насколько опасны тенденции такого рода? Хотелось бы, чтобы, отвечая на этот вопрос, вы на конкретных примерах показали анатомию такого явления, как лжепредпринимательство, в каких условиях оно приживается, какие размеры приобретает.

— Поднятые вами вопросы волнуют не только журналистов. После каждого моего выступления в средствах массовой информации ко мне на прием приходят предприниматели и просят защитить их от лжепредпринимателей, которые работают по черным схемам, без уплаты налогов. В таких случаях цена реализуемых изделий ниже, чем у добросовестного предпринимателя, который легально привозит товар в страну, растаможивает его, платит все требуемые налоги и сборы. И мы предпринимаем определенные меры, чтобы защитить добросовестных предпринимателей от черных схем, черного бизнеса их «коллег». Вот конкретные примеры в подтверждение. На основе их и сделаю анализ, о котором вы просите.

Директор коммерческой структуры вовлек в свой легальный бизнес более 110 миллионов рублей, которые получил преступным путем в результате своей криминальной деятельности в сфере предпринимательства. Этот черный промысел был связан с поставками в адрес белорусских сельхозпредприятий кормовых добавок. Его витебский коллега с целью прикрытия своей деятельности (купля-продажа строительных материалов), сокрытия объектов налогообложения, извлечения иной имущественной выгоды создал лжепредпринимательскую структуру. В результате государству причинил ущерб в виде неуплаченных налогов и сборов в сумме 6,4 миллиарда рублей, за что обвиняемый и держит ответ в суде.

Недавно мы направили в суд уголовное дело в отношении четырех должностных лиц коммерческих структур, осуществлявших оптовую реализацию нефтепродуктов. Они занижали полученную выручку, в результате чего не уплатили налоги и сборы на сумму более 11 миллиардов рублей. В целях обеспечения возмещения ущерба мы арестовали имущество обвиняемых на 8 миллиардов рублей. Кроме того, 200 миллионов рублей денежных средств поступило уже от них в бюджет.

Окончено расследование и передано в суд уголовное дело в отношении организованной преступной группы, в состав которой входили трое жителей Орши. На протяжении нескольких лет они от имени подставных индивидуальных предпринимателей оказывали незаконные услуги юридическим лицам в обналичивании денежных средств. В результате противоправной деятельности в сфере незаконного предпринимательства участниками организованной группы получен незаконный доход в сумме более 25 миллиардов рублей. Наложен арест на имущество обвиняемых стоимостью 500 миллионов рублей.

Вскоре предстанет перед судом и организованная группа, в состав которой входили 11 человек. Они занимались незаконными финансовыми операциями с использованием 35 счетов лжепредпринимательских структур, в том числе и зарегистрированных в России. Сумма незаконно полученного дохода баснословная — более 1,1 триллиона рублей. Из незаконного оборота изъято более 180 тысяч долларов наличными, в розыск объявлено семь активных участников группы.

А вот организованная группа, в которой состояли В.Вениаминов, Д.Пиварчук и другие лица, уже ответила за свою незаконную предпринимательскую деятельность. Выражалось это в производстве строительно-монтажных работ на объектах здравоохранения, образования и сельского хозяйства Гомельской области, приобретении и реализации стройматериалов. От незаконной деятельности, которая осуществлялась от имени четырех лжеструктур, получен доход в два миллиарда рублей. В итоге В. Вениаминов приговорен к пяти с половиною годам лишения свободы, Д. Пиварчук — к трем годам и двум месяцам. У обоих конфисковано имущество.

Такая же участь постигла и долж­ностных лиц СООО «Плутонэнергопром», УП «ЭКО-АРС» (всего 12 осужденных). Они преуспели в том, что уклонились от уплаты налогов в сумме 215,5 миллиона рублей. Отражали в учетах фирм фиктивные сделки, а также организовали незаконное обналичивание денежных средств через подконтрольные им лжепредпринимательские структуры, незаконно получив доход в сумме 375,8 миллиона рублей. Согласно вкладу в черный промысел фигуранты уголовного дела получили и наказание от суда Первомайского района г. Минска. Больше других преуспела Е. Царькова, она и приговорена к пяти годам ограничения свободы, остальные обвиняемые получили два-три года лишения свободы.

— И в целом каковы результаты деятельности ДФР в послед­нее время? Насколько отошли подчиненные вам подразделения от «мелочовки», которая ранее упорно проникала в показатели их работы?

— Прежде всего надо сказать, что мы стараемся неукоснительно выполнять задачи, поставленные главой государства в Указе от 19 декабря 2008 года № 689 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь». За первое полугодие нынешнего года органы финансовых расследований снизили количество проведенных проверок на 17 процентов в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. А вот сумма предъявленных к уплате налогов и административных взысканий увеличилась на 41 процент и составила 105,7 миллиарда рублей. Выявляемые нарушения стали более значимыми. В расчете на одного работника в ходе проверки в среднем приходится 55,6 миллиона рублей. В сравнении с минувшим годом достигнут рост в два раза. Обеспечено поступление в государственный бюджет 85,2 миллиарда рублей. А в 2006 году этот показатель составлял всего лишь 15 миллиардов рублей.

Органы финансовых расследований окончательно отошли от «мелочовки». Это утверждение можно подкрепить и конкретными цифрами. По статье 380 Уголовного кодекса (подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков), которая была в большом ходу ранее, за полгода возбуждено лишь 8 дел (всего 1 процент). А еще в 2006 году по этой статье возбуждалось каждое пятое дело. Не секрет, это делалось для достижения количественных показателей и не соответствовало основным задачам, возложенным на органы финансовых расследований.

Председатель Комитета госконтроля З. Ломать требует от органов финансовых расследований выявлять преступления тяжкие и особо тяжкие, коррупционной направленности, факты противоправной деятельности должностных лиц, преступных групп и преступных организаций. Поэтому в оперативно-служебной деятельности органы финансовых расследований отошли от выявления преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и в настоящее время нацелены на раскручивание тяжких и особо тяжких преступлений. Число таковых уголовных дел достигло трети от всех возбужденных с начала года. Лучших результатов достигло управление Департамента по Минской области и г. Минску, которое возглавляет В.Селицкий. У нас отличное взаимодействие с МВД, КГБ, прокуратурой, ГТК, Госпогранкомитетом, Министерством по налогам и сборам.

— Любопытно: цифр вы приводите много, но не называете, сколько лжепредпринимателей и прочих любителей дармовщинки благодаря усилиям органов финансовых расследований оказались за решеткой. Почему?

— У нас попросту нет такой задачи — посадить всех правонарушителей за решетку. Куда важнее надежно защитить легальный бизнес от черного, провести соответствующую профилактическую, упреждающую работу.

Скажу больше. ДФР, решая одну из основных задач, связанную с обеспечением возмещения ущерба и поступления денежных средств в бюджет, активно использует возможность применения ст. 88-1 УК (освобождение от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба (вреда). В нынешнем году по таким основаниям прекращено 34 уголовных дела, возмещено в бюджет 5 миллиардов рублей. А по всем оконченным уголовным делам возмещен ущерб на сумму 13,1 миллиарда рублей, что на четверть больше, чем год назад.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter