На чьей совести дорожные драмы?

Анатомия дорожных драм

Провалом для каждого третьего выпускника минских автошкол заканчивается попытка сдать экзамены с первого раза. Почему? Об этом и многом другом — в откровенном разговоре с начальником отдела Госавтоинспекции Минска Сергеем Зараником. Он считает, что массовая несдача практического испытания — вина автошкол: именно оттуда выходят курсанты, которые, едва изучив ПДД, сразу их нарушают. Качество подготовки водителей низкое. В прошлом и позапрошлом годах первую попытку провалили почти 80%. Порой этот процент доходит до 96! С.Зараник начинает беседу с риторического вопроса:

Фото Владимира Шлапака.

— Вот скажите, зачем Минску 67 автошкол? Это слишком много. Каждая обучает от 17 до 700 человек ежегодно. В 2016–м автошколы выпустили 15.865 курсантов, в первом полугодии 2017–го — 7.832. Чем только не завлекают: скидками, гибкой системой оплаты, «современными классами и автомобилями». На самом деле это конвейер по привлечению кошельков.

— Но курсанты об этом не молчат. Жалуются, что нередко их просто натаскивают на теоретический экзамен, ответы по медицине и вовсе заучиваются. Практические же часы полностью не откатываются, при этом инструктор умудряется навязать обучаемому дополнительные занятия.

— А как вам такое: человек, имея документ об окончании автошколы, не знает, где находится педаль тормоза и как поднять ручник на эстакаде? Некоторые не понимают, что такое регулируемый перекресток, не ориентируются в дорожной разметке и знаках, пытаются развернуться там, где это категорически запрещено. Площадку сдают с 10 — 15–го раза, город — по полтора — два года. Выявляем и липовые медсправки у сдающих. В этом году нашли у человека поддельное водительское удостоверение, еще двое пытались сдать практический экзамен за других. Даже был случай, когда директор автошколы (у его автошколы несдача в городе с первого раза более 90 процентов) сам не мог сдать практику (!), а его мастер производственного обучения лишился прав за «пьяное» вождение.

— То есть выходит, что обучаться надо и тем, кто пытается учить других?

— Как–то выборочно минских инструкторов проверили в межрайонном экзаменационном отделе на знание ПДД. Так вот, они не знают правил: из 10 вопросов только на 2 ответили верно. Чему они научат курсантов? Смотрели мы и занятия по вождению, выявили ряд грубых нарушений правил. Также имелись проблемы со своевременным прохождением медосвидетельствования, проверкой техсостояния машин перед выходом на линию, не все упражнения соответствовали тематике занятия. Кстати, у многих частников нет даже нужной для обучения инфраструктуры, все арендуют. А бывало и так: вывеска есть, деньги с людей собрали и... исчезли. Вмиг пропадали и попавшие в план проверок учебные заведения, а потом появлялись под другим названием.

Мы действительно постоянно говорим о низком уровне обучения Белтехосмотру, который выдает автошколам сертификаты. Но пока реакции не наблюдаем. За неудовлетворительную подготовку курсантов школы нужно наказывать крупным штрафом или приостанавливать, аннулировать сертификат. Но мы не уполномочены вмешиваться в дела этих структур. Хотелось бы вернуться к той практике, когда ГАИ выдавала автошколам сертификаты и у нас было право контролировать подготовку будущих автомобилистов. Тогда более ответственно подходили к обучению, внутренним экзаменам и зачетам. И результаты были гораздо выше. Сейчас мне за большинство ездоков страшно.

Сергей Зараник разбирает ошибки экзаменуемого.
Фото Павла Чуйко.

— Претензии звучат и в адрес межрайонного экзаменационного отдела (МЭО). Порой кажется, что результаты по практике зависят от того, с какой ноги встал экзаменатор. Кто эти специалисты, как их контролируют и проверяют профмастерство?

— Это гражданские люди. Хотя большинство из них — бывшие сотрудники ГАИ, имеющие все водительские категории и знающие дорожную обстановку. Процентов 5 — недавние педагоги автошкол. Требования при приеме на работу таковы: высшее образование, водительский стаж не менее 3 лет. Кроме того, кандидаты проходят спецпроверку, в том числе на полиграфе. Смотрим также на моральное, психологическое состояние. Можем посадить за руль и оценить навыки вождения в городе, на эстакаде. Ежемесячно, уже будучи в должности, как и любой госавтоинспектор, эти люди сдают ПДД на тех компьютерах, что и выпускники автошкол. Есть у вновь принятых и испытательный срок. Плюс если на них поступит жалоба (нечисты на руку, предвзяты к сдающим), тоже проверим, результат — вплоть до увольнения. Контролируют этих специалистов начальники разного звена, начиная от руководителя МЭО. Есть и негласные спецпроверки, о них мы говорить не будем. Для полного контроля в каждой машине во время экзамена работает видеорегистратор.

— Может ли его экзаменатор на время отключить?

— Конечно, нет. Такой принимающий распрощается с рабочим местом. Документы на каждого курсанта в нашей службе регистрации принимают только при наличии видеозаписи. Если ее нет, то экзамен считается недействительным.

Не стану исключать человеческий фактор при приеме практики, однако у нас нет стремления кого–то «завалить». Главное — не выпустить на дорогу неумеху. Принимающий прежде всего руководствуется ПДД. Следующий документ — постановление № 67 МВД об утверждении инструкции приема квалифицированных экзаменов на право управления транспортом. Там определен порядок приема и как расценивать какие ошибки. В 2017 году в этот документ были внесены изменения. Всю документацию можно найти в интернете.

— Вот ситуация. Человек — в городе, принимающий говорит развернуться в первом разрешенном месте. Сдающий понимает, где он развернется, но в левую полосу, как ни старается, его не пускают: огромный поток. Он рассуждает: «Если поеду прямо — уйду с маршрута. Буду ждать, пока не пропустят, — уйду с маршрута, поскольку долго стою». При этом он мешает всем остальным. Почему бы не сделать систему приема в городе более гибкой? Для начала в качестве исключения. Дать задание, и пусть будущий водитель сам решает, как его выполнить. В той же ситуации может проехать вперед, найти место для разворота и вернуться на маршрут.

— Мы все руководствуемся имеющимися документами. К тому же принимающий дает задание, исходя из дорожной обстановки. Значит, он уверен в возможности его выполнить.

Фото ВИТАЛИЯ ГИЛЯ.

— А как это потом докажешь? Принимающий мог и ошибиться.

— Для этого есть видеорегистратор. Записи хранятся 20 дней.

— По ним сложно получить полное представление. Да и что главное: выпустить на дорогу думающего водителя или робота, выполняющего команды и инструкции?

— Цель — чтобы человек безукоризненно знал ПДД и умел их применять. Вы посмотрите, как некоторые управляют машиной. Даже имея права, они создают аварийные ситуации на пустой дороге. Экзаменатор ведь не горит желанием видеть сдающего по 10 — 15 раз. Но никто также не возьмет на себя ответственность дать права неподготовленному человеку. А потому именно обучение должно стать лучше. Я допускаю: экзаменатор мог ошибиться, все мы люди. Но тогда нужно заявлять об этом, мы поднимем видеозаписи и посмотрим все попытки. Поверьте, каждый случай несдачи проверяется.

Однако некоторые изменения нужны. С Госавтоинспекцией МВД мы подготовили ряд предложений, одно из них — наделить ГАИ правом согласования при выдаче, продлении или приостановлении, лишении лицензий для автошкол. Раньше мы проверяли посещаемость, проводили занятия, рассказывали о культуре вождения, смотрели, на каких машинах ездят. Да и самих автошкол было меньше, при этом качество обучения — гораздо выше нынешнего. Также просим ввести обучение не 3 месяца, а 6, ведь нужно больше практики. Исправлению ситуации поспособствовало бы и более жесткое ограничение по времени, например: трижды не сдал экзамен в ГАИ — иди на дополнительные курсы по вождению. Еще предложение: для каждой новой попытки усложнять городской маршрут. Что до инструкторов автошкол, то, полагаю, им стоит проходить педагогические курсы.

ЦИФРЫ «СБ»

В 2015 году с участием начинающих водителей (водительский стаж до года) в Минске не было ни одного ДТП с погибшими. В 2016–м по вине таких автомобилистов произошло 2 аварии с гибелью людей. Всего в минувшем году было 13 ДТП, в них пострадали 11 человек. За первое полугодие 2017–го по вине водителей со стажем вождения до года произошло 3 аварии (3 человека ранены), за такой же период прошлого — 10 (двое погибли, 9 ранены).

За первое полугодие 2017–го экзаменационным отделом ГАИ Минска выдано 32.417 водительских удостоверений. За аналогичный период 2016–го — 32.346. При этом с первой попытки в этом году экзамен сдали 9.410 человек. Для сравнения: в 2007–м права с первой попытки получили 15.059 новичков.

КСТАТИ

В прошлом году с письменными жалобами на результаты экзаменов в ГАИ города обратились 5 граждан, с начала этого года — 8. Из них лишь в одном случае решение было принято в пользу обратившегося.

gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter