Анатолий РАТЬКОВИЧ: “Надежное газоснабжение — наша главная задача”

Гомельское УМГ — одно из лучших в системе “Белтрансгаза” В первое воскресенье сентября страна отметит День работников нефтяной, газовой и топливной промышленности. Накануне этого праздника мы решили рассказать об одном из наиболее успешно работающих предприятий ОАО “Белтрансгаз” — Гомельском управлении магистральных газопроводов (УМГ). А поможет нам в этом начальник управления Анатолий Иванович Ратькович.

— Анатолий Иванович, как бы вы представили нашим читателям Гомельское УМГ?
— Это одно из восьми обособленных управлений, которое входит в ОАО “Белтрансгаз”. Мы обслуживаем магистральные газопроводы и газопроводы-отводы, ГРЭС и АГНКС на территории Гомельской и Брестской областей. Наша главная задача — обеспечение бесперебойной и безаварийной работы всего газотранспортного комплекса, устойчивое снабжение населения газом. В состав УМГ входят газопроводы Торжок—Долина, Минск—Гомель, Щорс—Гомель, газопроводы-отводы к населенным пунктам общей протяженностью свыше 1 тыс. км.
— В общем, хозяйство большое. Каковы же результаты работы?
— В прошлом году рост транзита газа по отношению к предыдущему году вырос на 30%.
В октябре мы ввели в строй газораспределительную станцию в г.п.Лоев. На ее открытии присутствовал Президент страны Александр Лукашенко. Теперь по программе газификации белорусского Полесья нам осталось подвести природный газ к г.п.Ганцевичи.
Другим важным событием стало осуществление большого комплекса огневых работ по ремонту газопровода Минск—Гомель, который эксплуатируется с 1984 года. К их проведению долго готовились. Затем в течение десяти дней и ночей наши ремонтные бригады безвылазно находились на объекте. В итоге все выполнили в полном объеме, без каких-либо замечаний. Для меня лично это было первым серьезным испытанием.
— Большую часть этого года мы уже прожили. Можно подвести кое-какие итоги?
— Все производственные задания выполняются без отставания и даже с некоторым опережением. На осень планируем проведение больших огневых работ на ГИС-Мозырь. В настоящее время занимаемся реконструкцией газопровода Щорс—Гомель со строительством ГРС-Добруш.
Этот газопровод особенный. На Гомельщине он появился в 1961 году. Тогда было принято подавать газ на крупные промышленные предприятия, каким на то время являлся стеклозавод в рабочем пригороде Гомеля Костюковке. Здесь и было впервые зажжено, как писали тогдашние газеты, “голубое топливо”. Между прочим, в Минск природный газ был подан по газопроводу Минск—Дашава только в 1965 году. Так что Гомельщина в какой-то степени родина газового хозяйства на Беларуси. Мы этим гордимся и стремимся на достойном уровне продолжать традиции наших предшественников.
— Складывается впечатление, что сейчас вы больше ремонтируете, чем строите...
— Это действительно так. Дело в том, что все наиболее крупные города и поселки в зоне нашего действия газифицированы, строительства новых сетей не планируется. Так что все своё внимание переключаем на реконструкцию, модернизацию и ремонт имеющихся сооружений.
— Как справляетесь с этой задачей?
— В плановом порядке, с соблюдением всех технологических требований. По-иному в нашем деле нельзя. Одновременно производим замену морально и физически устаревшего оборудования на современное и более продуктивное. В частности, заменили подогреватели газа. При прежних осуществлялся прямой подогрев. Использование новых более безопасно, да и качество улучшилось.
— Вы подаете газ непосредственно на предприятия и в квартиры граждан?
— Не совсем так. Мы подаем газ к газонаполнительным станциям, где он проходит редуцирование. А дальше “голубое топливо” передается на так называемые низкие сети, и его распределением ведает Гомельоблгаз. Есть проблема неравномерного распределения сетей потребителя: наши ГРС загружены лишь на 50%.
— Где выход?
— Необходимо еще более широко осуществлять газифицирование населенных пунктов и предприятий. То есть нам нужно как можно большее количество потребителей.
— А как же альтернативные виды топлива, о которых столько говорится?
— Дело, конечно, нужное. Но не все так просто. У нас, скажем, не совсем та роза ветров, чтобы установить ветряки где только можно. То есть где-то их использование все-таки возможно, но отнюдь не повсеместно. Те же аналогии просматриваются и по другим альтернативным видам топлива. Так что как ни выгадывай, а газ доступнее всех. Кроме того, “голубое топливо” — это удобство, комфорт и относительно невысокая плата.
— Кто ваши самые крупные потребители?
— Конечно, энергетики. На их долю приходится половина всего транспортируемого нами газа. Да и весь народнохозяйственный комплекс питается от нашей системы. Это и промышленность, и бытовка, и что только ни возьми.
— Осознаете ответственность, которая на вас лежит?
— Безусловно. Не только я, но весь наш коллектив, в котором трудится 400 человек, 107 из которых — инженерно-технические работники.
— Кого можно считать вашей командой?
— Всех, кто со мной работает. Это ответственные и порядочные люди. Особенно хотелось бы выделить начальника ЛЭС Василия Максимовича Жука, заместителя главного инженера Владимира Васильевича Галочкина, Павла Николаевича Чуракова, механика транспортного цеха, Геннадия Михайловича Малашкова, начальника службы ГРЭС, и других. Впрочем, список можно продолжать. Хороших производственников у нас много.
— Работа газовиков непростая. Приходится трудиться и в полевых условиях. Как заботитесь о подчиненных?
— Вы правильно подметили, работа у нас не из легких. Но роптать не приходится. Что же касается социальных гарантий, то они прописаны в колдоговоре и неукоснительно выполняются. Начнем с того, что у нас достойная заработная плата — по ее уровню входим в десятку лучших гомельских предприятий. Имеем свои магазин, столовую, кафетерий. Есть тренажерный зал, бассейн, сауна, бильярд, теннисный стол. Управление заключило договора на льготное обслуживание наших сотрудников с областной стоматологической поликлиникой и центром радиационной медицины. На местах — газораспределительных станциях — наши работники обеспечены печами СВЧ, электрочайниками и другой бытовой техникой.
— Что пока не удается сделать?
— Необходимо увеличивать количество абонентов, использующих природный газ как автомобильное топливо. Пока здесь нет ощутимого роста, а две ГНС, одна из которых работает в круглосуточном режиме, загружены недостаточно. На этот участок мною назначен новый руководитель. Надеюсь, ему удастся подвинуть дело.
— Как вы думаете, почему автолюбители пока не очень охотно переводят автомашины на газ?
 — Они недопонимают всей выгоды этого решения. Газ дешевле бензина и дизтоплива. К тому же очень важное значение имеют вопросы экологии, особенно в нашем чернобыльском регионе. Ведь до 70% всех выбросов дает транспорт.
— Планируется ли на перспективу расширение вашей сети?
— В Мозырском районе собираемся строить подземное хранилище газа. Кстати, третье в Беларуси. Дело в том, что в республике недостаточно активного газа. При потреблении 21 миллиарда м3 газа в год в подземных хранилищах его необходимо иметь в объеме 2 миллиардов. Пока этого недостаточно, чем и вызвано строительство хранилища. Один из украинских НИИ разрабатывает для нас соответствующую документацию. Строительство первой очереди обеспечит хранение газа в объеме 80 миллионов кубов.
— Вы работаете в приграничье. Какие контакты с украинскими коллегами?
— Деловые, доброжелательные. Они бывают у нас, мы, соответственно, у них. Учимся друг у друга, обмениваемся опытом и практическими навыками. Подписали план совместных действий при аварийных ситуациях.
— Ваши сети проходят по огромным территориям. Удается ли находить общий язык с местными администрациями?
— Действуем именно по такому принципу. Каких-либо конфликтных ситуаций пока не случалось. Мы в полном объеме исполняем свои обязательства, поэтому претензий к нам нет.
— “Самодеятельности” в вашей отрасли допускать нельзя. Тем не менее, есть ли среди ваших работников, скажем, рационализаторы?
— Есть, и немало. Наше управление по этому показателю в “Белтрансгазе” занимает третье место. Что-то совершенствуем мы действительно очень осторожно, потому что техника безопасности в нашем деле на первом плане. Однако людей пытливых, творческих среди рабочих и ИТР немало.
— Говорят, скоро у вас юбилей?
— Да, 14 ноября управлению исполняется 20 лет. Готовимся к этой дате. На праздник пригласим бывших работников, в том числе и первого начальника управления Е.И.Сухина, который сейчас занимает важный административный пост в соседней Украине. Весомый вклад в становление и развитие нашего управления внесли В.Г.Кедров, В.М.Жуков, В.В.Денисенко. До настоящего времени у нас работают семьи Бузиновых, Галочкиных и другие.
— Ваши пожелания потребителям газа?
— Желаем ежегодного увеличения количества потребителей, чтобы как можно больше наших граждан использовало дешевый и удобный вид топлива — природный газ, а наше управление, со своей стороны, будет всячески этому способствовать.

 

Валентин КАЛАЧИК, заместитель генерального директора ОАО “Белтрансгаз”:

— Гомельское УМГ — одно из наиболее стабильно работающих наших подразделений. За 20 лет существования здесь сложились свои традиции, устойчивый коллектив, исправно выполняются производственные программы.
Анатолий Иванович Ратькович, возглавивший коллектив год с небольшим назад, неплохо взялся за работу. Конечно, все у него еще впереди. Но уже сейчас руководству Белтрансгаза импонирует его хороший настрой на дела, на дальнейшее созидание. Хочется надеяться, что у коллектива Гомельского УМГ впереди еще много свершений. Газовики не забывают, что своим трудом они укрепляют могущество нашей Беларуси.

Работники Гомельского УМГ, которым присвоено звание заслуженных работников ОАО “Белтрансгаз”:
ЖУК Василий Максимович — начальник ЛЭС
ГАЛОЧКИН Владимир Васильевич — зам.гл.инженера
БИЗУНОВ Михаил Степанович — инженер ЭХЗ
Ветераны труда:
МИХАЙЛОВА Галина Николаевна — гл.бухгалтер
ЧЕРНЯВСКАЯ Анна Васильевна — зам.гл.бухгалтера
БИЗУНОВА Людмила Михайловна — инженер по подготовке кадров
ГРЕЧЕНОК Валерий Федорович — машинист компрессорных установок
ДЕНИСЕНКО Владимир Васильевич — машинист компрессорных установок
ПАНЬКОВ Александр Михайлович — оператор ГРС
ГАРБУЗ Александр Николаевич — водитель АТЦ
СЕРГИЕНКО Геннадий Григорьевич — водитель АТЦ
ПОРЫВАЕВ Александр Алексеевич — линейный трубопроводчик
БОГРОВ Владимир Игнатьевич — машинист трубоукладчика
ГУМЕРОВА Роза Аграфовна — инженер
МЕНДЕЛЕВ Николай Алексеевич — машинист компрессорных установок
ТРОЯНОВ Леонид Львович — ст. мастер ГРС

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter