Анатолий КАРПОВ: «В школах надо ввести уроки шахмат»

Чемпион мира считает, что шахматы не менее важны для школьников, чем химия или физикаНе исключено, что уже в ближайшее время в обязательную программу российских средних школ будет включен новый предмет – шахматы. В последние годы эту интересную и, как представляется, полезную идею активно и настойчиво пропагандирует не кто-нибудь, а экс-чемпион мира, шахматный король 80-х Анатолий КАРПОВ.

– Скажите, Анатолий Евгеньевич, что могут дать школьникам уроки шахмат?
– На мой взгляд, эта древняя игра необходима именно детям. Она воспитывает и спортивный дух, и логическое мышление, и другие качества, необходимые для становления личности. Немногие знают, что звание чемпиона мира по шахматам существует уже 120 лет. Шахматные чемпионаты старше Олимпийских игр на 10 лет!
– По количеству завоеванных титулов вам нет равных, и, похоже, никто в обозримой перспективе не сможет здесь с вами реально конкурировать?
– Действительно, мой результат можно назвать рекордным. Я становился чемпионом мира восемнадцать раз. Восемь – в личном зачете и столько же в командном. Потому и награжден олимпийским орденом, несмотря на то что шахматы лишь недавно были включены в олимпийскую программу. Став чемпионом мира, я стал настойчиво продвигать идею необходимости введения в курс общеобразовательных школ уроков шахмат. Тем более что сам я в детстве учился в специальной шахматной школе Михаила Ботвинника. Эта школа, кстати сказать, воспитала сразу нескольких известных гроссмейстеров, а Борис Злотник – тоже ее воспитанник – в настоящее время, пожалуй, является лучшим в мире специалистом в области обучения тонкому шахматному искусству.
– Но ведь у вас тоже есть свои школы?
– Есть, и уже не одна.  Первую из них я открыл еще в 1988 году в Воронеже. Тогда мне предлагали создать общероссийскую школу, но я решил не спешить и настоял на проведении эксперимента именно областного масштаба. В школе на первых порах  занимались пять девочек и девять мальчиков. Трое из ребят впоследствии стали гроссмейстерами. А все девочки получили звания международных мастеров. Согласитесь, для областной школы результат очень даже неплохой. Вообще, хочу заметить, что создание подобных школ – дело, конечно, непростое, но сейчас наблюдается настоящий прорыв в этой области во многих странах мира. В частности, парламентами нескольких государств уже принято решение ввести в школьные программы изучение шахмат в качестве факультативной дисциплины. Первой такой страной стала Швеция. Кстати, там обучение школьников  шахматам осуществляется, подчеркну, на государственные деньги. У меня в этой стране тоже есть международная школа. Помимо шведских детей, в ней занимаются ребятишки из Индии, Пакистана и Южной Африки. А вот второй страной, где обучение шахматам введено в программу государственных школ, стала Испания. Наконец, есть еще одна очень интересная страна, в которой, правда,  никогда не было своих собственных шахматистов высокого международного уровня, тем не менее сама игра также преподается в общеобразовательных школах. Это Сингапур. Правда, финансируется преподавание этого предмета не государством, а коммерческими структурами. Недавно шахматы начали изучать и в школах Словении.
– А в России?
– Тоже велись эксперименты. Шахматная игра изучается и в специализированных, и в общеобразовательных школах. В частности, во всех школах города Сатка, расположенного в Челябинской области. Полагаю, что в самом скором будущем уроки шахмат будут проходить в младших классах всех российских школ. Уверен, что для ребят это будут не только очень интересные, но и полезные уроки. Шахматы помогут привить детишкам умение не только анализировать сиюминутную ситуацию, но и просчитывать ее развитие и принимать верное решение. Когда я учился в школе, никак не мог понять, зачем, например, нужно, садясь писать сочинение, составлять план. И только начав серьезно заниматься шахматами, понял, что такой план действительно необходим.
– Кстати, как вы учились?
– Неплохо. Школу окончил с золотой медалью, университет – с красным дипломом.
– Ваша идея ввести в общеобразовательные российские школы изучение шахмат, похоже, скоро может осуществиться. Во всяком случае, насколько известно, у нее есть немало сторонников, в том числе на законодательном уровне. И все-таки,  какие трудности на этом пути, по вашим расчетам, еще предстоит преодолеть?
– В первую очередь мы столкнулись с отсутствием педагогов. Нет таких! В государственном реестре должность учителя шахмат отсутствует. Правда, три года назад в Российском педагогическом университете открылась кафедра шахмат, на которой в настоящее время обучаются 65 студентов. Скоро они придут в школы вести этот новый предмет. Но что такое 65 учителей в масштабах страны, когда нужны тысячи? Правда, таких педагогов пока не готовят нигде в мире. Так что Россия станет первой страной, где  профессионально готовят учителей по этому предмету. Они, кстати, смогут работать и тренерами по шахматам. Вообще эта профессия, как мне думается, очень перспективная и будет весьма востребована.
– Отдельным предметом шахматы никогда ранее в нашей школе не были, но тем не менее еще  в советское время весьма популярны были состязания клуба школьников «Белая ладья»…
– Верно, было такое. И я с момента возникновения этого клуба был его президентом. Последние соревнования мы провели в 1986 году. Тогда в них приняли участие 450 тысяч школьников. Что-то подобное попробовали провести в прошлом году. В соревновании приняли участие 82 тысячи российских мальчишек и девчонок.
Кроме того, я провожу Всемирную шахматную олимпиаду школьников. Вспоминается и абсолютный рекорд одновременного шахматного сеанса, который однажды прошел на Кубе. Там за черно-белые  доски сели одновременно более 14,5 тысячи юных шахматистов. Так как я был одним из главных организаторов этого необыкновенного, вошедшего в Книгу рекордов Гиннесса состязания, моей почетной обязанностью стало сделать первый ход.
– Шахматы, несомненно, игра замечательная. Но сегодняшняя ребятня все больше интересуется компьютерными играми. Вас это не огорчает?
– В принципе нет. Конечно, сегодня у шахмат появились серьезные конкуренты. С другой стороны, компьютер, Интернет дают шахматам ранее невиданные возможности. Например, позволяют ребятам, не выходя из дома, играть даже с зарубежными сверстниками. И я со своей стороны надеюсь воспользоваться этим – буду через Интернет проводить шахматные лекции для российских школьников.   Не сомневаюсь, что дистанционное обучение будет быстро развиваться.
– Вы считаете, что за ним будущее?
– Несомненно. Ведь это хороший способ повышать уровень своей игры. Тем более в настоящее время существуют шахматные игровые программы, рассчитанные на десять или одиннадцать уровней. Каждый может выбрать такой, который необходим именно ему для повышения класса своей игры. Компьютер поможет обучающемуся легко отслеживать, как повышается уровень шахматной игры. Так что желаю всем успехов!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter