Писатель Георгий Марчук рассказывает о своих коллегах: Анатолий Делендик

Анатолий Делендик

Писатель Георгий Марчук рассказывает о своих коллегах
Мы начинаем публикацию эссе известного писателя, сценариста, лауреата Государственной премии Георгия Марчука о его коллегах–драматургах.

Когда я писал эти строки, моему старшему коллеге и другу Анатолию Делендику исполнилось 82 года.


Господи, как же быстро бежит время! Кажется, совсем недавно была осень 1972 года. Молодой драматург Делендик работает редактором на киностудии «Беларусьфильм», а я там же — ассистентом кинорежиссера. Он уже краем уха слышал, что я получил поощрительную премию на республиканском конкурсе драматургии, и я рискнул показать ему свою первую полнометражную комедию «Лютики–цветочки». Анатолий ехал на Всесоюзный семинар драматургов в Дубулты на Рижское взморье. Вдруг звонок из Риги от Анатолия: «Жора, есть одно свободное место. Приезжай со своими «Лютиками» на семинар И.Друце».

Так с легкой руки благодетеля Делендика я очутился среди корифеев советской драматургии В.Розова, А.Арбузова, Л.Зорина, И.Друце. Казалось бы, зачем тебе, Делендик, хлопотать о подрастающем конкуренте?

Во время Великой Отечественной войны ему было 10 лет. Юный Толя ходил в адъютантах знаменитого партизанского командира Козлова. Рядом в отряде была и мать будущего драматурга. Это идет с тех времен: чувство долга, взаимовыручки.

Мы возвращаемся из Дома литератора, где состоялась теплая творческая встреча с народным артистом Словацкой Республики, видным общественным деятелем, даже бывшим одно время министром культуры Словакии, актером Национального драматического театра Братиславы Миленом Княжко. Гость привез один из своих фильмов тридцатилетней давности «Бабочка». Фильм очень талантливо снят, и Милен в нем создает неординарный образ конформиста времен оккупации фашистами Чехословакии.

Анатолий Делендик счастлив, одухотворен, он снова мысленно вернулся в 1973 год, когда они впервые встретились с Княжко. Анатолий сочинил сценарий фильма «Завтра будет поздно» о героическом поступке словака Яна Нелепки, который перешел на сторону партизан. В наши дни Милен затосковал по верным друзьям из Беларуси, и посольство организовало встречу. Увы, друзей тех времен осталось немного. И слава богу, что состоялась встреча с Анатолием Андреевичем.

До написания сценария о словаке Делендик уже был достаточно известен нашумевшей мелодрамой «Четыре креста на солнце», которую поставил театр им. Я.Купалы. Как говорили: сыграл успешно на поле А.Макаенка, чья пьеса «Лявониха на орбите» била все рекорды по посещаемости. А тут Делендик с медицинской темой и молодым В.Тарасовым в главной роли. Можно было и возгордиться. Кончилось его время ученичества. Резко поменял профессию, ведь он был врачом–психотерапевтом, писал для журнала «Вожык» и в газеты потешные небольшие рассказики. А тут взята вершина в театре. Успех окрыляет. Красавица жена, доктор наук, филолог, поддержала его рвение стать драматургом. Пьеса пошла по всему Советскому Союзу. Ее играли более чем в ста театрах, сняли спектакль по ней на варшавском телевидении.

Анатолий покупает в долю с поэтом М.Лужаниным дачу в Ждановичах и престижную машину «Волгу», семья переезжает в четырехкомнатную квартиру, к этому времени уже родились дочь и сын. Однако он не тусуется в артистическом кафе, а напряженно продолжает работать. Пишет вторую пьесу на медицинскую тему «Ночное дежурство». Пробить ее уже труднее. Но играть одну из главных ролей берется звезда кино Н.Еременко. С пьесой «Грешная любовь» дела были сложнее. В театре Я.Купалы царствовал А.Макаенок. Очень редко брали они в репертуар пьесы других белорусских драматургов. В «Грешной любви» военная тема. Тут своя конкуренция: К.Губаревич, В.Быков, А.Адамович. И все же брестский театр поставил пьесу. Несколько театров играли ее в Украине.

И.Бельский, В.Козлов и его маленький адъютант Толя Делендик.

Пришла пора уныния. После фильма «Завтра будет поздно» что–то не заладилось и с кино. Делендик набрал определенную высоту, а дальше что? Зритель требует комедий. Владея комедийным даром, остротой ума, афористичностью, Делендик выдает почти каждые полгода новую комедию. Но их упорно не желают читать в академических театрах Минска и Витебска. Хватает одного Макаенка, а тут еще с комедией «Амнистия» появился Н.Матуковский, написал комедию «Украли кодекс» А.Петрашкевич. Сейчас понимаешь, насколько была сильна конкуренция среди драматургов. Ему предлагали сочинить сценарий по чужому произведению, но Анатолий Андреевич предлагал свои оригинальные сценарии, в которых острые темы не устраивали начальство в Москве. Для театра он писал поучительные водевили и лирические комедии с легкой сатирой на нравы советских людей. Пьесы его охотно ставили театры Бреста, Бобруйска, Могилева, Гродно.

В театре торжествовала диктаторская роль главного режиссера. А это не всегда на пользу. Ведь весь репертуар подчинен исключительно мировоззрению и вкусу главного. А это уже опасная крайность.

Анатолий верен своему стилю. Молодой режиссер и опытный актер Г.Давыдько ставит в академическом театре им. Я.Купалы — театре, который и родил Делендика как драматурга, — его комедию «Вкус яблока» с великолепными актерами в главных ролях Е.Сидоровой и А.Помазаном. Полные залы, аншлаги, смех. И так на протяжении восьми лет!

Пришло время, и Анатолий Андреевич возглавил секцию драматургов нашего Союза писателей. Как–то все пришли в недоумение: он до сих пор не имеет почетного звания. Скромный трудяга–драматург жил с осознанием, что родина слышит, родина знает и заметит. Было не до званий. Скоропостижно ушла из жизни его жена. Да и сам перенес операцию. Дочь вышла замуж и уехала с внуком в Канаду, остался с сыном.

И все–таки совсем недавно Делендик получил звание «Заслуженный деятель искусств». Уже в зрелом возрасте он, любитель путешествий, совершил марш–бросок на острова Фиджи. Перед встречей c М.Княжко, буквально за неделю до нее, Анатолий Андреевич принес две свои новые книги. В одной сценарии, в другой — повести, рассказы, юморески. Года два назад он издал пятнадцать своих комедий. Уверен, многие из них не устарели.

Ходит пешком, машину отдал сыну. Продюсер А.Турович снял фильм по его давнему сценарию «Надо жить». В нем сложная медицинско–нравственная тема. Неровный, может, в чем–то фильм, но дело сделано.

После встречи с М.Княжко мы в приподнятом настроении идем пешком по улицам родного Минска. Анатолию Андреевичу хочется вспоминать молодые наши годы на киностудии. «Знаешь, что меня держало и держит на земле? Жажда творчества, желание быть необходимым и радость от сочинительства. Вот и сейчас вернусь домой, выпью чайку на травах, съем аскорбинку и засяду за новую вещь. Вот так, мой юный друг Жора, и живем. Призваны небесными силами к письму, значит, надо писать».

Советская Белоруссия № 230 (24860). Пятница, 27 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter