Спорт засыпает, но антидопинговые службы не дремлют

Анализы без срока давности

Всемирное антидопинговое агентство рекомендует продолжать тестирования спортсменов в разгар эпидемии коронавируса. Казалось бы, мировой спорт остановлен, сроки возвращения лиг и чемпионатов туманны, Олимпиада вообще «переехала» на год, но при этом в США удивляют попытками проводить тесты на удаленке — по видеосвязи, в Норвегии запускают на маршрут автобус с прозрачной кабинкой для сдачи анализов, а в России пытаются высчитать, смогут ли спортсмены, срок дисквалификации которых заканчивается в 2020 году, выступить на перенесенных на 2021-й Олимпийских играх. Вместе с директором Национального антидопингового агентства Денисом Мужжухиным мы пытаемся понять, как нынешняя беспрецедентная остановка спорта скажется на борьбе за честную игру.

Для Ирины АРЗАМАСОВОЙ и многих других спортсменов перенос сезона — шанс попасть на Олимпиаду.
Фото  БЕЛТА

— Есть мнение, что сегодня сложились очень удобные условия для тех, кто собирается использовать допинг. Кто-то, наоборот, замечает, что календарь пока не определен и потому подводиться не к чему. Какого мнения придерживаетесь вы?

— Сегодня только единичные страны полностью свернули свои антидопинговые программы — там, где это было обусловлено мерами карантина. Остальные пусть и с ограничениями, но тесты проводят. Наше агентство было вынуждено остановить отбор крови. Анализы мы делали в Варшаве, а польская граница сейчас закрыта. Все остальные проверки проводятся. В том числе и по заказу международных федераций. При этом замечу, что информация о том, что ряд антидопинговых лабораторий по всему миру был перепрофилирован для борьбы с коронавирусом, ошибочна. Там просто нет необходимого оборудования. Но при этом я не могу сказать, что сложившаяся ситуация как-то кардинально изменит отношение спортсменов к приему допинга. Да, препараты применяются не столько перед важными стартами, сколько в период базовой подготовки, и именно сейчас все занялись работой на перспективу. Но допинг ведь чаще всего в головах. Если спортсмен или тренер изначально настроены на прием запрещенных препаратов, их никакие карантины не остановят. Кстати, замечу, что за последние годы возможности лабораторий по обнаружению препаратов в организме выросли от 100 до 1000 раз, и следы тех веществ, которые будут приниматься сейчас, можно будет обнаружить и через полгода.

— Американцы запускают тестирование по скайпу: пока спортсмен сдает и запечатывает анализы, за ним по видеосвязи следит агент ВАДА. Выглядит, мягко говоря, странновато, а многие и вовсе опасаются, что в будущем стоит ждать всплеска результатов у спортсменов из США.

— Сразу замечу, что ВАДА пока не дало подтверждения использования таких методов, а результаты полученных таким способом анализов не учитываются. Мне также сложно это понять. Вопросов куча. Конфиденциальность. Соблюдение всех международных стандартов. Полноценность контроля. Сколько уже в мировом спорте было случаев подмены анализов, сколько методов было раскрыто! Не просто так ведь при сдаче проб представители антидопинговых организаций идут со спортсменом в туалет, применяют зеркала. Все должны быть уверены, что находятся в таких же условиях, как и соперники. А здесь — съемка на мобильный телефон, который к тому же остается за дверями туалета… Если этот метод будет применяться, неизбежно последуют споры, обвинения, скандалы. 

— В спорте уже сейчас сокращается финансирование, ликвидируются клубы. Финансовые проблемы могут сказаться на работе ВАДА и эффективности контроля?

— ВАДА на 50 процентов финансируется правительствами разных стран и на 50 процентов — МОК. Если бы спонсором выступала какая-то частная компания, проблемы могли бы возникнуть. Да, взносы США или России могут выглядеть существенными суммами, но, с другой стороны, что такое условно пять миллионов долларов для этих стран? Беларусь, кстати, платит меньше. Финансовая ситуация сейчас не самая простая, но порядка 30 тысяч долларов в год мы, думаю, найти сможем. 

— У многих дисквалифицированных спортсменов срок отстранения от соревнований заканчивается в 2020 году. В Беларуси таких, например, больше десятка. В прежней ситуации они бы не попали на Олимпиаду. Теперь такой шанс появляется?

— Такие спортсмены смогут выступить на Играх. Если, конечно, смогут туда отобраться. Никаких оснований для продления сроков дисквалификации из-за отмены соревнований или введения карантина не существует. Да, можно рассуждать о том, что сегодня «дисквалифицированными» стали все спортсмены, но при этом у кого-то идет срок отстранения за допинг, а кто-то вне игры не по своей вине. Но это — форс-мажор. Так бывает: просто кому-то повезло.

— Дела двух ведущих белорусских легкоатлетов Марины Арзамасовой и Дмитрия Набокова пока находятся в стадии рассмотрения. Этот процесс также остановлен или у ребят появилась возможность разобраться с проблемами до Игр?

— Структуры вроде ВАДА или AIU (независимая организация по борьбе с допингом в легкой атлетике) не прекратили рассмотрения дел. Специалисты работают удаленно. Другое дело, что сроки рассмотрения вызывают огромные вопросы. Дело Марины Арзамасовой уже рассматривают без малого год! Я понимаю, что были дополнительные экспертизы, но все равно это непозволительно долго. И для Марины перенос Олимпиады, безусловно, хорошая новость. В противном случае мне сложно представить, когда она успела бы завоевать лицензию. Пока даже неясно, когда будет принято решение. Хотя обстоятельства, из-за которых Арзамасова попала в нынешнюю ситуацию, также очень показательны. Это история как раз из тех, которые учат быть внимательными. Пока мы не можем вдаваться в детали, но когда ситуация разрешится, мы намерены подготовить подробные материалы и объясним спортсменам, какой урок нужно извлечь из опыта Марины. У Дмитрия Набокова ситуация несколько иная, но спортсмен свои объяснения также предоставил, решения пока нет. А вот белорусским тяжелоатлетам едва ли стоит ждать ослабления санкций с учетом того, что к руководству Международного тяжелоатлетического союза также выдвинуты претензии по организации антидопинговой работы. Квота в две лицензии на команду останется вне зависимости от того, пройдут Игры в 2020 или 2021 году, хотя это, конечно, в компетенции МОК. 

— В России сейчас обсуждают вероятность того, что кавардак в мировом спорте может помочь перезагрузить отношения и восстановить российских спортсменов в правах. Это вероятный сценарий?

— Чтобы перевернуть страницу и начать действовать в другом ключе, не нужны ни вирус, ни карантин, ни отмена сезона. Вопрос стоит просто: вы или принимаете правила игры, или нет. 

komashko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter