Анализ — штука важная...

Сегодня основной проблемой является рост отрицательного сальдо внешнеторгового баланса... Реальная экономика Александра Лученка

Колонка, опубликованная две недели назад, — речь в ней, напомню, шла о том, что искать пути преодоления экономических трудностей ученым и практикам нужно совместно — вызвала в целом положительный резонанс. Однако было и мнение, что пути решения проблем известны и без науки. Нужно лишь больше экспортировать товаров, ограничить потребительский импорт, стимулировать внутренний спрос. Необходимо также строить больше жилья — это обеспечит необходимый прирост ВВП.


Но анализ показывает, что не все так просто.


Сегодня основной проблемой является рост отрицательного сальдо внешнеторгового баланса. За четыре месяца этого года импорт превысил экспорт на 2,1 млрд. долларов. Это значит, что Беларусь на такую сумму должна найти валютные средства для расчета с внешними поставщиками. Долг органов государственного управления и денежно–кредитного регулирования относительно небольшой: на 1 апреля — 5,3 млрд. долларов. Однако долг банков и предприятий достиг 11 миллиардов долларов, причем 7,1 миллиарда из них — это краткосрочные долги. Белорусские предприятия для расчетов с поставщиками нуждаются в конвертации имеющихся у них белорусских рублей в валюту. И такая конвертация должна обеспечиваться. Иначе нельзя. Ведь задолженность предприятий и банков — это переходная задолженность. Одни кредиты берутся, другие гасятся. Если предприятия столкнутся с проблемами при погашении внешних долгов из–за недостатка валюты, то возникнут трудности в получении новых кредитов. Может сформироваться недоверие к банковской системе, что весьма нежелательно. Таким образом, проблему нельзя сводить только к величине государственного долга. Нужно думать и о снижении валового внешнего долга Беларуси.


Следовало бы рассмотреть и вопрос о взаимосвязи внешней задолженности с наращиванием объемов производства. В частности, на машиностроение приходится примерно половина запасов нашей готовой продукции. Доля импортных компонентов в этих запасах — 60%. Это значит, что в этой отрасли омертвлено импорта на сумму примерно 740 млн. долларов. Похожая проблема существует и в легкой промышленности. Не пора ли детально проанализировать номенклатуру товаров и приостановить производство неходовой импортоемкой продукции до тех пор, пока не сумеем распродать залежалую готовую продукцию?


Со стимулированием внутреннего спроса тоже не все однозначно. Неудовлетворенный спрос населения исчисляется миллиардами долларов, но граждане особо не спешат покупать белорусские товары, предпочитая излишки денег переводить в валюту. Не случайно за пять месяцев текущего года величина депозитов в иностранной валюте выросла на 64 процента, а рублевые вклады сократились на 13 процентов.


Было бы полезно подробно расспросить население о товарах, которые они хотят покупать. Согласится ли, например, молодежь поголовно переодеться в костюмы от «Коминтерна», носить исключительно белорусский трикотаж, обуваться в отечественную продукцию, покупать часы «Луч», пить вместо импортных сухих вин белорусские — из виноматериалов? К сожалению, у нас прохладно относились к серьезным маркетинговым исследованиям, считая более важным обеспечивать выполнение прогнозных показателей. Сегодня же стало просто необходимо создать эффективную систему маркетинга.


Нуждаются также в серьезном обосновании планы увеличения строительства жилья. Дело в том, что деньги среди населения распределены неравномерно. Кто имел возможность купить жилье — это уже сделал. Сейчас в новых квартирах нуждаются прежде всего домохозяйства с ограниченными финансовыми ресурсами. Им предлагаются все более льготные условия кредитования. Но это не значит, что они смогут возвращать ссуды. Величина проблемных долгосрочных кредитов, выданных физическим лицам, выросла с начала года на 88 процентов. На состоявшемся 19 июня аукционе по продаже готовых квартир в Минске не было продано ни одной трехкомнатной квартиры. Раскупили только более дешевое однокомнатное и двухкомнатное жилье. Становится очевидным, что население не способно финансировать грандиозные планы жилищного строительства. Государственный бюджет также сталкивается с проблемами и не сможет перераспределить ресурсы в пользу строительства без серьезного ущемления сфер здравоохранения, образования, культуры, науки. Брать внешние кредиты под строительство жилья? Но так недалеко и до ипотечного кризиса...


К сожалению, управленческие решения довольно часто принимаются без должного расчета последствий. Это связано с чрезмерной текущей загрузкой чиновников и нежеланием тратить деньги на углубленные исследования экономистов. Недостаток финансирования ведет к дефициту специалистов, владеющих экономико–математическими методами. Белгосуниверситет выпускает неплохих экономистов–аналитиков. Но наука не может привлечь их своими зарплатами: практически все они уходят в коммерческие структуры — не только в белорусские, но и в международные.


Многие кандидаты наук предпочитают переход на более высокооплачиваемую и перспективную государственную службу. Этим они серьезно повышают средний уровень квалификации белорусского чиновничества, но наукой заниматься у них не остается времени. Между тем роль аналитической деятельности при решении порожденных кризисом проблем возрастает. Это как на фронте: перед большим наступлением разведчиков не переводят в пехоту, а наоборот, командиры с ними теснее взаимодействуют, поскольку только так возможны грамотные и эффективные командные действия.


www.luchenok.com

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter