В Беларуси идут испытания уникальной ДНК-вакцины

Ампула с надеждой

Клинические испытания уникальной ДНК-вакцины американского производства против агрессивного рака проходят в нашей стране. Новое средство обещает прорыв в лечении пациентов в четвертой стадии болезни. У людей, участвующих в эксперименте, отмечается полная или частичная регрессия первичной опухоли и метастазов. Препарат показал высокую эффективность при триплет-негативном раке молочной железы. В случае радикальной операции в удаленном материале живых опухолевых клеток не обнаружено. Корреспондент «Р» встретилась с пациенткой, которая на себе испытала действие многообещающей вакцины.
ДНК-вакцину прописали принимать еженедельно целый год.
Фото из архива пациентки

Крутой поворот

Елена Коверник из Минска работала в сфере проектирования, потом обучала ИЗО и черчению, а однажды занялась каллиграфией. И теперь передает искусство красивого письма детям воскресной школы. Она вспоминает, как в детстве любила украшать буквы завитками. А год назад ее судьба сделала крутой росчерк. 

— Я не ожидала такого поворота. На даче сидели, чай пили. Холодно стало. Обхватила грудь руками, чтобы согреться. И почувствовала, что у меня увеличен лимфоузел. По приезде пошла в поликлинику. Назначили анализы и другие исследования. 

Однажды Елену заинтересовал славянский алфавит. Нажимное письмо приучает к культуре, прививает аккуратность и воспитывает терпение. Моя собеседница ждала. Прошел почти месяц, но врачи ничего плохого не находили. 

— Последнее время я чувствовала, что энергии хватает только на полдня. Моя мама умерла от рака по-женски. Но я всегда гнала от себя эти мысли. Думала, со мной такое не случится. Старалась регулярно проверяться. У меня спрашивали, есть ли в доме кошка, оценивали вероятность инфицирования. Я стала думать, может, кого-нибудь обижала или кому-то обиду не отпустила, раз проблемы со здоровьем случились. Потом вспомнила, что, работая садовыми ножницами, однажды сильно до боли защемила грудь. 

Елена ходила по врачам. Один из специалистов направил на маммографию. 

— Там посмотрели и сказали: срочно к онкологу! В груди была глубокая опухоль. Она не пальпировалась. А метастазы возникли в лимфоузле с другой стороны. Пришли результаты биопсии: агрессивная форма рака груди, четвертая стадия. Доктор сказал однозначно, что это не оперируется. Дал талончик на химиотерапию. Я была в ужасе. 

Каллиграфия развивает внимательность и делает человека собранным. Елена говорит, что в тот момент не раскисла. 

— У меня такой характер, сразу концентрируюсь. Со мной вместе пошла подруга. Она очень испугалась и расстроилась. Я боялась, что ей скорую придется вызывать, и не могла плакать. Мы с ней прошли полгорода пешком. 

Елена не могла смириться с неожиданным обстоятельством. Пока она все осмысливала, знакомый ей сказал, что в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова есть научная программа с применением вакцины для пациентов с четвертой стадией рака. 

Елена любит, когда в красивой открытке есть еще и душа. 

— Иногда грустно видеть, как внутри открытого письма ничего не написано. Мне нравятся открытки ручной работы.

Елена Коверник мечтает и дальше передавать детям искусство красивого письма.

Жажда жизни

Моя собеседница решила испытать все шансы, чтобы впереди у нее был не белый лист, а история ее жизни и творчества продолжалась. 

— Мне проверили кости, головной мозг, внутренние органы. Убедились, что проблем больше нигде нет. Было компьютерное голосование. Когда я прошла отбор, то готова была взлететь от счастья. Новый метод вселял надежду на лечение. Не могла предположить, как все будет, но очень верила в лучшее. Врач оптимистично заверил, что предварительные результаты хорошие. Некоторые женщины отказались, потому что боялись экспериментов. А я подумала: немудро лишать себя возможности. С октября началось лечение. Прошла шесть курсов химиотерапии. После каждых трех курсов мне делали исследования. Вакцину колю сама раз в неделю. За час до введения размораживаю. Это не болезненно. Лечение рассчитано на год. 

Елена снимает платочек. Новые волосы уже формируются в прическу. Когда началось лечение, дочь взяла машинку и состригла непослушные остатки волосяного покрова. 

— Химиотерапию было непросто пережить, но, наверное, благодаря вакцине переносила ее легче по сравнению с теми, кто не участвовал в программе. Когда было плохо, мыслями улетала в святые места, которые удалось посетить до болезни. Молитва от сердца самая сильная. Я просила, чтобы Бог дал мне сил. Молились за меня друзья и родственники.

Промежуточные обследования показали, что метастазы у Елены сошли на нет, а опухоль уменьшилась в два раза. Пациентке, которую еще недавно отказывались оперировать, предложили вмешательство. 

— Моему счастью не было предела. Опухоль удалили, и по анализам живых раковых клеток в организме нет. Очень благодарна врачам за их талант. Хирургам, ученым, которые взялись за программу. За их дерзновение. Предстоит еще закрепляющий курс лучевой терапии. Продолжаю колоть вакцину. Хочется, конечно, хорошего прогноза в жизни. Знаю от друзей: что касается маммологии, белорусские врачи много сделали для пациентов. 

Елена не возмущалась, за что ей это испытание. Она пыталась ответить на другой вопрос: для чего?

— В нашей семье все пересмотрели ценности. Мы порой зацикливаемся на мелочах и бытовых вопросах. А в этот час задумались над тем, что главное, а что второстепенное. Мне было радостно, что мои дети меня поддержали. Силы потихоньку возвращаются. 

Раньше распылялась на многое, а теперь думаю, что надо сосредоточиться на творчестве, преподавании. Хочется делать каллиграфические работы для храма и воскресной школы, распространять искусство писать красиво. 

Клинические испытания уникальной ДНК-вакцины «Еленаген» проходят пока только в нашей стране. У пациентов, участвующих в эксперименте, отмечается полная или частичная регрессия первичной опухоли и метастазов в легких, печени, лимфоузлах и костях. Препарат показал высокую эффективность при триплет-негативном раке молочной железы. В случае радикальной операции в удаленном материале живых опухолевых клеток не обнаружено.

Ни одна пациентка с раком молочной железы и яичников, участвующих в клинических испытаниях, не умерла. По словам заместителя директора по научной работе РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н. Н. Александрова Сергея Красного, нужно еще время для окончательного результата, но уже по предварительным данным может быть получена условная регистрация этого лекарственного средства. 

Первые результаты обнадеживают. ДНК-вакцина хорошо переносится. Исследования планируют расширить на больных с другими локализациями агрессивных форм рака. 

kosiykova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter