Амнистия не означает всепрощение

Сегодня депутаты парламента планируют рассмотреть в первом чтении законопроект об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Сегодня депутаты парламента планируют рассмотреть в первом чтении законопроект об амнистии в связи с 70-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Принятия этого закона ждут более десяти тысяч осужденных. Прибавьте к ним их родственников, близких, друзей, и цифра возрастет как минимум в несколько раз. Кто и при каких условиях может рассчитывать на смягчение наказания и кого амнистия не коснется? Об этом в интервью “НГ” рассказал председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Валерий ГАЙДУКЕВИЧ.

— Валерий Владимирович, предстоящая амнистия — уже тринадцатая по счету. В чем ее особенности?

— Прежде всего отмечу, что само слово “амнистия” в переводе с греческого означает “прощение”. Речь идет о полном или частичном освобождении от наказания, а также его замене на более мягкое. При всех за и против любую амнистию следует рассматривать как проявление гуманизма со стороны государства. Но, естественно, прощает государство далеко не всех. Ведь, как известно, есть люди, которые оступились, осознали свою вину, встали на путь исправления, а есть закоренелые преступники, злостные нарушители порядка отбывания наказания. На них акт гуманизма не распространяется ни при каких условиях. В целом нынешний законопроект об амнистии существенно не отличается от предыдущих, но кое-какие особенности все же имеются. В частности, под амнистию попадет значительное количество людей, совершивших экономические преступления, при условии возмещения причиненного вреда и отбытия определенного срока наказания. Также расширена категория лиц, на которых амнистия не распространяется. В их числе, например, водители, нарушившие правила дорожного движения в состоянии алкогольного опьянения, что повлекло смерть человека.

— Как выглядит предстоящая амнистия в конкретных цифрах?

— По предварительным подсчетам, на снисхождение могут рассчитывать более десяти тысяч осужденных. Из исправительных учреждений предполагается освободить около 2,1 тысячи человек, из учреждений открытого типа — около 630. Срок наказания будет сокращен на год примерно 7 тысячам осужденных.

— Любая амнистия вызывает определенные опасения в обществе в связи с выходом на свободу большого числа осужденных...

— Повторюсь, амнистия коснется только тех, кто совершил преступления, не представляющие большой общественной опасности, и встал на путь исправления. В эту категорию войдут также несовершеннолетние, беременные женщины и пенсионеры, инвалиды I или II группы, граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и другие.

На послабления, и тем паче на досрочное освобождение не могут рассчитывать лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, рецидивисты, осужденные к пожизненному заключению. Кроме того, амнистия не распространяется на лиц, к которым она уже применялась, но они вновь преступили закон.

— Насколько эффективна эта мера в плане регулирования уровня преступности, профилактики правонарушений?

— Конечно, стопроцентных гарантий, что амнистированные снова не совершат преступление, никто не даст. Однако тысячи людей получают шанс вернуться к нормальной жизни, и большинство его используют. Тем более что законопроект предусматривает оказание амнистированным помощи в трудоустройстве, изготовлении и замене документов. Все вышедшие на свободу находятся под пристальным вниманием правоохранительных органов. По статистике, рецидив преступности среди амнистированных с каждым годом становится все меньше. А это значит, что амнистия стимулирует законопослушное поведение.

— Насколько часто, на ваш взгляд, надо проводить амнистии? О чем свидетельствует мировой опыт?

— Для каждого государства эта процедура специфична, учитывает как менталитет общества, так и общий уровень криминогенной ситуации в стране. Вообще амнистия предусмотрена законодательством всех стран СНГ, а также Китая, Франции, Румынии, Болгарии, Латвии, Литвы, Австрии и многих других государств. В одних странах амнистии объявляются довольно часто, в других — только в исключительных случаях. В ряде стран, например, в Германии, Испании, Швеции, этот институт и вовсе отсутствует.

У нас амнистии, как правило, проводятся к юбилейным, знаковым для государства датам. Что вполне оправданно, ведь если применять эту меру чаще, искажается суть и смысл амнистии, обесценивается сама мера наказания и падает доверие к правоохранительной системе в целом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter