Американская мечта в белорусском варианте?

Активнее всего в минувшем году мы строили жилье и покупали автомобили Объем розничного товарооборота увеличился по сравнению с 2005 годом на 17,7 процента при прогнозном задании 9—10,5 процента. Объем бытовых услуг населению возрос еще больше — на 21 процент.

По данным Министерства торговли Беларуси, наибольшим покупательским спросом пользовались строительные материалы — как выражение развернувшегося в Беларуси строительного бума, а также добротные обувь и одежда — как подтверждение нашего стремления жить комфортно и красиво. Нетрудно догадаться, что это говорит о росте покупательной способности населения. Тенденцию повышения реальных денежных доходов подтверждает увеличение в структуре товарооборота на один процент непродовольственной части, достигшей уже 47 процентов.
Казалось бы, всего один процент... Однако он дорогого стоит, поскольку прибавляется уже не первый год, и именно соотношение реализации продовольственных и непродовольственных товаров — лучшее доказательство повышения уровня жизни в стране. Значит, все больше денег идет не только на еду, а, например, на покупку личных автомобилей.
В 2006 году автомобилизация белорусов значительно “рванула” вперед: теперь на каждые 100 белорусских семей приходится уже 52 автомобиля, в то время как, например, в Украине 28 автомобилей. Понятно, где растет автомобильный парк, там должен развиваться и автосервис. Именно он и дал наибольший вклад в столь серьезный рост объема бытовых услуг — в его структуре техническое обслуживание и ремонт автотранспорта достиг уже 25 процентов. Для сравнения: в 2002 году доля этого вида услуг составляла 9,7 процента, в 2005-м — 22,3 процента. Важно, что активнее открываются не только частные, но и государственные автомастерские при районных комбинатах бытового обслуживания.
Вторую позицию в сфере бытового обслуживания населения заняла активизация жилищного строительства. Это ремонт и строительство жилья (а также других построек), на долю которых пришлось 18 процентов “бытовки”.
На третьем месте услуги парикмахерских — они теперь стабильно дают 10—12 процентов в общем объеме.
Что не удалось в 2006 году, так это переломить тенденцию убыточности бытовых услуг в сельской местности, и это несмотря на то, что проведена огромная работа по возврату в райбыткомбинаты парикмахерских и ритуальных услуг. Денежные доходы сельского населения все-таки пока не назовешь высокими. Убытки от работы на селе перекрываются прибылью от высокорентабельных видов деятельности в городах — того же ремонта автомобилей, квартир и коттеджей. Это содействует и обеспечению выполнения социальных стандартов.
Особую актуальность приобрело в истекшем году соотношение белорусских и импортных товаров. Доля товаров отечественного производства составила 79,4 процента. Какой она должна быть, мнения у специалистов разные. Но наконец-то многие из них оценили политику импортозамещения, поверили в возможности отечественной экономики и тоже с гордостью стали говорить, что мы и сами с усами...
Спрос внутреннего рынка за счет товаров собственного производства Беларусь почти полностью способна удовлетворить по льняным тканям, холодильникам, морозильникам, телевизорам, чулочно-носочным изделиям, постельному белью, бельевому трикотажу. В этот перечень по-прежнему пока не входят автомобили, мобильные телефоны, многие виды инструментов, канцелярских, спортивных и фототоваров.

     На покупку товаров и оплату услуг израсходовано за 11 месяцев 34,7 трлн. рублей.

Денежные расходы и сбережения населения Беларуси в январе—ноябре прошлого года составили 42 трлн. рублей. Как сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве статистики и анализа республики, на покупку товаров и оплату услуг население израсходовало за 11 месяцев минувшего года 34,7 трлн. рублей (82,7% от общей суммы денежных расходов и сбережений).

По данным статистического ведомства, на оплату налогов и добровольных взносов в январе—ноябре прошлого года пошло 5,4 трлн. (12,8% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, включая сальдо покупки-продажи иностранной валюты, — 1,9 трлн. рублей (4,5%).

Как уже сообщалось в “НГ”, денежные доходы населения Беларуси в январе—ноябре минувшего года составили 42,3 трлн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года они увеличились на 25,8% при росте потребительских цен на товары и услуги на 7%. Реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) за 11 месяцев прошлого года по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого увеличились на 17,5%. Напомним, прогнозируемый рост этого показателя на 2006 год — на 7—8,5%. В ноябре минувшего года реальные денежные доходы населения страны увеличились по сравнению с ноябрем позапрошлого года на 18,7%. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом налогов и добровольных взносов, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе—ноябре 2006 года возросли к уровню января—ноября 2005 года на 17,4%.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter