Народная газета

Амбиции со здравым смыслом

Белорусское кино с его 90-летней историей начинает жизнь с чистого листа

Когда заводишь разговор об отечественном кино, непременно готовься услышать ряд замечаний. Критикуют наши фильмы все кому не лень: мол, и сюжеты избитые, и снято всё плохо, и монтаж никудышный, и спецэффекты примитивные... Все это не ново. Но пустые разговоры, как правило, ни к чему не приводят. Тут важно понять, как сделать наше кино лучше. Похоже, нынешнее руководство “Беларусьфильма” знает ответ на этот вопрос. Или опять разговоры?

Игорь Поршнев занял кресло гендиректора национальной киностудии два года назад. И первоочередной задачей для него стало завершение реконструкции “Беларусьфильма”, который пребывает в “разобранном” состоянии с 2009 года. Чего тут скрывать — Поршневу достался долгострой с вагоном и маленькой тележкой проблем. Заниматься творческим процессом, несмотря на большое количество амбициозных идей, гендиректору было некогда. Через несколько месяцев, а точнее, в ноябре этого года, “стройка века” должна быть завершена, а студия — вернуться к полноценной жизни. В обновленном здании, обещает Поршнев, закипит и новая жизнь кино. В том числе благодаря его заместителю по творческим вопросам Вячеславу Никифорову, которого назначили в помощники Игорю Валентиновичу в начале года. Хотя в отношении мэтра белорусского кино правильнее сказать — пригласили. Никифоров признается, что “видел безобразие, которое творилось на киностудии, и пришел что-то сделать”.

— Отношение государства к Национальной киностудии “Беларусьфильм” серьезнейшее. В реконструкцию вложены немалые деньги. Понятное дело, должна быть отдача, — говорит гендиректор. — Планируем в год делать по 6 полнометражных фильмов, 9—12 анимационных, определенное количество документального кино.

Но все эти картины будут совершенно нового качества. Даже фильмы, которые были запущены на студии до прихода нынешнего руководства, пытаются поднять на более высокий уровень, чтобы, как выразился Поршнев, мы не получили очередное “местечковое” кино.

Наполеоновские планы нам ни к чему


Нынешнее руководство киностудии реально смотрит на вещи. Здесь понимают: крупные дорогие проекты не вытянуть. Если вложить в фильм несколько миллионов долларов, мы не сможем окупить его внутри страны. А выйти на международный рынок сегодня не так-то просто. Увы, нет у нас мощного отряда сценаристов, режиссеров, операторов, художников, продюсеров. Остается вариант малобюджетного кино. С этого на “Беларусьфильме” и собираются начать.

— Будем выпускать в год около 6 фильмов с бюджетом на каждый по 300—400 тысяч долларов. Потихоньку, терпеливо развивая отечественный кинематограф, — посвящает в планы Вячеслав Никифоров. — Но эти фильмы лишь часть нашего кинопроцесса. Есть и другие амбиции.

Второе направление, по которому планирует работать киностудия, — фильмы о белорусской истории и культуре.

— За более чем два десятка лет реального суверенитета — ни одной настоящей исторической темы и экранизации белорусской классики. Чем занимался “Беларусьфильм”? — недоумевает Никифоров. — Нужно просто высечь всех на конюшне, пока не отпадет охота снимать такое кино, которое появлялось до сих пор.

Картины, касающиеся национальной культуры, вряд ли отобьют деньги в прокате. Но не снимать такое кино нельзя. С этим согласны даже независимые режиссеры.

— Мы ведь музеи содержим, книжки классиков, которые мало кто читает, выпускаем. Должны и кино делать. Это инвестирование в будущие поколения, — уверен сценарист, режиссер и продюсер Андрей Курейчик.

Еще один кинопродукт, который собираются выпускать на фабрике “Беларусьфильм”, — картины совместного производства. На данный момент они являются единственной возможностью для нашей страны выйти на международные кинорынки. Причем желательно участие в производстве таких картин не менее пяти стран.

Идею о копродукции поддерживает и молодой белорусский режиссер Дарья Жук, которая с помощью нескольких участников из Америки, Германии, России, а также нашего “Беларусьфильма” сняла полнометражный фильм “Хрусталь”. Дарья окончила школу искусств Колумбийского университета в Нью-Йорке. По ее мнению, в Беларуси не хватает среды, в которой можно “напитываться и развиваться”:

— Очень важно расконсервироваться, выйти из вакуума, иметь связь с мировым кинематографом. Попав в Колумбийский университет, я была удивлена, что туда приезжают учиться люди из самых разных стран и что некоторым из них государство оплачивает обучение.

Ремесло + творчество


К сожалению, отечественная подготовка специалистов сильно хромает.

— Ребята приходят после академии искусств режиссерами-постановщиками, но в производстве ничего не смыслят, — утверждает Никифоров. — Кто там преподает? Почему не приглашают преподавать талантливых действующих мастеров, как это происходит на Западе: сделал режиссер заметную картину — его сразу в университеты зовут опытом делиться. Как проходит у студентов практика? Во время учебы во ВГИКе я провел полгода на “Мосфильме”, набираясь опыта. Пытаемся наладить подобное сотрудничество между “Беларусьфильмом” и академией искусств. Чтобы потом не пришлось учить выпускников азам профессии, как это происходит сейчас. Думаете, я занял должность заместителя гендиректора по творческим вопросам и сразу занялся творчеством? Первое, что я сделал, — собрал молодых сотрудников и стал учить их ремеслу, напоминая, что есть технологии и правила игры. Я видел продукцию, которую делала киностудия. Это древнее мышление, это киноязык 1970-х, талантливых людей там и в помине нет, они работают в России, других странах. Но их можно вернуть. Соблазняю тем, что нигде в мире — только у нас — режиссеру полагается не менее 5 процентов отчисления от проката. Это стимул. Но ты не увидишь этих 5 процентов как собственных ушей, если сделаешь средний фильм.

Люди — вот основа хорошего кино. Не деньги, не материальная база, а люди. Те, кто пишет качественные сценарии, талантливо продюсирует и снимает фильмы. Сейчас на “Беларусьфильме” пытаются приумножить отряд таких специалистов. Новая страница в жизни киностудии сулит хорошие перспективы.

МНЕНИЯ


Юрий Игруша, начальник отдела маркетинга, реализации и рекламы киностудии “Беларусьфильм”:


— Пока не будет почвы для создания качественного кино, никакого разговора о крупных продажах не может быть и речи. Сегодня продаем то, что было снято на киностудии за многие годы. Есть много неплохих фильмов, которые покупают. Меньше — в дальнее зарубежье, больше — в русскоязычное пространство. Но для того, чтобы было что продавать в будущем, надо менять ряд вещей и подходов.

Николай Лавренюк, киновед, сценарист, продюсер, координатор национального конкурса Минского международного кинофестиваля “Лістапад”:


— Беларусь остается белым пятном на карте кинематографии. Структура финансирования кино в нашей стране немного архаична, не вписывается в тенденции мирового кино. Беларусь является, наверное, единственной в Европе страной, где до сих пор нет кинофонда и киноцентра, которые непосредственно занимаются распределением средств для продвижения фильмов и интеграции в мировое кинопространство.

Алексей Безуглый, заместитель начальника отдела по кинематографии Министерства культуры:


— Второй год в Министерстве культуры готовится новый указ о кино. Исходя из наших возможностей, традиций и мирового опыта, пробуем создать документ, который будет способствовать максимально комфортной работе кинематографистов. К его разработке привлечены представители как государственных, так и независимых структур, работающих в сфере кино.

СКОРО

Краткость — сестра молодых талантов


На “Беларусьфильме” стараются поддерживать начинающих режиссеров. В августе киностудия представит альманах дебютных работ “Мы”. В него вошли пять новелл с общим хронометражем 100 минут. Каждая новелла — отдельная самостоятельная законченная история со своими героями. “Брачо” Кирилла Ерохина рассказывает о жизни подростков. “Украденная любовь” Евгения Сетько — о молодой паре, которая мечтает о легкой жизни. “Диалог” Надежды Абрамчук — психологическая история внутреннего мира 11-летней девочки, которая не чувствует материнской любви. “Попутчик” — короткометражная драма отцов и детей. “Кукла” Анастасии Мирошниченко — воспоминания мужчины и женщины о первой любви.

Альманах имеет фестивальный потенциал и будет интересен широкой аудитории зрителей, в том числе семейной, считают специалисты.

mila@sb.by

Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?