Амбиции без амуниции

Кто и зачем пытается повернуть вспять диалог между Беларусью и Европой?Недавно “Народная газета” проводила опрос среди молодежи с целью узнать, что значит в их понимании “патриотизм” и на что они готовы ради своей страны. Разумеется, в их суждениях еще немало юношеского максимализма, тем не менее искреннее желание блага и процветания родной земле со стороны юных граждан вызывает уважение. Но, к сожалению, таких принципов придерживаются не все.

Точкой отсчета нормализации отношений Беларуси с европейскими структурами стали прошлогодние парламентские выборы. На сей раз их легитимность не вызвала сомнений даже в ОБСЕ. Оппозиция вчистую проиграла избирательную кампанию. И пока в ее стане приходили в себя и анализировали случившееся, контакты между официальным Минском и Брюсселем постепенно набирали обороты. Столько встреч, сколько состоялось в этом году, не было за все минувшее десятилетие. В Минске побывали делегации ПАСЕ, Европарламента, ПА ОБСЕ и верховный представитель по общей внешней политике и политике безопасности ЕС Хавьер Солана. А на середину апреля запланирован визит в Беларусь еврокомиссара по внешним связям Бениты Ферреро-Вальднер. В этот контекст логично вписывается и недавнее решение министров иностранных дел стран ЕС продлить на девять месяцев частичную приостановку санкций в отношении белорусских чиновников.
Теперь главным на повестке дня остается вопрос участия Беларуси в программе “Восточное партнерство”, которая обещает целый ряд привилегий шести странам — восточным соседям ЕС. А именно: вовлечение экономик в европейский рынок, присоединение к единой системе коллективной безопасности и общей энергетической сети, снятие всяких санкций и ограничений, уменьшение стоимости и постепенная отмена виз. В общем, все то, что на дипломатическом языке называется политикой добрососедства.
Нам это выгодно? Для любого здравомыслящего человека ответ очевиден. Отправляя на экспорт порядка 60 процентов своего ВВП, мы являемся по этому показателю одной из десяти наиболее открытых экономик в Европе. При этом Беларусь, находясь на перекрестке важнейших магистралей, имея развитую инфраструктуру, передовой научно-технологический потенциал и квалифицированную рабочую силу, сама может многое предложить Евросоюзу и в плане производственной кооперации, и в плане возможностей для инвестирования в нашу экономику. Однако у так называемых оппозиционеров, видимо, иная точка зрения. Сближение Беларуси и ЕС вызывает у них крайнее раздражение. А потому при всяком удобном случае они норовят вставить палки в колеса механизма налаживания дружеских отношений. Можно вспомнить их болезненную реакцию на визит в Минск генерального секретаря Совета ЕС Хавьера Соланы. Крайне удивившись, что еврокомиссар не вспомнил о каких-то условиях, которые должна выполнить наша страна, оппозиция заявляет: “В Страсбурге мы, к сожалению, почувствовали, что уже по многим вопросам решения сформированы на 80—90 процентов. И сейчас мы пытаемся это все развернуть в другую сторону”. В какую “другую”, совершено понятно.
После визита председателя ПА ОБСЕ Жоау Соареша, от которого оппоненты власти тоже не получили ожидаемой поддержки, читаем, мол, европейцы в диалоге с белорусскими властями должны “руководствоваться европейскими ценностями и моралью, а не узкими экономическими интересами”.
Поучать Европу — это уже что-то новое! Но интереснее другое: какой смысл вкладывает в понятие “мораль” белорусская оппозиция. Подход весьма оригинальный — представить страну исключительно в темном свете, навешать на государство и предприятия, а значит, и на весь народ побольше санкций, лишить экономику инвестиций, ужесточить визовый режим, — в общем, снова опустить железный занавес. Что же будут в это время делать сами оппозиционеры? То, что и раньше: разъезжать по заграницам, поливать грязью страну, жаловаться на свою судьбу и выпрашивать очередные гранты (ведь жить на что-то надо). Не случайно, отвечая на вопросы журналистов, Александр Лукашенко негативно высказался по поводу реакции оппозиции на нормализацию диалога Беларуси и Запада. “Если бы мы опубликовали все то, что знаем об оппозиции и о том, как она “работает” в Брюсселе, Страсбурге и других городах Европы и Америки, вы бы ужаснулись, — сказал Президент. — Это пятая колонна, враги белорусского народа, которые уже не стремятся прийти к власти — они просто хотят зарабатывать деньги на чем попало”.
Неудивительно, что электоральное поле оппозиции нисколько не увеличивается. Теряя былую поддержку в лице европейских властных структур, они решили сохранить свое политическое реноме, взяв в “союзники” мировой экономический кризис. Вот где простор для творчества! Порой в их заявлениях все представляется так, как будто центром и причиной этого самого кризиса является исключительно Беларусь. Все, что ни делает сейчас власть, чтобы справиться с подброшенными к нам извне неприятностями, это все неправильно, не “по-научному”, то есть не по учебникам либеральных экономистов. Но нигде не встретишь главную мысль о том, что эти самые учебники и завели мир в экономический тупик.
Ни слова не упоминается о несравнимо более тяжелых последствиях кризиса в Украине, Латвии, Литве, других европейских странах, где резко падают доходы населения, зашкаливает безработица, сокращают производство и увольняют тысячи своих сотрудников такие брэнды, как “Нокиа”, “Эриксон”, “Дженерал моторс”, “Тойота” и другие.
Представители оппозиции на всех углах критикуют действия белорусского правительства, но что предлагается в качестве альтернативы? А с этим как раз серьезный дефицит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter