Амазонки и злые звезды

Книжный навигатор
Алесь Адамович. «...Имя сей звезде Чернобыль». Минск, Ковчег, 2006.

В белорусской литературе единицы подобных имен — привлекательных романтическим, интеллектуальным ореолом и известностью международной. Еще в бытность мою в Москве в Литературном институте преподаватели вспоминали о «вашем Адамовиче», который на съезде писателей СССР говорил о том, что радиация засыпала Беларусь, и возмущался кощунственной фразой прессы: «Ветер, к счастью, дул не на Киев...» Зато на Гомель и Минск! Тексты выступлений Алеся Адамовича, посвященные чернобыльской трагедии, выдержки из его записных книжек, его обращения во власть, статьи и письма собраны в этом издании. Плюс повесть «Последняя пастораль», сценарий неснятого фильма... Эта книга, эмоциональная, с неровной страстной интонацией, скажет больше о произошедшей в Беларуси беде, нежели тома научных исследований. А хорошая литература всегда остается таковой, даже в публицистических заметках.

Татьяна Москвина. Всем стоять! Санкт–Петербург, Амфора, 2006.

Еще до прочтения у меня на эту книгу «была эмоция», а именно — и мне не стыдно в этом признаться — зависть. Не конкретно к Москвиной, но ко всем российским изданиям подобного рода. Не за себя — за отечественную культуру обидно. Как в Беларуси не хватает книг критики! Не научных, а сборников актуальных, легко читаемых статей и рецензий. Ну, и хлесткой до убийственности критики мало у нас до неприличия. Что касается конкретно Татьяны Москвиной, то она, начиная с обложки, позиционирует себя зловещей культур–амазонкой. Чтобы доказать, что и двадцать лет назад она не была добрее, автор включила в сборник статьи начиная с восьмидесятых прошлого века. Конечно, перестроечные реалии и оценки ныне пробивают не столько на размышления, сколько на ностальгию. Впрочем, почему бы и не вспомнить, как вся страна обсуждала «Жестокий романс» Эльдара Рязанова или «Маленькую Веру» с «этой сценой»? А как странно читать статью о... певице Татьяне Булановой. Оказывается, можно и в сем явлении найти интеллектуальные аллюзии, а именно связь творчества мадам Булановой с традицией уличного пения... Зато расстановка сегодняшних культурных акцентов зацепит всех. Например, насчет сериала, в котором «слепят из подмененной жизни и личности поэта скверно пахнущую чертову куклу и сунут массам в пасть». Или другого сериала, где «кому–то, может, и в кайф посмотреть, как зарезали Нагиева и распяли Безрукова, но для этого сорта зрителей постарались недостаточно». К сожалению, в эпоху массовой культуры мы поглощаем все безоценочно — книги, сериалы, выставки. И часто без всяких эмоциональных последствий. То есть не пища духовная, но бурда для похудания. Приятная на вкус, разбухающая в желудке, чтобы убить чувство голода. И нужно, чтобы кто–то внятно объяснял, что это — не хлеб. Пускай не со всеми оценками Москвиной из Петербурга мы согласимся — так ведь и смысл критики в том, чтобы вызывать на дискуссию.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter