Альянс в пользу пассажира

Появится ли союзный автобус?Премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский во время посещения автобусного завода в Лиде Гродненской области заявил о возможности создания в Беларуси автобусного холдинга. Пора задуматься, считают специалисты, и о более широком объединении — в рамках Союзного государства. Белорусам и россиянам нужно конкурировать не друг с другом, а с зарубежным автопромом.

Три в одном
Сегодня автобусным производством в Беларуси занимаются МАЗ, Гомельский авторемонтный и лидский опытный завод “Неман”. Минтранс и Минпром, как поставил задачу Сергей Сидорский, должны определить, как будет работать новый холдинг и как продукция, производимая входящими в него предприятиями, способна будет конкурировать на внешних рынках. Опыт создания аналогичного объединения уже есть, подчеркнул премьер-министр.
Действительно, например, на базе тех же МАЗа, БелАЗа ранее были созданы производственные объединения. Принцип их формирования основывался на том, что сильные предприятия брали себе “на буксир” заводы послабее. Поэтому с учетом того, что МАЗ сегодня производит автобусов в три раза больше, чем лидчане и гомельчане вместе взятые, и в новом холдинге, полагают специалисты, локомотивом станет столичный завод.
Пора выносить
“Предложения о создании холдинга нам пока не поступали”, — сообщил спустя несколько дней после заявления премьер-министра гендиректор РУП “МАЗ” Николай Костень. Но при этом заверил: “Будет поставлена задача — будем ее решать”.
“Не совсем здорово, что три предприятия в Беларуси выпускают практически аналогичную продукцию”, — признал наличие проблемы руководитель МАЗа. “Но с другой стороны, — отметил он, — конкуренция стимулирует повышение качества: каждое предприятие борется за рынки сбыта, наращивает продажи”.
В последнее время из-за увеличения объемов производства как грузового, так и автобусного минский автозавод столкнулся с дефицитом площадей. Именно это, как заявляют некоторые эксперты, вынудило минчан, в частности, уменьшить их вклад в выпуск троллейбусов.
Пока МАЗу удается справляться с этим за счет внутренних резервов. Но в перспективе, как полагают многие, придется выносить часть производства на другие площадки, в том числе, может быть, в Лиду и Гомель.
Вместе — дешевле
Если будет принято решение об объединении, то три предприятия необходимо будет перво-наперво перевести под “крышу” какого-то одного министерства, например Минпрома, считает директор автобусного филиала АМАЗ минского автозавода Григорий Капач. К “промышленникам” пока относятся только минчане. Гомельчане подчиняются Министерству транспорта и коммуникаций, а лидчане как бывшие “оборонщики” — и вовсе Государственному военно-промышленному комитету.  Насколько безболезненно и быстро может пройти объединение, если этому будет дана “отмашка”, не берется сказать никто.
Впрочем, по мнению директора АМАЗ, непреодолимых препятствий нет. “Есть много вариантов решения проблемы, — рассказал он. — Должно быть принято принципиальное решение. Остальное — дело техники”.
Говоря о выгодах объединения, Григорий Капач отметил, что в случае создания холдинга “это будет единый центр конструкторской мысли и разработки. Модельный ряд техники разделится между предприятиями. Если будет общая разработка, а узлы и детали станут унифицированы, то и себестоимость автобусов окажется меньше”. Такой шаг, по мнению директора,  позволит повысить конкурентоспособность и в значительной степени обеспечит взаимозаменяемость деталей при эксплуатации и ремонте.
Такой же взаимозаменяемости, по мнению главы АМАЗ, можно добиться и в результате взаимодействия россиян и белорусов в рамках новой союзной автобусной программы, если такая была бы утверждена.
АМАЗ выпускает широкую линейку автобусов, отметил Григорий Капач. Поэтому имело бы смысл взаимодействовать со всеми профильными предприятиями России. Основной упор можно было бы сделать на сотрудничество с ПАЗом и ЛиАЗом, продукция которых с минской “пересекается” наиболее.
Взаимодействие белорусов и россиян, полагают эксперты, позволило бы автобусопроизводителям двух стран более уверенно конкурировать с зарубежным автопромом, который иногда за счет дешевой рабочей силы, а иногда благодаря субсидированию со стороны собственного правительства предлагает автобусы на 5—15 процентов дешевле, хотя они порой и ниже качеством.

Справка “СВ”
Основной производитель автобусов в Беларуси собирается в нынешнем году выпустить около 1,8 тысячи автобусов разного класса, из которых 35—40 процентов поступит российским заказчикам. На лидском заводе “Неман” рассчитывают собрать на конвейере до 175—200 городских и пригородных автобусов “Неман”. На гомельском предприятии поставили задачу выпустить за год около 400 автобусов среднего класса под маркой “Радимич”. Суммарная доля белорусских поставок в Россию, по расчетам экспертов, не превышает и пяти процентов общего объема продаж на этом рынке.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter