Альтернативный разрез

НАЦИОНАЛЬНОЙ программой развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011—2015 годы предусмотрено увеличить их использование в Беларуси в 1,9 раза. В том числе за счет внедрения биогазовых установок электрической мощностью до 90 МВт. В сельском хозяйстве уже работают 7 биогазовых комплексов. В нынешнем году предстоит построить еще десять. При всем этом руководители даже успешных сельхозорганизаций не особо торопятся браться за их возведение. Только ли высокая стоимость подобных проектов тому причина? И насколько выгодно хозяйству работать с инвестором, вкладывающим деньги в возведение объекта альтернативной энергетики на территории сельхозорганизации? В этом попыталась разобраться корреспондент «БН».

Если иметь биогазовые установки выгодно, то почему руководители хозяйств строить их не спешат?..

НАЦИОНАЛЬНОЙ программой развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011—2015 годы предусмотрено увеличить их использование в Беларуси в 1,9 раза. В том числе за счет внедрения биогазовых установок электрической мощностью до 90 МВт. В сельском хозяйстве уже работают 7 биогазовых комплексов. В нынешнем году предстоит построить еще десять. При всем этом руководители даже успешных сельхозорганизаций не особо торопятся браться за их возведение. Только ли высокая стоимость подобных проектов тому причина? И насколько выгодно хозяйству работать с инвестором, вкладывающим деньги в возведение объекта альтернативной энергетики на территории сельхозорганизации? В этом попыталась разобраться корреспондент «БН».

Что написано пером…

Агитировать за подобные объекты уже никого не надо. На селе наслышаны о том, что дает биогазовая установка: утилизацию отходов параллельно с производством экологически чистых, лишенных нитритов, семян сорняков, болезнетворной микрофлоры органических удобрений. Специалисты утверждают: расход их на гектар составляет 1—5 тонн вместо шестидесяти необработанного навоза, а урожайность при применении чудо-органики повышается на 40 процентов. Ну а если хозяйство к тому же и собственник биогазовой установки, оно может иметь еще дополнительный доход за счет продажи электроэнергии. Дело выгодное! Что подтверждают и экономические выкладки.

Но чтобы стать собственником установки, прежде надо вложить несколько миллионов в валюте в ее возведение. Так, объем инвестиций, к примеру, в СПК «Агрокомбинат Снов» составил 6,7 миллиона евро для станции мощностью 2 МВт. Она была введена в строй в конце 2011 года, но до сих пор работает наполовину номинальной мощности. А рассчитана на выработку 15 миллионов кВт/ч электроэнергии в год (для сравнения: годовое энергопотребление агрокомбината — 13 млн. кВт/ч) и около 1,4 Гкал тепла.

Для реализации проекта в 2009 году совместно со швейцарской компанией «ТДФ Технолоджи Холдинг AG» создано совместное предприятие «ТДФ Экотех — Снов». СПК предоставило СЗАО участок для строительства, оказывало содействие в решении организационных вопросов, зарубежные партнеры полностью профинансировали строительные работы и приобретение оборудования.

Ни одного белорусского рубля вложено не было, но при этом максимально привлекались отечественные специалисты. Однако ориентация на белорусские проектные и строительные организации породила и ряд проблем. Факт, но у нас в стране нет организаций с опытом проектирования биогазовых установок. Отсутствуют многие нормативно-проектные документы. Поэтому бюро в Австрии, принадлежащее инвестору, выполнило разработку технологической части проекта. Предполагалось, что его адаптацию к местным условиям сделает белорусская организация. Но этого не случилось. «Наши проектанты хотят получить проект в целом, по сути, перерисовать его со своими штампами и переписать готовое решение, — рассказал директор инжиниринговой компании СООО «ТДФ Экотех» Михаил Шишаков. — И нашей фирме пришлось взять на себя основную интеллектуальную часть этой работы, а также выступить генподрядчиком, потому что не так много и строительных организаций с опытом возведения подобных объектов».

Непродуманная привязка объекта к белорусским условиям привела впоследствии к проблемам в эксплуатации. К тому же экспертиза заложила нереально короткие нормативные сроки строительства: десять месяцев вместо двух с половиной лет. Не укладываешься — заплати налог. На этапе ввода объекта тоже возникали неувязки. Так, «Минскэнерго» не принимало в сеть вырабатываемую во время пуско-наладочных работ электроэнергию. Мол, объект не сдан, и продавать ее собственник не имеет права. А куда девать?

Между инвестором и хозяйством заключен договор на 15 лет о совместных поставках: агрокомбинат обеспечивает установку сырьем (навозом, биомассой, другими органическими отходами), а после переработки получает удобрения, а также тепловую и электрическую энергию. Тепло пока не используется. После продажи электроэнергии в распоряжении хозяйства остается всего лишь 5 процентов прибыли. Фактически у агрокомбината нет заинтересованности в выводе установки на полную мощность. Опытный руководитель СПК «Агрокомбинат Снов» Николай Радоман не скрывает проблем.

Правы все, страдает дело?

— Сегодня ветер дует только в одну сторону. Желание инвестора — больше произвести электроэнергии и быстрее вернуть вложенные деньги, а затраты переложить на нас, — отмечает руководитель СПК «Агрокомбинат Снов». — Было бы идеально, если бы прибыль делилась поровну.

На что директор «TDF Ecotech AG» Владимир Шлоттхауэр, представляющий интересы стороны, финансировавшей проект, возражает: «Сколько пива, столько песен». Но в начале «песен», то бишь благих ожиданий, было гораздо больше. Так, сейчас председатель СПК недоволен, как идет утилизация свиноводческих стоков, что ставилось в разряд первоочередных задач при возведении установки. По расчетам, 250 тонн должно было отправляться на переработку, а берут немногим больше ста. Газ, получаемый из стоков, насыщен серой, ее надо гасить дорогим препаратом, поэтому у собственника нет желания этим заниматься.

Более того, бактерии, вырабатывающие метан, «разборчивы» в питании и «любят кушать» кукурузный силос, самое энергетически емкое сырье, повышающее выработку метана в разы. Его сейчас загружается 10 тонн ежедневно. Партнеры просят 20, но агрокомбинат не идет на это. Ведь при применении силоса в два раза дороже становятся органические удобрения, те, которые хозяйство забирает после переработки субстрата. Что, конечно же, отражается на себестоимости выращиваемой продукции. Еще немаловажный момент: загрузка массы должна быть строго дозирована: нельзя один раз «вбухать», скажем, 100 тонн силоса, а в другой — столько же навоза. Это приведет к спаду выработки газа. В приготовлении субстрата есть свои правила, которые необходимо соблюдать. Правильная микробиология подразумевает прежде всего правильное соотношение углерода к азоту (цепь N) в составе сырья. И когда используется много азотистых веществ и мало углерода, тогда соотношение складывается в неоптимальную сторону. В свою очередь углеродистая составляющая, которая поступает либо с растительными отходами, либо с навозом крупного рогатого скота, позволяет сбалансировать состав.

— Мы, несомненно, добились снижения экологической нагрузки, но вот экономика не в нашу пользу, — сетует Николай Радоман. — В частности, немецкая сторона хотела даже, чтобы транспортные услуги по доставке сырья и отвозке выработанной органической массы оказывались за счет хозяйства. Пришлось все-таки эти затраты поделить. Осталось доработать несколько моментов, чтобы была обоюдная заинтересованность в максимальном производстве электроэнергии. Есть еще вопросы в плане технических решений, ведь проект разрабатывался под условия Германии. Проектные ошибки сейчас приходится устранять. Например, возникают трудности в работе установки при низких температурах. Не предусмотрен накопитель для жидких отходов, чтобы обеспечить равномерную загрузку установки. Возникают и другие проблемы. Хотя, конечно, биогазовая установка — дело стоящее. Им надо заниматься. Мы сегодня около 30 миллиардов в год платим за электроэнергию. И если бы агрокомбинат производил ее на своей биогазовой установке, то можно было даже шапками носить органику на станцию, и это было бы выгодно.

Руководитель СПК «Агрокомбинат Снов» надеется, что партнерские отношения все же получат дальнейшее развитие. Нельзя же их строить исходя только из немецкой пословицы. У белорусов тоже немало метких выражений. И одно из них: «Патрэбна мне гэта, як хваробе кашаль». Такие подходы непродуктивны, и стороны это понимают. А для того, кто только собирается привлекать инвестиции для строительства подобного комплекса, Николай Радоман советует грамотно составлять инвестиционный договор.

Третья нога для сельхозпроизводителя

Каждый месяц на 600 миллионов рублей продают зеленой электроэнергии в КСУП «СГЦ «Западный» Брестского района. За год предприятие получает почти миллион долларов. В этом году установка, которая была построена как пилотный проект, окупится только за счет производства электроэнергии, не считая тепла, которое зимой используется на нужды свинокомплекса, органических удобрений и экологического эффекта. Ее рентабельность — около 50 процентов.

— Но надо иметь хорошего специалиста, постоянно занимающегося этим делом с первого дня. Не надо скупиться на его зарплату и «погоны». Если же из-за нехватки времени руководитель будет эпизодически интересоваться положением дел, то ничего не получится. Мы детально изучили опыт Германии, несомненного лидера биогазовой индустрии, участвовали в монтаже оборудования, и в итоге многое узнали о работе установки. Важно сразу же просчитать, чем кормить бактерии, — делится своим опытом директор селекционно-гибридного центра Александр Бич.

Для сельского хозяйства биогазовая энергетика, наряду с животноводством и растениеводством, может стать третьей ногой, убежден Александр Николаевич. Он — один из руководителей, мечтавших вырабатывать биогаз в хозяйстве еще в 80-е годы прошлого столетия. В Советском Союзе, кстати, было построено большое количество метантенков на водоочистных сооружениях, но они не применялись по назначению. А в эстонском городе Пярну просто горел факел от вырабатываемого на такой станции газа, использовать который тогда, при дешевизне углеводородных продуктов, не было смысла.

Два других комплекса, построенных также как опытные, пока не работают на полную силу. На племптицезаводе «Белорусский» в Минском районе не могут подобрать составляющие субстрата. К тому же здесь не соблюдается регламент в обслуживании оборудования. Такие же проблемы с подбором ингредиентов биомассы и на Гомельской птицефабрике. К сожалению, птицефабрики ощущают недостаток экстракта. Поэтому следует искать дополнительные источники сырья, которое бы изобиловало углеродистыми веществами.

— В мире нет установки, которая работала бы при загрузке 95 процентов куриного помета, — утверждает заведующий лабораторией использования топливно-энергетических ресурсов НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства Николай Капустин. — При очень больших азотистых составляющих процесс ферментации ингибируется. Для Гомельской птицефабрики необходимо около 200 гектаров для выращивания кукурузы на технические цели, чтобы выйти на 7 тысяч тонн заготовки силоса.

Гигантомания или экономический расчет?

Необходимо учитывать потенциал кормовой базы и при выборе мощности биогазового комплекса.

— В 500 киловатт — самая оптимальная при той сырьевой базе, которая есть в наших хозяйствах, — считает первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Маринич.

Но вот в Кировском районе в СПК «Рассвет» имени К. Орловского за счет иностранных кредитов построена одна из самых мощных установок в Европе — на 4,8 МВт. Некоторые специалисты считают это ненужной гигантоманией. Но вместе с тем такому хозяйству по силам содержать комплекс и обслуживать кредит в 12,2 миллиона евро под 6,5 процента годовых. Да и с загрузкой сырьем есть проблемы.

— Но с момента пуска с октября прошлого года установка ни дня не стояла, — возражает своим оппонентам председатель кооператива Александр Багель. — Мы ищем состав субстрата. Уже вышли на 60 процентов номинальной мощности. В следующем месяце прибавим еще. В этом году посеем 2600 гектаров кукурузы. Силоса будет достаточно и для животноводства, и для своей энергетики, потребляющей его около 34 тысяч тонн в год.

Часть биомассы поступает с тепличного комбината хозяйства. Предполагается, что в зимний период теплицы полностью будут отапливаться за счет установки. При этом «Рассвет» на отоплении теплиц планирует экономить около 100 миллиардов рублей в год. Как говорят, глаза боятся, а руки делают.

Кстати, аграрии шутят, что скоро будет выгодней силос поставлять для биогаза, чем кормить им скот. Что в последнее время и происходит в Германии, где около 7 тысяч биогазовых установок. В основном мощность их составляет от 300 до 500 киловатт. Но есть и гигантские. Крупнейший в мире парк расположен в федеральной земле Мекленбург – Померания на окраине небольшого города Гюстров. Его строительство стартовало в 2009 году, а через полтора года парк заработал на полную мощность. Величина инвестиций составила 100 миллионов евро, число занятых на объекте — 100 человек. Годовая производительность по биогазу — 46 миллионов куб. м. Этого достаточно, чтобы произвести 160 млн. КВт/час электроэнергии, или 180 млн. КВт/час тепла в год.

Сырьем для производства энергии служат кукуруза, злаки, скошенные травы. Всего в год необходимо около 450 тысяч тонн массы. Из них силоса — 364 тысячи тонн. Поставщиками являются сельские хозяйства, расположенные в радиусе 50 километров. За каждую тонну их владельцы получают от 28 до 30 евро. Ко всему прочему продукты брожения высушиваются, прессуются. И твердые удобрения, и с жидкой субстанцией реализуются в том же регионе.

Кроме того, при устойчивой выработке биогаза за рубежом занимаются его подачей потребителям, у нас же вырабатывают электрическую энергию и подают в электросеть.

Нельзя сказать, что в той же Германии все гладко, о чем заявляют немецкие партнеры, занимающиеся бизнесом в Беларуси. К примеру, законодательство в области зеленой энергетики так часто меняется, что разобраться в нем без помощи юристов невозможно. Но вместе с тем немецкий фермер может взять кредит в миллион евро и построить небольшую установку, которая будет обеспечивать его хлебом насущным, да еще с маслом. Для нашего же крестьянина пока такое строительство сопряжено с большим числом рисков.

Елена КЛИМОВИЧ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter