Первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александр Апацкий рассказал гостям о перспективах производства биотоплива в нашей стране. Он, в частности, отметил, что уже через три—четыре года Беларусь сможет полностью обеспечить себя биотопливом. В ближайшее время в республике будут созданы новые производства по выпуску этого вида топлива. Два из них появятся в Мозыре и Бобруйске, их проектная мощность составит соответственно 10 миллионов декалитров и 55 миллионов декалитров биоэтанола в год. Недавно в ОАО “Гродно Азот” введена в строй опытно-промышленная установка по производству метилового эфира из рапсового масла. Похожий проект планируется реализовать в ОАО “Могилевхимволокно”.
По словам Александра Апацкого, в Беларуси достаточно сельхозплощадей для выращивания рапса. Особенно перспективно сегодня выращивать рапс на загрязненных радиацией территориях. Семена этой культуры практически не накапливают радионуклиды и пригодны для выпуска качественного биотоплива.
В создании в нашей стране производств биотоплива смогут поучаствовать и иностранные инвесторы. “Некоторые зарубежные компании выразили готовность сотрудничать с нами, среди них — потенциальные инвесторы из Ирландии”, — заявил Александр Апацкий. В перспективе белорусский биоэтанол планируется экспортировать, не исключено, и в страны Евросоюза.
Руководитель экспедиции Маттиас Йешке, в свою очередь, рассказал о целях трансконтинентального автопробега: “Это первая экспедиция, которая совершит полный оборот вокруг земного шара исключительно на колесном транспортном средстве. Мы хотим обратить внимание общественности на необходимость использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, в том числе топлива, и показать, что каждый из нас в ответе за состояние окружающей среды”. По словам Матиаса Йешке, биоэтанол достаточно широко применяется в Европе. Участники экспедиции выбрали для своего тура биоэтанол второго поколения, который производится из отходов деревообработки.
“Экологически чистый” автопробег стартовал 1 октября 2008 года в Париже и предположительно в середине мая 2009 года достигнет Нью-Йорка. В общей сложности его участники пересекут территорию двадцати стран и проедут 43 тысячи километров. Подготовка к старту велась с июня 2007 года, джипы участников были основательно переделаны: к примеру, благодаря использованию современных технологий выхлопы СО2 были сокращены на 80 процентов. Каждый автомобиль заправлен 850 литрами биоэтанола, по тысяче литров хранится в специальных прицепах. Машины снабжены понтонами, позволяющими преодолевать водные преграды, они “напичканы” электроникой и спутниковой техникой для длительного путешествия. После завершения проекта его участники планируют посадить деревья, которые смогут нейтрализовать урон, нанесенный экологии в процессе автопробега.
В Беларуси 12 участников тура после встречи с представителями Минприроды осмотрели Национальную библиотеку. В дальнейшем их путь лежит через Россию, Монголию и Канаду — в США. Всего с учетом времени на подведение итогов проект займет около двух с половиной лет.
“Альтернативная” кругосветка
На днях жители Беларуси могли увидеть необычное зрелище. Два мощных джипа с большими прицепами, напоминающими ракетные установки, пересекли нашу страну, пропагандируя использование нового вида топлива — биоэтанола. Это была белорусская часть маршрута международной автомобильной экспедиции “Париж — Нью-Йорк — Трансконтиненталь”, основная цель которой — привлечь внимание мировой общественности к экологически чистым технологиям и возобновляемым источникам энергии. В Международном образовательном центре им. Й.Рау участники экспедиции встретились с делегацией Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси.