Альтернатива в опасности...

В ТЕЧЕНИЕ нескольких последних десятилетий на фоне роста цен на нефть и газ все чаще говорится о биотопливе и биосырье. Дискуссии перерастают в ожесточенные споры. Сторонники биоэнергетики говорят, что из растительного сырья получается топливо, а отходы превращаются в безвредные вещества. Противники утверждают, что при сгорании биотоплива выделяются те же продукты, что и при сжигании ископаемых. Тем не менее биотопливо сегодня — один из наиболее распространенных возобновляемых источников энергии. Основными его видами являются биоэтанол и биодизель, для получения которых используют продовольственные и фуражные культуры.

Правда ли, что биотопливо взвинчивает цены на продовольствие?

В ТЕЧЕНИЕ нескольких последних десятилетий на фоне роста цен на нефть и газ все чаще говорится о биотопливе и биосырье. Дискуссии перерастают в ожесточенные споры. Сторонники биоэнергетики говорят, что из растительного сырья получается топливо, а отходы превращаются в безвредные вещества. Противники утверждают, что при сгорании биотоплива выделяются те же продукты, что и при сжигании ископаемых. Тем не менее биотопливо сегодня — один из наиболее распространенных возобновляемых источников энергии. Основными его видами являются биоэтанол и биодизель, для получения которых используют продовольственные и фуражные культуры.

Биоэтанол

За последние 25 лет мировое производство этого вида топлива выросло почти в 12 раз — с 4,4 миллиарда литров в 1980 году до 51 миллиарда литров, или 40,5 миллиона тонн. Только США и Бразилия в 2009 году совместно произвели почти 37 миллиардов литров. Причем США не только крупнейший производитель этанола, но и крупнейший его импортер.

По производству и потреблению биоэтанола Европейский союз находится на четвертом месте в мире после США, Бразилии и Китая. Годовой объем его производства в первой пятерке стран ЕС: Франция — 600 миллионов тонн в год, Германия — около 400, Испания — 350, Польша — 160, Швеция — около 100 миллионов тонн.

Несмотря на увеличение производства в последние годы, процесс этот неоднозначный и подвержен значительным изменениям. Показателен 2007 год. Хотя потребление биоэтанола тогда достигло почти 2700 миллионов тонн, 7 стран из 12 снизили объемы его изготовления. Это было вызвано, в частности, значительным увеличением на европейском рынке цен на зерно. Ведь более 60 процентов биоэтанола производится из злаковых культур.

Основное потребление биоэтанола в Европе приходится на Швецию, Германию и Великобританию. Эти страны являются ведущими импортерами биологического спирта. В Швеции, например, доля ввозимого этанола составляет 80 процентов. Что касается цены на биотопливо, то ее уровень зависит от страны-производителя, расходов на сельскохозяйственное сырье, стоимости рабочей силы, эффективности процесса переработки. К примеру, в Бразилии этанол дешевле, чем в США. Одна из причин — более низкая себестоимость сахарного тростника.

Этанол — вещество многопрофильного использования. Почти 60 процентов производимых объемов используется как высокооктановая добавка к бензину в обычных двигателях. Максимально разрешенный процент содержания в топливных смесях — 5. Можно использовать и в чистом виде в адаптированных двигателях. Применение этанола в качестве добавки способствует более полному сгоранию топливной смеси и на 30 процентов сокращает выбросы окиси углерода и токсичных веществ. Однако есть и недостатки. У топлива с добавками этанола увеличивается выброс летучих органических соединений, что затрудняет его применение в жаркую погоду; при его использовании воздух загрязняется уксусным альдегидом.

Сырьем для выработки этого вида топлива служат в основном кукуруза, картофель, пшеница, сахарный тростник и свекла, отходы, получаемые при переработке риса. Правительства стран, заинтересованные в производстве биотоплива, стимулируют развитие соответствующих сельскохозяйственных отраслей. Скажем, власти США в течение последнего десятилетия выделили фермерам 7 миллиардов долларов дотаций для поддержания производства кукурузы, идущей на изготовление этанола. Сегодня в США на биотопливо перерабатывается 15 процентов урожая сорго и 14 — урожая кукурузы.

Биодизель

Сырьем для его производства служат различные виды растительного масла: например, в Европе и Канаде — рапсовое, в США — преимущественно соевое, в Индонезии и на Филиппинах — пальмовое, в Индии — масло ятрофы, в Африке — соевое и масло ятрофы, в Бразилии — соевое и касторовое. Биодизельное топливо получают не только из растительного масла.

В 2009 году в Европе было 214 заводов, которые обеспечивали 70 процентов производства биодизельного топлива во всем мире. Лидерами традиционно являются Германия, Франция и Италия. В то же время производство этого вида топлива сократилось в 9 государствах ЕС: Германии, Великобритании, Италии, Эстонии, Мальте, Ирландии, Словакии, Чехии, Польше.

В России биоэнергетика начала активно развиваться несколько лет назад и сегодня растет ускоренными темпами. Объяснений этому несколько: и экономические причины, по которым использование биотоплива выгоднее, и борьба во всем мире за экологическую чистоту воздуха. За последних три года количество предприятий биотопливной отрасли выросло в несколько раз.

Парадоксальный факт: нефтяное лобби заинтересовано в развитии биоэнергетики. Почему? Благодаря большему использованию биотоплива в России могут вырасти объемы экспорта нефти, поэтому нефтяные компании интересуются биоэнергетическими проектами и многие из них или уже вкладывают деньги в биотопливо, или изучают данный рынок. Различные структуры Газпрома также активны на этом рынке. Причина такая же, как у так называемого «нефтяного лобби».

Для Беларуси диверсификация снабжения энергоресурсами является одной из актуальных задач. Сегодня 89 процентов потребляемой нефти и 100 процентов газа импортируются из России. Не случайно Президент страны поставил задачу — сформировать обеспеченность биоэнергоресурсами на 25—30 процентов.

Производство жидкого биотоплива в Беларуси началось в 2007 году. Основные производители — ОАО «Нафтан» (нефтяное дизельное топливо) и ОАО «Гродно Азот» (биодобавка из метиловых эфиров жирных кислот рапсового масла). В состав биотоплива входят 95 процентов дизельного топлива и 5 процентов — биодобавки. Такое соотношение является всемирно признанным, соответствует европейским стандартам и требованиям эксплуатации автомобилей.

Однако задание по производству биотоплива за последние пару лет было провалено. Согласно утвержденному Правительством заданию, в 2009 году Беларусь должна была выйти на 1600 тысяч тонн производства биодизеля. Фактически же по итогам года удалось получить всего 450 тысяч. Концерну «Белнефтехим», который является заказчиком Государственной программы по обеспечению производства дизельного биотоплива на 2007—2010 годы, удалось выполнить поставленное задание чуть более чем на 28 процентов.

Причин сложившейся ситуации несколько. Сельхозорганизации не выполнили доведенные планы по поставке на промышленную переработку рапса, из которого планировалось произвести биотопливо. Например, в 2008 году на промпереработку должны были поставить 370 тысяч тонн маслосемян, реально отгрузили в четыре раза меньше. Соответственно в начале 2009 года не из чего было производить биотопливо. В 2009-м на промпереработку должно было поступить уже 500 тысяч, а в реальности оказалось всего 151,3 тысячи тонн.

Впрочем, даже если бы сельхозпроизводители поставили все запланированные объемы рапса, его все равно не смогли бы переработать — мощностей таких пока нет.

Поворот  на 180 градусов

В научных кругах разгорается спор о перспективах и последствиях производства альтернативного топлива в мире. Есть мнение, что биотопливо может нанести гораздо больше вреда окружающей среде, чем другие виды топлива. К такому выводу пришла исследовательская группа с участием специалистов Массачусетского технологического института под руководством Джерри Мелилло из Морской биологической лаборатории в городе Вудс Хилл (США, штат Массачусетс).

Кроме того, по мнению некоторых экономистов, массовый переход на биотопливо приведет к резкому обострению продовольственной ситуации и росту цен на мировом рынке. Таковы в том числе и выводы ученых университета города Лидс в Великобритании. По их прогнозу, реализация Евросоюзом планов перехода в ближайшее десятилетие на преимущественное использование биотоплива создаст большие проблемы, поскольку для замены только 10 процентов потребляемых сегодня нефти и газа в странах ЕС потребуется засеять почти половину сельскохозяйственных земель культурами, служащими сырьем для производства биотоплива.

Эксперты ООН утверждают, что спрос на биотопливо может привести к неконтролируемой вырубке реликтовых лесов, обеднению экосистем и эрозии почв, а в странах, где будут выращиваться культуры для выработки топлива, могут резко подскочить цены на землю и, как следствие, на сельскохозяйственные товары и продовольствие. По последним оценкам ФАО, спрос на этот вид топлива уже привел к подорожанию продуктов питания на 30 процентов. По словам официальных представителей ООН, глобальный кризис, связанный с подорожанием продовольствия, несет опасность для 100 миллионов человек — им угрожают голод и социально-политические потрясения. Если страны будут по-прежнему вкладывать деньги в биотопливо вместо хлеба, к 2025 году на планете добавится еще 600 миллионов голодающих.

Все-таки нефти пока избыток, а вот продовольствия уже не хватает. Заводы Европы и США, производящие биоэтанол и биодизель, съедают львиную долю зерна. Недавно в СМИ появился некий секретный доклад Международного банка, где говорится, что биотопливо взвинтило глобальные цены на продовольствие на целых 75 процентов. Хотя, по данным правительства США, топливо растительного происхождения подняло цены на продукты только на 3 процента.

Кто-нибудь верит всерьез в эти 3 процента?

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter