Альтернатива импорту

Министерство торговли обеспокоено засильем импорта на полках

Что нужно сделать, чтобы расчистить место на полках для белорусских товаров?

Судя по статистике, наши соотечественники любят ходить по магазинам: в прошлом году розничный товарооборот через все каналы реализации составил Br 259 трлн. — на 18,2 % больше, чем в 2012-м. Планы, озвученные на итоговой коллегии Минторга, куда скромнее: сделать так, чтобы покупатели оставили в кассах сумму на 3,5 % выше. Еще одна важная задача отрасли — выручка в среднем на одного работника. Она по итогам года должна приблизиться к Br 2 млрд. И с тем, и с другим можно справиться, уверены в ведомстве. Резервы для этого есть.

Одним из них Минторгу видится проведение полюбившихся акций, распродаж, предоставление скидок и бонусов. Хорошо, что многие наши производители уже понимают выгоду уступок и готовы скинуть процент-другой, чтобы товар не залеживался на полках. Поискать же новые витрины или некогда, или все никак не получается. «Хорошие вещи делают в нашей легкой промышленности, в стекольном производстве. Но идешь по новым торговым центрам — такое впечатление, что попал в Италию, — говорит министр торговли Валентин Чеканов.

В Минторге обеспокоены засильем импорта на полках. Так, в Минске доля продуктов питания, сделанных в Беларуси, снизилась до 76 %. Одним процентом ниже значится критическая отметка национальной продовольственной безопасности. Опасения вызывает и существенное снижение продаж отдельных групп товаров, производство которых налажено у нас, например телевизоров и стиральных машин. Во многом в ведомстве эту тенденцию связывают со значительным ростом импорта: за 11 месяцев 2013 года непродовольственных товаров ввезено на Br 4,3 млрд., продовольственных — на Br 2,5 млрд., что на 27 и 23 % соответственно больше, чем за январь—ноябрь 2012 года. Причем в общей структуре импорта доля потребительских товаров увеличилась почти на 5 % и составила 17,5 %. Больше других отличились Брестская и Минская области, а также Минск, в котором расположено большое количество гипер- и супермаркетов, сетевых магазинов. А как известно, чем крупнее формат, тем ниже удельный вес «родных» товаров.

Вместе с тем в 2014 году прирост товарооборота должен происходить исключительно за счет увеличения продаж продукции своих заводов и фабрик. «У каждого крупного производителя должны быть на рынках свои фирменные магазины — это первый показатель заботы о гражданах, или предприниматели, торгующие их товаром. Надо искать место и на полках сетей. В свою очередь объекты, продающие импорт, должны предлагать и белорусские вещи. Покупатель сам сделает выбор», — считает вице-премьер Петр Прокопович.

С конца июля, после вступления в силу закона о госрегулировании торговли и общепита, у каждого магазина, в зависимости от формата и размера площадей, будет свой ассортиментный перечень, где в том числе будут прописаны и обязательные группы продукции белорусского производства. Кроме того, Минторг внес в правительство свои предложения в части увеличения продажи товаров с пометкой «Сделано в Беларуси» и оптимизации импорта. «Предприятия запланировали производство 63 наименований продукции из 360, обозначенных нами в перечне товаров, рекомендуемых для изготовления как ответ загранице. В прошлом году по импортозамещению появилось 70 новых позиций из 302 предложенных. Торговля не может продавать больше белорусского, если предприятия не производят нужную продукцию или производят ее в недостаточном количестве», — говорит первый заместитель министра торговли Артур Карпович.

Опять приходится смотреть в сторону импорта. Только в Беларуси у него свой, особый колорит. Шествуя через «лишние» руки, вещи и даже предметы так называемого критического импорта, производство которых по объективным причинам невозможно наладить в республике, успевают обзавестись несколькими нулями в ценнике. «У нас нет сегодня конкуренции, наоборот, присутствует прямой монополизм, сговор», — констатирует Петр Прокопович.

А тем временем белорусы едут за границу, чтобы купить там заодно такой же телевизор или пылесос, как и на наших полках, но в несколько раз дешевле. В итоге баснословные суммы оседают совсем не у белорусских продавцов. Казалось бы, логичный выход — действовать через оптовиков. Но и здесь не все гладко: возникают сложные и запутанные цепочки взаимодействия. Взять, к примеру, Белкоопсоюз.

Сейчас в его структуре работает 14 оптовых баз — создана трехуровневая система закупок, причем на каждой ступени и в отдельно взятой организации своя политика. Это надо прекращать, уверен председатель Правления Белкоопсоюза Валерий Иванов: «В кратчайшие сроки, несмотря на некоторое возмущение, мы должны создать единого оптового оператора. Его отсутствие не позволяет обеспечить конкурентоспособность торговых объектов: цены на отдельные товары, прежде всего критического импорта, выше, чем у сетей, работающих с одним посредником».

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter