Минское предприятие планирует выращивать драгоценные камни с элементами ДНК родственников

Алмаз с родословной

Миллионы лет – за несколько дней: на уникальном предприятии под Минском в условиях, максимально приближенных к природным, синтезируют алмазы. Полученные кристаллы не отличаются свойствами от настоящих и могут использоваться для технических нужд и в ювелирной промышленности. Корреспондент «Р» разбиралась в технологических тонкостях и перспективах развития алмазной отрасли.

Максим БОРД, генеральный директор ООО «АдамасИнвест», гордится изделиями своего предприятия.

По словам Максима Борда, генерального директора ООО «АдамасИнвест», история предприятия началась в 1980-х годах, когда группа ученых из Новосибирского отделения Российской академии наук предложила создать у нас первый и единственный в мире завод по серийному выпуску искусственных алмазов. Предполагалось, что он будет работать в двух направлениях: военном, то есть создавать алмазы для оптики и прочих приборов военного назначения, и техническом — производить абразив, сверла, резцы для гравировки по камню и металлу. 

Полученные камни не только не отличались от натуральных, но и имели преимущество: в природе идентичных алмазов нет, а синтезированные можно было дублировать. Однако производство не получило дальнейшего развития: о рекламе и маркетинге тогда еще и не помышляли; как продвигать продукцию, просто не знали. Некоторые ученые уехали в США, Петербург, Москву и увезли с собой готовые технологии. Не случайно эти места являются теперь крупными центрами производства синтезированных алмазов.

Потом завод переходил из рук в руки, выпуская алмазы маленькими партиями — в основном в ходе научных изысканий. Появлялись и исчезали инвесторы. Лишь в прошлом году, когда предприятие стало государственным, удалось опробовать внутренний и внешний рынки и определить перспективы развития. 

— Рынок технических алмазов, используемых в сверлах и резцах, нас не прельщает, — качает головой Максим Наумович. — За последние несколько лет цены на нем обвалились в 20 раз. Случилось это после того, как чертежи аппаратов, которые выращивают алмазы, выкупили китайцы у коллег из Украины. Правда, качество их алмазов оставляет желать лучшего, однако они берут количеством: если у нас таких аппаратов 120, то у них схожих с нашими — 35 тысяч. Впрочем, продажи на внутреннем рынке есть: некоторые изготовители алмазного инструмента предпочитают все же наши алмазы: хоть и подороже, но качественнее.

Контейнер с алмазным зародышем помещается в две сферы, а затем — в аппарат весом 3,5 тонны.


— Тогда мы переключились на ювелирную промышленность, — тема украшений ближе Марине Василенко, заместителю генерального директора. — Сначала наши камни особой популярностью не пользовались: на заводе умели выращивать кристаллы фантазийно-коньячного и лимонного цвета, а наши модницы предпочитают бесцветные бриллианты. Пришлось поэкспериментировать с технологиями. Буквально в марте этого года мы научились выращивать бесцветные алмазы.

В этом процессе есть нечто от природного таинства зачатия и рождения. Технически все выглядит просто: «таблетка», спрессованная из 14 различных металлов и «затравки» — крошечного кусочка алмаза, помещается в контейнер с графитом, который станет источником углерода для алмазного «младенца». Контейнер весом несколько граммов помещается в две сферы, малую и большую, изготовленные из сверхпрочного металла, который в состоянии выдержать гнет в 30—40 тысяч атмосфер — именно под таким давлением растут алмазы. Сферы устанавливаются в аппарат высокого давления «БАРС». К нему подаются масло, которое нагнетает давление, ток, который поддерживает необходимую температуру, вода для охлаждения. 3—4 дня — и можно извлекать готовый алмаз. На деле же все обстоит сложнее — никогда не знаешь, что получится на выходе! Изредка случается, что и вообще ничего не вырастает…

— Очень сложно контролировать параметры внутри сферы, — поясняет Вадим Гроеров, главный инженер. — Не существует промышленного запатентованного способа измерения давлений 30—40 тысяч атмосфер. Что происходит внутри сферы — мы не знаем. Да, рассчитываем нужное давление, температуры, стараемся их придерживаться. Но влияние на рост алмазов оказывают даже малейшее колебание силы тока, дуновение сквозняка над контактами… Процесс во многом непредсказуем — и это одна из причин того, что мало кто в мире решается браться за синтезирование алмазов, и еще одна черта, которая роднит выращенные камни с природными. 

Впрочем, сегодня на ООО «АдамасИнвест» добились 98 процентов роста, причем половина алмазов — высокого качества.

Синтезированный бриллиант не уступает красотой и качеством природному.

И все же алмаз — это лишь сырье, которое и стоит соответственно. То ли дело камень, ограненный в бриллиант! И уж совсем по-иному играют грани кристалла, заключенного в драгоценный металл. Поэтому, опробовав свои силы на ниве выращивания бесцветных алмазов, предприятие затеяло модернизацию. Ее цель — удвоить производственную мощность, а также запустить полный цикл превращения невзрачной «таблетки» в ювелирное изделие. На заводе будет работать собственная ювелирная мастерская. Оборудование для нее уже закуплено, а мастера ждут начала работ. Единственная трудность пока — со специалистами огранки. Их в стране можно по пальцам пересчитать, и все они ученики еще советской школы. Видимо, приглашенный специалист будет параллельно обучать преемников.

Марина Сергеевна с удовольствием демонстрирует готовые украшения и говорит о перспективах:

— Самый ходовой размер камней для ювелирных изделий — 0,2—0,4 карата. Стоят синтезированные бриллианты вдвое дешевле природных. Популярностью пользуются помолвочные и обручальные кольца, серьги, подвески. Небольшими бриллиантами инкрустируем серебряные зажимы для галстуков, запонки, декоративные булавки, броши. Хотим проработать интересные варианты: именные брелоки, куда будет вкраплен камешек, и эксклюзивные ручки. Многие покупают отдельные бриллианты, чтобы потом сделать украшение под заказ, по собственному эскизу. 

Еще одно интересное направление — так называемые мемориальные камни, идея изготовления которых пришла из Индии. Оказывается, при сжигании, например, человеческих волос образуется графитизированный порошок, идентичный используемому при выращивании камней природному графиту. Как компонент роста в алмаз можно вставить прах родственника, усопшего домашнего любимца. В Индии, Европе, Америке это достаточно популярно. Для нашего потребителя можно вырастить камень, в состав которого войдет локон с первого пострига ребенка или просто любимого человека.

nevmer@maii.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter