Альма-матер-165. От императора Николая до ректора Цыганова, от Земледельческой школы к современной академии

В 1836 году высочайшим указом императора Николая I в местечке Горки Могилевской губернии была учреждена Горы-Горецкая земледельческая школа, которая, по императорской задумке, должна была не только послужить “ради усовершенствования земледелия в Империи, як главнейшего источника богатства частного и общего”, но и показать всей Европе, на что способна российская аграрная наука. За более чем полуторавековую историю Земледельческая школа превратилась в один из самых престижных европейских вузов – Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию (БГСХА). Сегодня на 16 академических факультетах по 31 специальности и специализации обучаются свыше 13 тысяч студентов из разных стран мира. Научному потенциалу академии могут позавидовать профильные вузы Беларуси и стран постсоветского пространства: на кафедрах БГСХА работают 620 преподавателей, из которых 3 члена-корреспондента НАН Беларуси, 40 докторов наук и профессоров, 330 кандидатов наук и доцентов. Неудивительно, что образование в БГСХА получили многие выдающиеся люди, составившие впоследствии элиту отечественной науки, государственные деятели, представители большого спорта.

 

В 1836 году высочайшим указом императора Николая I в местечке Горки Могилевской губернии была учреждена Горы-Горецкая земледельческая школа, которая, по императорской задумке, должна была не только послужить “ради усовершенствования земледелия в Империи, як главнейшего источника богатства частного и общего”, но и показать всей Европе, на что способна российская аграрная наука. За более чем полуторавековую историю Земледельческая школа превратилась в один из самых престижных европейских вузов – Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию (БГСХА). Сегодня на 16 академических факультетах по 31 специальности и специализации обучаются свыше 13 тысяч студентов из разных стран мира. Научному потенциалу академии могут позавидовать профильные вузы Беларуси и стран постсоветского пространства: на кафедрах БГСХА работают 620 преподавателей, из которых 3 члена-корреспондента НАН Беларуси, 40 докторов наук и профессоров, 330 кандидатов наук и доцентов. Неудивительно, что образование в БГСХА получили многие выдающиеся люди, составившие впоследствии элиту отечественной науки, государственные деятели, представители большого спорта.

Среди них — первый заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь Александр Попков, заместитель председателя президиума НАН Беларуси Владимир Гусаков, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Казахстане Лариса Пакуш, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Владимир Григорьев, председатель Гродненского облисполкома Владимир Савченко, председатель СПК «Рассвет» Кировского района Александр Шаплыко, председатель агрокомбината «Ждановичи» Григорий Чуйко, Герои Социалистического Труда Иван Мельник, Кузьма Шаплыко, Софья Пискляченко, Николай Мухин, министры Александр Агеев и Анна Дейко, депутат Палаты представителей Национального собрания Владимир Адашкевич, председатель Федерации вольной борьбы Могилевской области Василий Семенок и многие, многие другие.

Коллектив академии по праву гордится тем, что экономический факультет БГСХА окончил и первый Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. В свою очередь коллектив аграрного вуза поддержал все начинания главы государства и правительства, направленные на превращение республики в одно из ведущих государств мира с передовым уровнем аграрной науки и сельскохозяйственного производства, а также экономикой, ориентированной на запросы рядового человека.

В день празднования 165-летнего юбилея

с доктором сельскохозяйственных наук, профессором, ректором БГСХА Александром Цыгановым встретился редактор отдела «Р»

Юрий Бествицкий.

— Александр Риммович, какие инновационные технологии внедрены коллективом академии в образовательный процесс, дающий гарантии будущим специалистам села получить современные знания?

— Мы отошли от традиционных образовательных систем и внедрили на всех факультетах и курсах так называемую модульно-рейтинговую систему обучения. В чем же ее смысл? Студенты постоянно изучают курсы лекций по определенным модулям, защищают усвоенную информацию, и к окончанию семестра преподаватели реально оценивают уровень знаний каждого. Те, кто успешно защитил курс согласно модульной методике, на экзаменационной сессии автоматически получают высокие оценки. Раньше отдельные студенты на протяжении семестра могли ничего не делать, а затем три дня посидеть за учебниками и идти сдавать экзамены. Понятно, какие у них были объем и качество знаний. Занятия по модульной системе на протяжении семестра позволяют студентам овладевать не отдельными темами, а усваивать всю учебную программу. Неудивительно, что студент экономического факультета БГСХА Павел Радюк на республиканской олимпиаде по математике занял первое место. Что касается таких дисциплин, как агрономия, биология, химия, то здесь у нас традиционно студенты демонстрировали высокий уровень знаний, а вот математический успех достигнут впервые.

Начиная с первого курса мы также определяем IQ — коэффициент интеллектуального развития студентов. Данный подход позволяет работать со студентами по индивидуальной программе и достигать наивысшего результата. Cреди вузов Беларуси в БГСХА впервые создана лаборатория мониторинга качества знаний. На основании своеобразного тестирования уже через год будущие пятикурсники наряду с дипломами получат специальное приложение, в котором будут указаны деловые качества молодого специалиста. По предложению председателя Могилевского облисполкома Бориса Батуры посредством специальных социологических и психологических тестов на технологических факультетах мы отобрали 30 студентов. Наряду с основной специальностью — агронома, зоотехника, механика, они параллельно на протяжении трех лет постигали менеджерское образование. Часть студентов в процессе обучения “отсеялась”, а те, кто выдержал экзамен, направятся в распоряжение Могилевского облсельхозпрода. Они пройдут стажировку в хозяйствах Могилевщины с наиболее высоким уровнем технологий и организации сельхозпроизводства. Это “Рассвет” Кировского, “Заря” Могилевского районов, а также учхоз БГСХА. После получения соответствующей характеристики нынешней осенью они уедут в хозяйства в качестве новоиспеченных руководителей. Нельзя не отметить и заочную форму обучения студентов-аграриев. Мы сейчас разрабатываем и внедряем совместно с Академией управления при Президенте Республики Беларусь дистанционное обучение.

— Способна ли отечественная аграрная наука, в частности БГСХА, оказать существенное влияние на повышение эффективности сельхозпроизводства?

— Сегодня ученые БГСХА работают практически со всеми хозяйствами Могилевской области по повышению продуктивности производства молока. Нами создана современная лаборатория по исследованиям кормов, селекционных и генетических показателей коров, на основании которых составляются соответствующие рационы. Мы также закупили суперсовременные приборы по анализу качества молока. Молочная отрасль Могилевщины за счет активного сотрудничества с учеными БГСХА способна выйти на среднегодовые надои в 4,5—5 тыс. литров. Биологический потенциал молочного стада позволяет достичь такого результата, но до сих пор многие хозяйства не смогли создать современную кормовую базу. В Голландии, Германии или Израиле биологический потенциал коров – 7—8 тыс. литров молока. Хотя учхоз БГСХА отстает от европейского уровня, но здесь уже получают около 6 тысяч литров молока от коровы. Учхоз, которым руководит бывший выпускник академии Николай Блохин, входит в 60 лучших хозяйств Беларуси. В нынешнем году учхоз помещен на Республиканскую доску почета.

— Насколько активно развиваются связи БГСХА с зарубежными коллегами?

— В этом году впервые в истории академии состоялся семинар—совещание ректоров ведущих аграрных университетов стран СНГ, а также совещание директоров учхозов аграрных вузов Российской Федерации. Коллеги из братской страны дали высокую оценку уровню подготовки кадров для современного белорусского села. Кстати, в этом году мы впервые участвовали во всероссийской выставке “Золотая осень-2005”, где научные достижения и передовой опыт БГСХА были отмечены специальным дипломом. Отрадно, что активизировались научные связи со странами бывшего социалистического содружества, которые ранее тяготели в силу политической конъюнктуры к странам Западной Европы и США. Вместе с тем активно развивается сотрудничество с ведущими вузами Великобритании, Франции, США, Германии, Чехии и другими. За последние несколько лет на стажировке в БГСХА побывали студенты из Голландии, Германии, Франции, Словакии, Австрии, Швеции и других стран. Также в БГСХА получают ныне образование более 100 студентов из стран Востока и Африки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter