Почему нельзя вывести на чистую воду нелегальные СТО?

Алло, гараж

Теме нелегальных автосервисов примерно столько же лет, сколько и самому авторынку страны. Мастера, у которых руки растут из нужного места и которые способны починить автомобиль, пусть и не очень быстро и не всегда качественно, но со знанием дела, ценились всегда. Ведь на легальных СТО нередко и очереди длиннее, да и расценки совсем другие. Однако у налоговиков к гаражным «дядям васям» немало претензий. В свете недавно развернувшейся кампании против социального иждивенчества эта категория граждан особо привлекает внимание контролирующих органов, но сделать с ними они ничего особо не могут — законодательной базы нет.


3 транспорт-шиномонтаж-колесо04-141014500.jpg


Оказывается, выведение гаражных нелегалов на чистую воду — та еще задача. Прижать их нет никакой возможности, разве что мастера сами повесят кручинную голову да признаются налоговой во всех своих грехах. Но таких дураков, понятное дело, обычно не находится. Даже жалобы на их деятельность, поступающие от клиентов, или настойчивые «сигналы» от соседей по гаражу и председателей гаражных кооперативов не повод для того, чтобы прийти и влепить штраф. Поэтому работа фискальных органов в этом случае  чаще напоминает курьезный и плохо написанный детектив. 

Прежде всего им надлежит найти сломанный автомобиль, чтобы провести контрольную закупку услуги. Причем свой для этого дела не возьмешь, потому что нельзя. Деньги за ремонт авто обычно платятся постфактум, так что поломку в каждом случае тоже приходится подставлять новую. К тому же с учетом ограниченного бюджета с серьезной проблемой к мастеру соваться тоже не стоит — бухгалтерия будет против солидных трат. А если прийти и попросить отрегулировать, скажем, дворники, контролируемый ремонтник может начать что-то подозревать и просто откажется брать плату. Вот и получается, что подготовительной работы масса, а на выходе — пшик. В лучшем случае нелегал отделается предупреждением и штрафом размером в несколько базовых величин. 

Совсем недавно межведомственная группа, состоящая из представителей МНС, ГУВД Мингорисполкома, ГУ «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии», филиалов «Энергонадзор» и «Энергосбыт» РУП «Минскэнерго», проводила обследование 65 из 253 гаражных кооперативов во всех административных районах столицы. В результате было установлено 57 гаражей с признаками незаконной предпринимательской деятельности. «Улов» только визуально оказался значительным. В большинстве случаев владельцы отделались легким испугом — им вынесли предупреждения об осуществлении предпринимательской деятельности без госрегистрации. В основной же массе штрафы составили 2 базовые величины и лишь в одном эпизоде — 10. Но полтора миллиона рублей — это та сумма, которую гаражный мастер обычно «поднимает» с одного клиента при осуществлении даже не самой сложной ремонтной операции. 

В МНС неоднократно намекали: ответственность за незаконное предпринимательство было бы не лишним ужесточить. Причем в разы. Пока этого не случится, регулярно объявляемые походы против нелегальных СТО будут неэффективными. Судите сами: с начала года рейдовыми рабочими группами было проведено 92 объезда территорий гаражных кооперативов и пресечено 55 фактов осуществления деятельности по ремонту автотранспорта без госрегистрации. В доход государства обращено нелегально полученных… всего 11 млн.

Вопрос, что делать с нелегальными СТО — увеличивать им штрафы или поощрять легализацию бизнеса, — несколько лет назад уже пытались решить полюбовно. Указ Президента № 432 заметно либерализировал эту сферу. Документ позволил открывать небольшие автомастерские непосредственно в гаражах на территории гаражно-строительных кооперативов (ГСК). Под него были разработаны пошаговые методические рекомендации по открытию мастерской. Предоставлена законодательством возможность привлекать на работу наемных лиц. Проведена большая работа по снижению требований к противопожарной безопасности, расширен перечень разрешенных в гараже работ (в него были включены основные виды работ, кроме разве что только огневых). 

Андрей Новиков, руководитель Управления бытового и гостиничного обслуживания населения Мингорисполкома, считает, что государственная инициатива пошла на пользу: за последние два года число нелегальных СТО в Минске сократилось, и существенно. Если еще недавно «серая зона» занимала примерно половину всего рынка (считалось, что в тени работают примерно 45—50% столичных автомастерских), то после выхода в свет Указа № 432 она опустилась  до отметки 24%. Но дальше уже не двигается: ведь это те гаражные мастера, которые будут легализовывать свой бизнес только в крайнем случае — когда гром грянет. 

Впрочем, считает Андрей Новиков, рынок нелегальных СТО изживает себя сам. Прежде всего растет культура потребления услуг. Автовладельцы предпочитают обслуживаться не в гараже на «коленке», тем более что найти порядочную СТО с хорошими специалистами вообще большая проблема, а там, где квалифицированные слесари и механики работают в чистых комбинезонах — им можно отдать свое авто не боясь, что его поломают. Тем более что цены у первых и вторых в последнее время различаются не сильно. А, кроме того, обновляемый автопарк становится все более сложным в «начинке». И некоторые поломки без определенной подготовки и специальных инструментов уже и не отремонтируешь. 

Пожалуй, самыми верными клиентами левых автомастерских остаются владельцы 20—30-летних автомобилей. Им просто некуда деваться: фирменным сервисам возиться с их раритетами не с руки, а в гараже — пожалуйста.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter