Времен связующая нить

Аллея желтых слив

Жизнь интересна еще и тем, что позволяет каждому из нас время от времени чувствовать себя ученым, делающим открытия. Пусть маленькие, пусть давно уже сделанные до тебя и описанные в специальной литературе, но все же открытия. С таким ощущением приходилось сталкиваться и мне. Недавно довелось вновь…

Коллаж Юлии КОСТИКОВОЙ

Дело в том, что я не просто люблю, а обожаю желтые сливы. Нет, не те импортные, что привозят к нам в магазины из чужих краев недозрелыми, а потому кисловатыми, да еще с неким специфическим привкусом. Я о наших, белорусских. Сочные, янтарные… Они словно вобрали в себя маленькую частичку солнца и радуются жизни. Плоды торопятся поделиться с нами этой своей радостью и потому рано трескаются от этого своего счастья и долго не лежат. 

Раньше, когда приходил этот час, я спешил на столичный рынок и покупал любимое лакомство ведрами. Дома варили варенье или просто быстро съедали. Однако заметил, что на рынке этот капризный товар с годами стал появляться все реже и почти исчез. По роду своей работы мне приходилось много ездить по стране, и я продолжал покупать свои любимые сливы на придорожных импровизированных базарчиках. Но и там они стали попадаться все реже. Я понял, что эти деревья в наших садах по какой-то причине вымирают. Жаль…

С желтыми сливами связана у меня история, за которую мне и сегодня стыдно. Как-то я возвращался с Браславщины домой и в деревеньке Мерецкие, что перед Глубоким, увидел возле калитки старушку и рядом ведро со сливами. Остановился, спросил о цене, хотя понимал, что какую бы сумму ни назвала эта пожилая женщина в заношенном кардигане с чужого плеча, я все равно куплю это ведро слив. Расставил пакет, и она высыпала в него мое любимое лакомство. Оказалось, что на дне ведра были уже размякшие и явно испорченные плоды. Я сердито пробормотал что-то вроде «ешьте сами», сунул ей в карман приготовленную купюру и уехал. Так нельзя делать! Может, старушка и не знала, что ее товар подпортился. Ну взял бы его и выбросил у ближайшего мусорного бака. Это только со стороны подобные выходки выглядят лихими, на самом деле поступать так с обездоленными, пусть даже в силу возраста, людьми — это обыкновенное бесстыдство и хамство. 

Я долго мучился потом этим своим поступком и спустя несколько лет решил извиниться перед той пожилой женщиной. Место, где расположена была хата с той калиткой, несколько подзабыл. Но по натуре и по своей профессии всегда был хорошим разведчиком и довольно быстро отыскал его. Но, оказывается, опоздал. Соседка сказала, что Архиповна была одинокой и похоронили ее месяц назад. Это еще один урок из жизни. Плохие дела всегда следует торопиться исправлять вовремя.

Ну а сейчас о более светлой стороне моей эпопеи, связанной с желтыми сливами. Когда отмеряли мне участок под дачу в маленьком поселке в этом глухом месте на Браславщине, захватили и небольшой кусочек земли, принадлежавший некогда другим людям. Их давно нет, земля, как говорится, гуляет. Позже я обнаружил, что под липой, росшей в углу усадьбы, прикрытое хламом, спряталось деревце желтой сливы. Ему явно там было тесно. Когда дошли руки, пересадил его в более подходящее место. Внимательно всматривался, но несколько лет на нем не было ни цветка. Деревце словно хранило обиду на былую жизнь и тех, кто так с ним поступил. Но чудо свершилось в нынешнем году. Еще весной заметил, что слива вся в цвету и дышит полной грудью. Потому и плоды получились славными. Как раз на отдых сюда подоспели внуки. Я собрал в большую тарелку горку янтарных слив и пришел в беседку. Старшие съели по одной, удовлетворенно хмыкнув, поблагодарили и снова занялись компьютерной игрой. Зато младшая… Валерия перешла еще только в третий класс, но оценила не только вкус плода, но и его красоту. На следующий день я собрал для нее такую же порцию. Она попросила показать ей дерево, где росли эти фрукты. По-хозяйски оглядела его и лукаво спросила:

— А слабо посадить несколько таких деревьев? А еще лучше — целую аллею…

Я задумался. Где взять саженцы? Но повезло и здесь. Оказалось, что под той самой липой, где росла та взрослая слива, от нее успело подняться много молодых деревцев. Вот вам и будущая аллея. Нынешней осенью обязательно обустрою такое плодовое местечко. 

Порадовался и за внучку. За ее хорошую жадность и умение оценить и почувствовать красоту в полном объеме. За желание дарить жизнь повсюду.

Вечером за ужином Лера вновь удивила меня своими рассуждениями. Вначале спросила, что будем делать со сливами, если в будущем их уродится слишком много и мы не сможем их съесть сами. Я пожал плечами, дескать, что-нибудь придумаем. Зато девчонка сама продолжила отвечать на свой вопрос:

— Мы, конечно, угостим нашими сливами всех знакомых, а какую-то часть продадим. Деньги ведь всем нужны…

Как не порадоваться за такую умницу!

Но я о другом. О том самом маленьком открытии, которое выпадает в этой жизни на долю каждого из нас. Вот и я подумал, что по наследству передается не только то, что можно обнаружить в генах родственников. Каким-то неуловимым образом передаются и наши увлечения, пристрастия. Вот мне от отца передалась любовь к рыбалке. Теперь вижу, что так же, как и я, от желтых слив без ума будет и внучка. Словом, «времен связующая нить». 

Янтарные сливы обязательно вернутся к белорусам. Не зря ведь они когда-то зародились и так прочно, хотя и капризно, прижились на нашей земле. Что-то у них есть от нашего характера…

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter