Алла – супер

Олимпийская чемпионка о золотом прыжке, важности работы с психологом и своей страсти к вязанию

Олимпийская чемпионка о золотом прыжке, важности работы с психологом и своей страсти к вязанию

После прошедшей Олимпиады в Сочи об Алле Цупер заговорили все: тренеры, болельщики и средства массовой информации многих стран, которые быстро “переименовали” белорусскую спортсменку в Аллу Супер. При этом высший класс фристайлистка показывает не только на соревновательной площадке, но и дома — в заботе о маленькой дочке Лизе, любимом супруге и полноправном члене семьи — черном лабрадоре.

Счастливая случайность

В спорт Алла пришла в четыре года. Девять лет занималась спортивной акробатикой, а потом по счастливой случайности перешла во фристайл.

— В спортивной гимнастике заведено так: если в 12—13 лет не показываешь выдающихся результатов, особого смысла продолжать заниматься нет, — рассказывает Алла Цупер. — Когда на соревнованиях к нам подошел тренер и предложил перейти во фристайл, решили попробовать. Тогда я еще и не знала, что это за вид спорта. Когда увидела, как ребята с трамплина прыгают на воду, подумала: “Вот сумасшедшие!..” И осталась.

Тогда будущая олимпийская чемпионка по лыжной акробатике даже не умела стоять на лыжах, но взялась за дело сразу: попробовала поездить на “транзите” — площадке между “разгоном” и трамплином. Понравилось это, а вскоре начали получаться и прыжки. Сейчас признается: поначалу даже страху не было места — настолько новым и интересным все казалось.

На Олимпиаде 1998 года в Нагано Алла Цупер выступала еще под украинским флагом. Вместе с ней на соревновательную площадку вышли еще три украинские девушки, но ни одна из них не взошла на пьедестал: одна из подруг по команде стала четвертой, Алла — пятой.

— Я не думаю, что это был плохой результат, но тренер решил иначе, — вспоминает фристайлистка. — Он сказал: “Ничего из них не выйдет, перспективы нет”. На той же Олимпиаде к нам подошли представители белорусской команды и предложили перейти к ним — и мы согласились стать первыми девушками в белорусской команде по фристайлу.

В Гомель переехала сразу группа спортсменов: три девушки и один парень. Тренировались в местной школе. Алла также получала в Гомельском государственном университете специальность тренера и учителя физической культуры.

— Переезд дался легко: родители остались в Украине, а своей семьи на тот момент еще не было, — поясняет спортсменка. — Тем более Беларусь находится недалеко от Украины. Конечно, было сложно освоиться в новом коллективе, привыкнуть к немного другой стране. Но сейчас, после стольких лет жизни в Беларуси, здесь я чувствую себя своей.

Травмы и разочарования

В спортивной карьере Аллы Цупер Олимпиада в Сочи — пятая. И первая, в которой она не старалась завоевать медаль — старалась хорошо выступить.

— Журналисты постоянно напоминали мне о том, что это будет уже пятая Олимпиада в моей жизни, что у меня такой богатый опыт, но пьедестал все никак не поддается... И это давило, напоминало о старых травмах, — признается Алла Цупер. — К тому же перед Играми в Сочи я отошла от спорта почти на два года. Когда забеременела, решила, что “завязываю”, хотела посвятить себя семье и ребенку. В то время не думала даже о тренировках — полностью переключилась на семью.

После такого перерыва Алла даже не думала об участии в Олимпиаде до тех пор, пока не встретила главного тренера национальной сборной Николая Казеко и тренера Александра Пенигина. Правда, они не решились заговорить о возвращении напрямую со спортсменкой: переговоры велись через мужа Аллы Евгения.

— Попросили моего супруга, чтобы тот уговорил меня ходить на тренировки, ведь столько лет отдано фристайлу, столько сил приложено, травм пережито...— продолжает нынешняя чемпионка. — Как-то вечером муж уговорил меня попробовать, мол, получится так получится, нет так нет. Но точку в этом деле поставил сам Николай Иванович, когда сказал, что ждет меня на тренировках и сборах.

И она в очередной раз доказала, что настоящий боец. Несмотря на все перенесенные травмы — фристайлистке дважды делали операции на коленях, а на Олимпиаде в Ванкувере она выступала со сломанной лопаткой — сумела завоевать золото.

— После приземления на Олимпиаде первая мысль была, что наконец-то это свершилось! — признается Алла Цупер. — Через столько лет удача снова со мной. Конечно, хочется поблагодарить всех родных, близких и друзей за то, что верили в меня. Спасибо тренерскому составу, докторам и психологам, которые работали с нами. Первое чувство — я смогла, я сделала это.

Второй раз в жизни Алла Цупер выполнила свой победный прыжок на снег, хотя задумывала прыгнуть его еще за семь лет до Олимпиады. На сборе в Финляндии, который проходил перед Играми в Сочи, спортсменка удачно выполнила похожий прыжок. И тогда осознала, что ее заветная мечта стать олимпийской чемпионкой уже наполовину сбылась.

Первым с победой новую олимпийскую чемпионку поздравил супруг, который приехал в Сочи поддержать жену. Уже потом подошли ребята из команды, тренеры. Дома Аллу Цупер встречали все соседи.

Посвятить себя семье

Единственный родной и близкий человечек, которому не удалось увидеть триумф Аллы Цупер, — ее маленькая дочурка Лиза. На время Олимпиады девочку отвезли к родственникам в Украину, а там соревнования по женскому фристайлу не транслировали из-за того, что ни одна украинская спортсменка в них не участвовала. Несмотря на это, малышка уже понимает, что мама в Сочи была лучше всех, и каждый раз, проезжая в коляске мимо растяжек с маминым портретом, Лиза показывает на фотографию Аллы маленьким пальчиком и гордо говорит: “Мама”.

— Конечно, совмещать семью и спорт, особенно спорт высоких достижений, непросто, — признается фристайлистка. — Всегда приходится идти на какие-то жертвы. Если я уделяю время спорту, меньше внимания достается семье. Но в нашей семье особая ситуация: супруг и все родственники с пониманием относятся к моему выбору. К тому же Женя сам подтолкнул меня к возвращению в спорт, ему приходилось поддерживать меня, и, возможно, без его помощи я бы не справилась. Даже перед выступлением муж сказал мне самые важные слова: “Я верю в тебя. У нас все будет хорошо. Ты сможешь”.

Алла и Евгений познакомились в тренажерном зале четыре года назад. Тогда, вспоминает спортсменка, все закрутилось очень быстро, и уже через год пара узаконила свои отношения. И сейчас, когда у фристайлистов закончился сезон, Алла наконец может уделить все свое время и внимание супругу и дочери.

— Сейчас мой день такой же, как у любой женщины, у которой есть семья, — смеется Алла. — Утро начинается с завтрака, потом я гуляю с дочкой, готовлю обед. Не скажу, что очень люблю готовить — все под настроение. В этом году увлеклась другим женским занятием — вязанием. На сборах и соревнованиях любую свободную минуту посвящала этому делу. Навязала шапок, повязок, носков всей семье. За крупные изделия пока не берусь — люблю сразу видеть результат своей работы.

Конечно, спорт изменил характер Аллы Цупер. Благодаря ему она стала более настойчивой, но, утверждает фристайлистка, по жизни это скорее помогает, чем мешает:

— Я с детства была упертая, и сейчас в дочке наблюдаю те же черты: если она чего-то хочет, добьется своего, пусть даже слезами и истериками. Если она в будущем захочет заниматься спортом, я не буду против. Поставлю ее на лыжи, научу кататься. Я и сейчас беру ее с собой на тренировки, если не с кем оставить. Поначалу она стеснялась ребят из команды, сейчас уже общается с ними, легко идет на руки.

Если до Олимпиады Алла планировала завершить свою спортивную карьеру, сейчас чемпионка настроена не так категорично:

— О тренерской карьере я не думаю. Если уйду из спорта, посвящу себя семье — хочется просто быть хорошей мамой и женой. В следующем году будет проходить чемпионат мира, и я хотела бы на нем выступить. О следующей Олимпиаде пока не думала, но... все возможно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter