Алла Ралькевич: «Воспитанный — значит образованный»

Более 80 процентов выпускников Марьиногорской гимназии поступили в нынешнем году в вузы
Более 80 процентов выпускников Марьиногорской гимназии поступили в нынешнем году в вузы

Марьина Горка — типичный райцентр страны, ничем внешне не выделяющийся. Столичным жителям такие городки всегда кажутся глухой провинцией. Совсем иначе думают о своей маленькой родине сами марьиногорцы. И конечно же, находят несколько достаточно весомых поводов, чтобы ею гордиться. Хотя бы уже потому, что второе десятилетие здесь работает гимназия. Кстати, если судить по количеству учеников, поступающих в вузы, а стало быть, о качестве полученных здесь знаний, то, несомненно, гимназия — лидер в школьном образовании области. В нынешнем году, к примеру, более 80 процентов выпускников стали студентами институтов, университетов, академий. Многие вчерашние учащиеся получают высшее образование и в престижных вузах Москвы и Санкт–Петербурга. Правда, директор гимназии, член Совета Республики Национального собрания Алла Васильевна Ралькевич, считает, что в учебном заведении не только этот показатель должен быть определяющим.

— Количество поступающих, хотя и яркий аргумент для оценки нашей работы, для родителей, стремящихся, чтобы дети учились именно у нас, — это скорее следствие целого ряда других составляющих, — говорит Алла Васильевна. — Знания — главное, за чем идут в школу. Но дать ученику знания — это еще далеко не все, чем обязан по своему призванию заниматься педагог. Сегодня много говорят об инновационных проектах в образовании. И вот что интересно. Казалось бы, слово–то уже давно стало знакомым. Но, как правило, под инновацией понимают явление, несущее в себе сущность способа, методики, технологии и организации нового. А ведь процесс гораздо шире. Тем более любое новшество должно в жизнь входить поэтапно. Иначе с инновациями трескотня одна получится.

— Алла Васильевна, и все–таки что нового открыли вы в гимназии, почему такие результаты по сравнению с другими школами?

— Вот мы начали разговор об инновациях, о поэтапности внедрения нового в систему обучения... Сегодня прямо–таки зацикливание какое–то на лицейских классах. Что–то вроде рекламной кампании средняя школа проводит: мол, мы сотрудничаем с такими вузами, дети после выпуска готовы к поступлению в иняз, нархоз и прочие солидные университеты.

— Так и в гимназии, насколько я знаю, не один, а пять лицейских классов...

— Но ведь для нас это не самоцель. Точнее, одна из последующих целей. А первые инновационные шаги делаются в начальной школе. Мы должны разобраться, с кем предстоит работать, выяснить, что уже находится в сознании малышей, как и в какую сторону с ними идти. Вообще, мониторинг воспитательных процессов — неотъемлемая часть педагогической работы.

— Наверное, вы правы... Но, согласитесь, иному сельскому учителю сама терминология подобного рода кажется невероятно далекой от жизни. А директору школы тем более. Надо ведь фасад и полы красить, пришкольный участок развивать, чтобы как–то себестоимость школьных обедов снизить...

— И я такие мнения часто слышу. Но ведь пора многим выйти из прошлого века. Хотим вырастить достойное поколение, так и работать надо как следует, осознавая, что же происходит вокруг, какие горизонты давно уже надо осваивать. А если не развиваться самому, приходить на один и тот же урок с багажом 20–летней давности, когда самому еще только 40 лет миновало, тогда и по поводу инноваций в трех соснах заблудишься, и сам вскоре в бесполезную пыль превратишься.

— Я вас отвлек... Мы говорили о мониторинге.

— Мы даже выясняем уровень воспитанности. Есть методика Щурковой — такой многоступенчатый мониторинг, когда определяется самооценка учащихся, родителей, одноклассников и 3 учителей по трехбалльной системе.

— Какой же родитель своему ребенку оценку не завысит...

— Неумный родитель, если хотите, и завысит. Но показатели мы выставляем с четырех позиций. В итоге картина получается более–менее объективная. Да и большинство родителей все–таки понимают, ради чего это делается. Мы готовим пап и мам к такому мониторингу, доказываем им значимость, казалось бы, не совсем образовательного проекта. Да и потом, что касается публичности результатов, разговор ведем по поводу класса, гимназии в целом.

— И какую же оценку выставили по трехбалльной системе?

— Средний показатель воспитанности по учебному заведению 2,45, а что касается конкретики, то отдельные показатели расположились в таком порядке: самая высокая оценка в определении «Я и природа» — 2,6. Затем идут показатели «Я и друзья», «Я и право». Хуже других оценки в разделах «Я и труд», «Я и учение».

— Провели мониторинг — и результаты положили под сукно?

— Отнюдь. Выяснение подлинной картины никогда не было самоцелью. Результаты стали для нас основой программы действий, подсказкой каждому классному руководителю к индивидуальной работе с учениками. К тому же такая методика у нас работает постоянно. Мы сравниваем мониторинги разного времени. Сейчас к методике Щурковой добавили проведение исследования по определению уровня гражданственности. Возможно, кому–то замысел покажется несколько дидактичным, но где, как не в школе, разумно и многопланово воспитывать у подростков осознание того, каким же должен быть гражданин Республики Беларусь. Готовность защищать Родину, уважение к отечественной истории, интернационализм, гордость за страну — у всех этих категорий есть мера. Учим мы малыша не топтать клумбы, не ломать ветки, не уничтожать деревца, так почему не должны учить школьника осознавать его обязанности, его долг перед Родиной?

— За разговорами о воспитании мы, конечно, забыли, что составляющая успеха гимназии кроется в новых образовательных технологиях, уровне профессиональной подготовки учителей–предметников...

— А это уже как само собой разумеющееся. Я горжусь своими учителями. Они проектируют замечательные предметные классы. Пишут учебники и методические пособия, выступают рецензентами учебников, которые создаются для всей страны. Наши учителя — авторы многих отечественных и российских журналов. Пожалуй, все педагоги следят за новыми идеями, умеют отделить зерна от плевел и своими идеями, своим образовательным ростом помогают и мне видеть завтрашний день нашего гимназического развития.

...Наш разговор с талантливым педагогом и грамотным организатором мог бы получиться бесконечным. В гимназии уже скоро 10 лет как ведутся уроки по Дальтон–технологии. Создана настоящая система экологического воспитания. Один только экологический театр охватывает ежегодно более 100 учащихся. Теперь гимназия подошла к созданию своего историко–краеведческого музея. Отрадно, что в Марьиной Горке берутся за это дело. Кстати, буквально в сентябре в гимназии откроется постоянно действующая выставка репродукций старых открыток из коллекции Владимира Лиходедова «В поисках утраченного». Заметим, что идея реализуется не без участия «Советской Белоруссии». Хотя важно и другое — интерес ко всему просветительскому, позволяющему создавать образовательный фундамент завтрашнего дня. Такой интерес и у директора, и у всех марьиногорских гимназистов. Потому и рады им в любом вузе нашей страны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter