Источник: Знамя юности
Знамя юности

А что нам задавали? Может ли учитель общаться с учениками в чате: за и против

Алла Александровна, вам пришло новое сообщение

Век технологий изменил и формат коммуникаций. Учителя заводят группы в мессенджерах, беседы в социальных сетях для общения с учениками. Это быстро и удобно – ратуют одни. Но при таком способе взаимодействия все же возникают некоторые проблемы – уверяют другие. Как быть?

Коллаж Татьяны ГОРБАЧ, «ЗН»

Учитель начальных классов витебской средней школы № 42 имени Д. Ф. Райцева Алла Якушина со своими третьеклассниками общается в мессенджере:

– Когда пишу в чат, знаю, что информацию обязательно прочтут. Детям нравится такой формат общения. Удобно тем, что если ученик отсутствовал на уроке, то все необходимое он узнает в телефоне. В мессенджере спрашивают, какое домашнее задание было задано, гуашь или акварель нужны на изобразительное искусство. Отдельный чат – с родителями. Им пишу, что нужно заполнить в дневнике, например. Если ребенок что-то потерял, тоже можно спросить об этом в Viber. 

При этом дети совершенно перестали задавать вопросы вживую. Они знают, что можно написать в чат и там же получить ответ. Как-то на уроке учитель посоветовала третьеклассникам приобрести книгу. Ученики даже не стали записывать в тетрадь название и автора, а попросили выслать все явки-пароли в мессенджер. 

Класс Аллы Якушиной

Пандемия на некоторое время изменила формат занятий в детской худо­жествен­ной школе имени И. Ф. Хруцкого в Новополоцке. Снимки своих работ ребята отправляли в Viber, рассказывает завуч Ирина Хаданенок

– Это было дистанционным обучением, можно сказать. Очень быстро, мобильно. Я давала рекомендации в пе­реписке. В телефо­не есть графический редактор, где можно доработать фотографию. С помощью его вносила правки в рисунки учеников. Дополнительно высылали детям произведения художников, материалы с этапами работы над рисунком. 

У учителя истории средней школы № 1 Полоцка Елены Буленковой тоже есть опыт общения с учениками в мессенджере. Признается, что дети часто допускают ошибки в словах. Стараются как можно быстрее написать сообщение, забывают о знаках препинания, не ставят прописные буквы. Если говорить о групповом чате, то не хочется, чтобы о некоторых моментах читали все участники:

– Не все темы можно обсуждать в общем чате. Иногда что-то нужно оговорить тет-а-тет с учеником или родителем. 

А вот в 6-м классе миорской средней школы № 3 имени Героя Советского Союза Егора Андреевича Томко классный руководитель не заводил подобных чатов. Ученик Назар Молявко тоже не видит в этом необходимости: 

– Мне достаточно беседы с одноклассниками в сети «ВКонтакте». Вопросы по учебе можем задать учителю в школе или позвонить по телефону лично. Важную информацию узнаем во время классного часа.

КОМПЕТЕНТНО

Катерина Пахомова, практикующий психолог, Новополоцк:

– Групповой чат между учителем и учащимися не имеет эмоционального фона. Он создается для информирования. Информация проговаривается сперва при личной встрече, далее размещается в чате. Ее видят все ученики и при необходимости могут перечитать. Такая активность на руку всем. Классный руководитель не отвлекается от своих дел и может ответить, когда ему удобно. Ученику не придется смущаться (что может быть при личной встрече) и можно задавать вопросы открыто в удобное для себя время. Чат создается на усмотрение педагога. На самом деле ощутимых изменений в общении не будет, информация станет лишь более доступной. 

А вот групповая переписка учащихся без педагога действительно может привести к нежелательным последствиям. В таком случае подростки часто переходят на обсуждение поведения учеников во время урока, на перемене, личных качеств. В переписке осуждать и высмеивать гораздо проще, чем при личной встрече. Эмоциональный накал может перерастать в буллинг, когда начинается своего рода онлайн-преследование одноклассника. Как подобной ситуации можно избежать? Онлайн-общение набирает обороты, мы, взрослые, сами не до конца понимаем, как быть понятым по ту сторону экрана. Передавать интонацию, мимику, жесты через слова непросто, а именно они задают тон общению. Важно соблюдать те правила поведения, которые есть в личном общении, и в переписке. Нужно помнить о том, что слово не воробей, им можно ранить человека. 

СКАЗАНО


Анна Мигаль, старший директор по развитию бизнеса Rakuten Viber:

– В образовательном процессе, как и в других сферах, наблюдается тенденция к цифровизации. Дело в том, что новые технологии видоизменяют некоторые аспекты классического образования. Мессенджеры уже давно интегрированы в учебный процесс. Почти не осталось классов, которые не имеют общего родительского Viber-чата, а учителя все чаще организовывают группу в Viber с учениками. Школьные чаты помогают собрать класс в одном месте и всегда быть на связи со своими учениками: делать важные объявления, записывать задания, проводить опросы – одним словом, решать все вопросы по учебному процессу. Это удобно и может помочь оптимизировать учебный процесс. Большую роль в налаживании доброй и поддерживающей атмосферы между учителем и классом играет неформальное общение. Общение онлайн дает для этого дополнительные бонусы. Например, в Viber можно отправить в чат веселые стикеры или гифки, которые помогут добавить не­принужденности. Кроме того, в Viber есть возможность создавать свои собственные стикеры или воспользоваться GIF-редактором. Например, поздравить одноклас­сника с днем рождения можно, создав стикерпак с ним в главной роли, или подготовить специальный стикерпак всего класса или даже школы.

Екатерина МЯДЕЛЕЦ, студентка 4-го курса факультета журналистики БГУ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter