Алкоголю не дать волю

В Министерстве внутренних дел сейчас идет работа над проектом указа Президента “О вопросах розничной торговли алкогольными, слабоалкогольными напитками и пивом”. Среди инициатив, которые милиция предлагает закрепить законодательно, — запрет на продажу спиртного с 23.00 до 9.00, обязательное наличие отдельного зала винно-водочного ассортимента в магазинах с площадью торгового зала 1000 кв. м и больше, а также — увеличение возраста, когда можно купить алкоголь, с 18 лет до 21 года. Несмотря на то, что предлагаемые меры успешно реализуются в большинстве развитых стран, в нашем обществе они вызвали горячие дискуссии сторонников и противников запретительных методик. Свое мнение решили высказать и сегодняшние гости нашей постоянной рубрики.

фото павла чуйко

Только разумные запреты

У  пьянства и алкоголизма много причин и последствий. Поэтому решать эту, к сожалению, актуальную для нашей страны проблему надо комплексно. Запретительные меры должны быть только частью государственной политики наряду с экономическими, социальными, медицинскими, правовыми и другими аспектами.

На мой взгляд, очевидно, что розничная торговля алкогольными и слабоалкогольными напитками, пивом должна быть запрещена не только в помещениях, где расположены учреждения образования, организации здравоохранения, детские театрально-зрелищные и культурно-просветительные учреждения, но и рядом с этими заведениями. Недопустимо использовать алкогольную тематику при производстве напитков для детей, например, “Детское шампанское”.

Я выступаю за увеличение возрастного порога при продаже алкогольных напитков и пива, возможно, с градацией в зависимости от крепости алкоголя. В качестве возражения часто приходится слышать такие аргументы: с 18 лет в армию призывают, жениться можно, а алкоголь купить нельзя. Мол, это несправедливо. Что тут скажешь? Просто у нас стереотип: взрослость — это обязательно алкоголь, который воспринимается как продукт первой необходимости.

Что касается инициативы МВД о запрете реализации спиртных напитков вне обособленного отдела в магазинах и павильонах с торговой площадью тысяча и более квадратных метров (исключение для магазинов в сельской местности), то это предложение направлено, в том числе, на защиту детей. Ведь сегодня, приходя в магазин за хлебом и молоком, мы и наши дети фактически вынуждены пройти через бутылочную “выставку”. У ребенка подсознательно откладывается, что покупать алкоголь в порядке вещей, это такой же продукт питания, как соки и конфеты, выложенные рядом.

Предложение милиции запретить розничную торговлю алкогольными, слабоалкогольными напитками и пивом с 23.00 до 9.00 (за исключением объектов общественного питания) вызвало в обществе горячие дискуссии. Мне кажется, прежде, чем принимать окончательное решение по этому вопросу, надо проанализировать: какого количества и каких объектов торговли это коснется, сколько и каких напитков продается сейчас в ночное время, как предлагаемые ограничения повлияют на незаконный оборот, изучить имеющийся у нас опыт ограничения времени продажи крепких напитков. Доступность спиртного состоит из четырех составляющих: доступность территориальная — где можно купить; доступность временная — когда можно купить; доступность возрастная — с какого возраста можно купить; доступность ценовая — сколько стоит. Считаю, что алкогольные напитки и пиво у нас слишком доступны. Если посмотреть на рост цен за последние лет десять, то, по моим наблюдениям, водка, пиво и крепленые плодовые вина подорожали меньше всего. А ведь ценовая, в том числе акцизная, политика должна стимулировать производителей выпускать более качественную и натуральную продукцию, способствовать изменению структуры потребления высокоградусной продукции, уменьшая долю крепких спиртных напитков и увеличивая долю натурального вина и пива.

Негативные последствия пьянства и алкоголизма можно перечислять долго — смертность от отравления, инвалидность, ДТП, производственный травматизм, социальное сиротство, разводы, преступность и т. д. Однако трудно найти информацию об оценке ущерба, наносимого злоупотреблением алкоголем обществу и экономике страны в целом. Именно соблюдение баланса между экономической выгодой от производства и реализации спиртосодержащей продукции и охраной здоровья населения должно быть основополагающим при принятии управленческих решений.

Убеждена, что нам необходим системный подход к производству и реализации алкоголя и пива. Бизнес должен четко знать и понимать государственную политику в среднесрочной и долгосрочной перспективе, чтобы спланировать: что выпускать, в каком количестве, для внутреннего рынка или на экспорт, а может, надо перепрофилироваться.

Кроме того, очень важно популяризировать здоровый образ жизни. 

И к этому делу нужно привлекать медийных личностей — спортсменов, артистов, блогеров, которые пользуются авторитетом у молодежи. Неплохо было бы запустить на телевидении и в интернете социальные ролики о вреде пьянства. И главное — должна быть альтернатива для проведения досуга. Наличие в шаговой доступности спортивной площадки, бесплатные спортивные секции, клубы по интересам. Приемлемые цены на спортивный инвентарь или хотя бы на его прокат. Ну и, конечно, крайне важен пример родителей, домочадцев. Климат в профессиональном коллективе. Когда у человека дружная, любящая семья, когда у него интересная, хорошо оплачиваемая работа, когда есть возможность развиваться и увлекательно отдыхать, вероятность стать пьяницей минимальна.

Ольга Политико, депутат Палаты представителей Национального собрания



За трезвую компанию

Запрет продажи алкоголя в ночное время приведет к снижению преступлений, совершенных в состоянии опьянения. Но, увы, никак не повлияет на количество употребляемого спиртного населением в целом, поскольку речь идет о нашем менталитете, который не слишком корректно сравнивать с менталитетом жителей стран Западной Европы.

Например, известно, что в Беларуси крайне сильная распространенность алкогольной зависимости. И широта ее распространения не зависит от ночного запрета на продажу водки. Если прибегнуть к международной статистике, выходит, что одной из самых пьющих стран является Литва. Где — внимание! — существует запрет на продажу алкоголя в магазинах в ночное время. При этом с 2009 года, когда был введен этот запрет, ситуация с употреблением крепких напитков среди литовцев только ухудшилась. В то же время во многих других странах запрета на продажу спиртного ночью нет, а алкоголизм распространен намного меньше, чем в Литве и у нас. Еще один пример: в Португалии магазины, торгующие пивом и водкой, работают только по будням с 9.00 до 13.00 и с 15.00 до 19.00. При этом в стране больше всего в мире (после Турции) трезвых женщин, хотя в целом Португалия — одна из самых пьющих стран по количеству алкоголя на душу населения в Западной Европе. Но одновременно здесь один из самых низких показателей смертности, что обусловлено высокой культурой потребления именно винных напитков.

Еще одна наша специфическая национальная черта — владение технологией домашнего производства крепкого алкоголя. Закроем отделы винно-водочной продукции по вечерам и ночам — добьемся резкого роста производства нелегального несертифицированного самогона. Ни для кого не секрет, как решалась эта проблема, когда летом 2015 года у нас был введен временный запрет на продажу зеленого змия: граждане искали информацию о теневых поставщиках спиртного в интернете, через знакомых, делали заказы таксистам. К сожалению, наша культура такова, что незаконное “варение” алкогольной продукции для подавляющего большинства не является чем-то предосудительным. В отличие от культуры жителей стран Западной Европы.

Часто приходится слышать о таком понятии, как “культура пития”, которой нам, белорусам, якобы не хватает. С моей точки зрения, это не корректное выражение. Нужно вести речь об отсутствии культуры трезвости. Это разные понятия. И культура трезвости должна брать свое начало с детства. У нас же малолетние члены семьи сидят за одним столом со взрослыми на каждом празднике, видят, как мамы, папы, гости поглощают рюмку за рюмкой, и постепенно в детском сознании закладывается стереотип: хорошее настроение и радостное событие неотделимы от выпивки. Посмотрите, что происходит с нашей молодежью: юноши и девушки почти разучились проводить время в компании без употребления алкоголя! Умение много выпить — показатель престижа. И это воспитывается в нас веками.

Хорошо, что сейчас предпринимаются какие-то шаги в плане антирекламы спиртного. Но пропаганда ЗОЖ должна быть очень профессиональной, обязательно с вовлечением интернет-ресурсов, поскольку молодежь у нас крайне редко смотрит телевизор и, как правило, не обращает внимания на городские билборды. Формальное отношение к картинке вроде “выпьешь — сдохнешь”, скорее всего, на подростков не подействует. А излишнее навязывание банальных стереотипов может привести к прямо противоположным эффектам. Например, слишком частое упоминание в СМИ про алкоголь, пусть и с негативным подтекстом, обернется увеличением его употребления, поскольку особенность тяги к рюмке в том, что она базируется на дофаминэргическом механизме стимуляции нервной системы и подавляет ощущение страха, стыда, вины. И любое упоминание о содержимом заветной бутылки будет ее только усиливать.

Для того чтобы начать серьезную борьбу с этим явлением, необходимо перенять хорошо зарекомендовавший себя мировой опыт. В Германии, например, алкоголики обязаны пройти лечение по закону. Там распространены общественные организации, помогающие людям справиться с зависимостью, а встречи анонимных алкоголиков или сеансы у психотерапевта не считаются чем-то постыдным. Более того, если немец проработал более пяти лет на предприятии и выясняется, что он злоупотребляет спиртным, организация обязана оплатить его лечение, которое, кстати, стоит очень дорого. Именно по этой причине предприятия любой формы собственности борются со слабостями своих сотрудников и тщательнейшим образом занимаются профилактикой. Бесплатные абонементы в бассейн, тренажерный зал по выходным или в конце рабочего дня для всей семьи, массовые мероприятия по праздникам — все для того, чтобы работники были максимально задействованы в общественной жизни и как можно меньше времени проводили в застольях.

Михаил Дернаковский, психолог, психотерапевт

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter