Алхимия слова

От монастырских хранилищ — до бесплатных народных библиотек
От монастырских хранилищ — до бесплатных народных библиотек

Давно собирался написать книгу–справочник о знаменитых библиофилах Гродненщины, об известных библиотекарях и библиографах региона. Но все как–то и без того хватало дел. Сейчас наконец–то взялся за реальное осуществление своей давней мечты. К сожалению, подобного издания в Беларуси еще нет. А между тем в одной только Гродненщине столько много ярких колоритных имен. Уже в конце XVIII столетия на ниве библиотечного дела здесь зарекомендовали себя такие яркие личности, как Иоахим Литовор Хрептович, Франциск Сапега, Жан Эмманюэль Жилибер. Первый из них подканцлер, а затем и канцлер Великого княжества Литовского, инициатор создания Эдукационной комиссии в Речи Посполитой (первого, по существу, министерства образования в Европе). Иоахим Литовор Хрептович был большим ценителем книг и в Щорсах на Новогрудчине основал замечательную библиотеку, богатую на древние рукописи, редкие печатные издания, копии значимых государственных документов. Хранился в ней и солидный труд самого Иоахима Хрептовича «Памятка о роде Литоворов–Хрептовичей от первых сведений до 1795 года». Наследники великого библиофила из поколения в поколение активно продолжали начатое дело. Не случайно в XIX веке в хрептовичевскую библиотеку в качестве читателей с удовольствием обращались выдающиеся ученые и литераторы того времени И.Лелевель, Ф.Малевский, Я. и А.Снедецкие, В.Сырокомля, Ю.Ярошевич, А.Ельский, И.Данилович. Посещал ее и Адам Мицкевич, а его лучший друг поэт и фольклорист Ян Чечот работал здесь библиотекарем. Во время Первой мировой войны библиотека Хрептовичей с целью спасения временно была передана Киевскому университету. К сожалению, до сих пор она так и не возвращена на родину.

Важной личностью в истории библиотечного дела Гродненщины является и Франциск Сапега, представитель крупного магнатского рода Сапегов, которые были видными государственными деятелями и последовательными библиофилами. Франциск Сапега перевез в Деречин (ныне Зельвенский район) большую библиотеку из Ружан, которая в свое время была там образована его легендарным предком Львом Сапегой. Франциск любил путешествовать по Европе и значительно пополнил родовую книжную коллекцию лучшими европейскими изданиями. В итоге в ней очень хорошо была представлена литература по юриспруденции, истории, поэзии, лингвистике, географии, теологии. Сын Франциска Евстафий принял участие в шляхетском восстании 1830 — 1831 годов и, несмотря на поражение, отказался служить царю. В результате поместье Сапегов в Деречине было конфисковано, а библиотека вывезена в Петербург.

А французский доктор медицины Жан Эмманюэль Жилибер в 1775 — 1781 годах по приглашению гродненского старосты Антония Тизенгауза жил и работал непосредственно в городе над Неманом, руководил здесь Королевской медицинской академией и акушерской школой. Создал при медицинской академии ботанический сад, анатомический театр и богатую для того времени библиотеку естественно-научной и медицинской литературы. Эту библиотеку считают первой научной медицинской библиотекой в Беларуси. За неполных 6 лет своего существования гродненская Королевская медицинская академия и ее библиотека сыграли важную роль в становлении и развитии отечественного естествознания и медицины. Этому способствовали и труды самого Жилибера, и его учеников, имевшиеся в библиотеке.

Хорошо известна гродненская польскоязычная писательница XIX — начала XX столетия Элиза Ожешко, но как–то мало внимания уделяется персоне ее отца Бенедикта Павловского. А между тем это был профессиональный юрист, человек широкого кругозора, вольтерианец по мировоззрению, публицист. В имении Мильковщина (ныне Гродненский район) он собрал богатую библиотеку. В ней на полках стояли полные собрания сочинений Вольтера, Руссо, Дидро, другие ценные издания, а также хранились рукописи самого Бенедикта Павловского. Эта библиотека досталась в наследство его дочери Элизе, но в результате дальнейших переездов, семейных и социальных потрясений, пожара она, к сожалению, не сохранилась. Тем не менее под влиянием отцовской любви к книгам Элиза Ожешко потянулась к знаниям сама, стала активно проводить культурно–просветительскую работу среди населения, сформировалась как писательница, творчеству которой свойственны глубокая философичность, психологизм, тяга к народным истокам.

Самые древние библиотеки — это, конечно, библиотеки при монастырях. Введение христианства несло на наши земли подъем культуры и распространение рукописной книги. Но древние монахи, переписчики церковно–религиозных книг и создатели христианских библиотек, зачастую свою личность оставляли в тени, считали себя песчинкой по сравнению с тем великим делом, которым занимались. Поэтому сведений о них практически нет. В новое время личность творца как светской, так и церковной библиотеки стремится уже занять надлежащее ей место. Так, например, в XIX — начале XX века на Гродненщине на библиотечно–христианском поприще проявил себя Иван Хлебцевич, белорусский церковный историк, педагог, священник. Он преподавал древнегреческий и латинский языки и географию в Жировичском духовном училище и одновременно заведовал библиотекой Жировичского монастыря, где упорядочил древние рукописи. Он писал об истории православной церкви.

Надо отметить и тех выходцев с Гродненщины, детство и юность которых прошли в Принеманском крае, а реализовали они себя уже за пределами этих мест. Прежде всего это всемирно известный библиограф академик Евфимий Карский. Своими многочисленными научными разработками, просветительской деятельностью он внес неоценимый вклад в развитие практически всех направлений белорусоведения и стал основоположником отечественной библиографии. Его именем названа Гродненская областная библиотека. Белорусский, а затем и русский библиотековед Евгений Хлебцевич тоже родом с Гродненщины. Он сын вышеупомянутого Ивана Хлебцевича, автор ряда книг по библиотечному делу и литературоведению, инициатор создания в Белоруссии сети бесплатных народных библиотек.

Вот далеко не полный перечень персоналий с одной только Гродненщины, имеющих немалые библиотечные заслуги. А сколько таких людей в целом по республике! Мы должны испытывать к ним уважение, хранить о них добрую память, беречь и преумножать накопленный ими опыт.

Михаил ПОЖАРИЦКИЙ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter