Однако без острой дискомфортной современной пьесы, привлекающей думающего зрителя, любому театру трудно считаться актуальным. На Малой сцене киевского театра идет такая премьера — психологическая драма «Путешествие Алисы в Швейцарию» в постановке Станислава Моисеева по пьесе Лукаса Берфуса. Его пьеса «Автобус» входит в антологию «Современной швейцарской драматургии», изданную издательством «Новое литературное обозрение». Берфус — автор популярный, его пьесы переведены на многие языки, ставят его по всему миру, в том числе и в некоторых постсоветских странах. До репертуара белорусских театров пока не добрался.
Пьеса посвящена сложной теме эвтаназии. Главная героиня истории Алиса неизлечимо больна, она отправляется из Германии в клинику доктора Густава Штрома, где неизлечимо больным пациентам помогают добровольно уйти из жизни. Однако даже в либеральной Швейцарии деятельность Штрома вызывает немало вопросов. В прессе его именуют не иначе как Доктор Смерть и даже лишают врачебной лицензии, что несколько осложняет его деятельность, но переубедить ни в чем не могут. Между Штромом и Алисой возникает некое подобие человеческой симпатии. Казалось бы, вот он, луч надежды, но Доктор Смерть не зря ест свой хлеб: гибель Алисы неминуема.
Актеры играют в киевском спектакле подробно и искренне, не боясь погрузиться в психологические бездны. Сергей Калантай дает Штрома как уставшего скептика, которого заботит лишь собственное дело. Заслуженная артистка Украины Татьяна Михина в своей Алисе находит то растерянную девочку, то мудрого философа. И все тонко, без нажима. Ноту здорового скептицизма в происходящее вносит народная артистка Украины Людмила Смородина в роли матери Алисы. Однако как ни пытается она переубедить дочь, ничего не выходит. Каждое появление домовладельца Вальтера (Александр Печерица) заставляет поежиться в кресле. В этом Вальтере затаилось что–то тяжелое, болезненное, то, что готово будет вырваться на свободу в подходящий момент. Такие образы тихих психопатов очень распространены в современных европейских пьесах. На другом полюсе спектакля — Александр Логинов в образе пожилого одинокого британца Джона, открытого, ироничного, парадоксального... Он приезжает в клинику несколько раз, так как духу не хватает довести дело до конца. Спектакль идет два часа без антракта, и этого времени зрителю хватает, чтобы занять ту или иную сторону в метафизическом рассказе.
Что поделаешь, признаемся, не все еще в нашем кругу доросли до современной швейцарской драматургии: мой армейский друг, известный мракобес Викентий Вератила, на середине спектакля уснул и пропустил развязку. Все страсти вокруг эвтаназии оказались ему неблизки. «Каждому свой срок установлен, и торопить его не надо», — ответил он цитатой из фильма «Формула любви», поедая киевский торт в кафе на Крещатике. Как сдвинуть эту чугунную плиту в голове Вератилы и ему подобных? Только разговором, только просвещением.
Добрый зритель в 9–м ряду.