Алгоритм взаимовыгодных отношений

С 1999 года в системе МИД Беларуси действует Управление регионов России, которое занимается и культурными связями, и научно-техническими. Но главная цель работы управления — налаживание экономического сотрудничества. “Мы помогаем нашим предприятиям налаживать контакты с российскими партнерами”, — рассказал начальник управления Дмитрий КРЮКОВ.

— Дмитрий Александрович, как вы оцениваете существующий уровень регионального сотрудничества Беларуси и России?
— Установление региональных связей произошло задолго до возникновения суверенного государства Беларусь. Поэтому говорить о состоянии дел, а тем более о перспективах надо с долей условности. С одной стороны, сейчас связи хуже, чем были при Советском Союзе. С другой стороны, мы видим положительную динамику товарооборота, который за 7 месяцев достиг почти 11 млрд. долларов (рост на 32,3 процента по сравнению с прошлым годом).
— С какими регионами у нас самые широкие связи?
— Заметьте, в России нет ни одного региона, с которым бы Беларусь не сотрудничала по тем или иным направлениям. Но есть стратегические, приоритетные партнеры. Например, Центральный федеральный округ, с которым у нас самый большой товарооборот (3,9 млрд. долларов за семь месяцев), Москва, Московская область, приграничные Смоленская и Брянская области... Нельзя не сказать, что транспортные затраты на доставку грузов в ЦФО, как и в Северо-Западный округ, существенно ниже, чем, например, в Дальневосточный федеральный округ.
— Вам не кажется, что в региональном сотрудничестве Беларуси и России преобладает схема “страна — регион”, а не “регион — регион”?
— Надо смотреть шире: все экономические структуры белорусского правительства работают для развития конкурентоспособной экономики. Россия является нашим основным экономическим партнером, и наша задача — использовать российский рынок наиболее эффективно. В торговле с ней принимает участие очень большое количество субъектов хозяйствования. Поэтому, поверьте, сотрудничество с Россией является приоритетом не только для республиканских, но и для региональных органов власти.
— Каков алгоритм построения региональных отношений?
— Объясню на примере Москвы — одного из наших приоритетных партнеров. Даже по официальным данным переписи населения, в российской столице живет больше жителей, чем во всей Беларуси. Москвичам нужны продукты, одежда, предметы быта...
Второе направление — товары для городского коммунального хозяйства. Согласитесь, и в Москве, и в Минске улицы подметаются не вручную. Люди ездят на транспорте. Москва очень быстро и масштабно строится, и строительный рынок всегда будет нуждаться в материалах и профессиональных кадрах.
В-третьих, Москва является своего рода плацдармом, крупным распределительным центром, из которого товары уходят в другие регионы...
С Ростовской областью мы очень тесно сотрудничаем в области сельского хозяйства: кооперативную работу ведут “Гомсельмаш” и “Ростсельмаш”, мы покупаем широкий перечень продукции сельского хозяйства. А ведь Ростов производит еще тепловозы...
И так можно анализировать каждый регион: у одних, как у Москвы, превалирует импорт, у других, как у Тюменской области, — экспорт. Поняв, на чем регион специализируется, мы выстраиваем с ним отношения.
— Кстати, о плацдармах. Что вы можете сказать по поводу открытия белорусскими регионами и конкретными предприятиями торговых площадок в России?
— Возьмем опять же Москву. В столице объем оптовой торговли в год составляет около 160 (!) млрд. долларов, объем розничной торговли — более 40 млрд. Разве эти цифры, даже взятые сами по себе, не вызывают интереса для работы на этом рынке? Но, чтобы закрепиться на нем, надо присутствовать постоянно и обладать определенного уровня инфраструктурой. В частности, площадями. Вообще-то каждый производитель сам выбирает форму, в какой он желает присутствовать на рынке. Например, одному МТЗ необходимо не меньше 4 га земли. Другому же предприятию хватит одной комнаты с компьютером и телефоном. Но любой маркетолог скажет, что в Москве надо иметь свое представительство.
— Как вы оцениваете работу уже существующих торговых домов?
— Например, тот же торговый дом МТЗ в Москве за 7 месяцев продал тракторов на 80 млн. долларов... При том что все они разошлись по регионам.
— Предприятия обращаются в управление за помощью в налаживании прямых контактов?
— Нас сложно назвать посредниками, и тем более мы далеки от коммерческой деятельности. Мы скорее исполняем роль торгового внешнеэкономического эксперта, предоставляющего информацию о том, как лучше организовать работу по сотрудничеству. Нам важно, чтобы белорусские предприятия знали о тех возможностях, которые есть в России, и планировали свою деятельность, исходя из актуальной информации.

“ТОП-10” российских регионов по товарообороту с Беларусью по итогам семи месяцев (товарооборот, долл. США)

1. Тюменская область
(3 млрд. 558 млн.)
2. Москва (1 млрд. 932 млн.)
3. Московская область (725 млн.)
4. Пермский край (582 млн.)
5. Санкт-Петербург (462 млн.)
6. Смоленская область (249 млн.)
7. Республика Татарстан (217 млн.)
8. Нижегородская область (199 млн.)
9. Вологодская область (185 млн.)
10. Самарская область (183 млн.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter