Алгоритм композитора Ширина

Леонид Ширин: Востребованным стал не сразу, через лет десять

Авторы песен часто остаются за кадром, и один из поводов выйти из тени артистов — творческий вечер. Леониду Ширину его к 50-летию подарил телеканал ОНТ. Сам он, человек скромный, с философским отношением к жизни, вряд ли когда-нибудь такое сделал бы. Ширин — персонаж в нашем шоу-бизнесе уникальный: не рвется за славой и деньгами. Он написал три сотни песен, его композиции исполняют известные российские и украинские артисты и группы. Но не кичится этим, предпочитает отмалчиваться. От этого становится еще загадочнее и интереснее.

— В вашем концерте приняло участие множество известных белорусских и российских исполнителей. Многие ожидали увидеть в концерте Корриану, ведь именно вы открыли ее…

— Мы уже лет пять с ней не работаем. Даже не знаю, где она сейчас и чем занимается. Причина — она решила делать все сама, начиная с написания музыки и заканчивая своим образом. Не стал ей препятствовать. Это первое. Второе, в какой-то момент человек должен взять судьбу в свои руки и решить, как жить дальше. Всегда за партнерские отношения. Не люблю отношения продюсер—артист как подчиненный. На мой взгляд, это переходит исключительно в коммерческое русло. Мы, делая работу, проживаем большой кусок жизни. И, на мой взгляд, разумно это делать с людьми, которые тебе приятны.

— Тяжело работать с молодежью? Вы ведь взяли на себя ответственность за нескольких ребят из «Академии талантов»?

— Надо сказать добрые слова в адрес ОНТ. Чтобы получить результат, надо пройти через компромиссы. Но иногда при этом ты себя полностью утрачиваешь, теряешь. Бывает же наоборот: становишься сильнее, крепче, богаче и т.д. И если ребята идут на серьезную работу, телеканал никогда не оставляет их без внимания. Мне в такой ситуации легко, ОНТ поддерживает ребят, частичную ответственность за судьбу которых взял на себя. Если есть интересный образ, хорошая песня, то такому человеку всегда найдется место в эфире телеканала. Для меня было важным, что обещанное воплощается. Часто ведь бывает, что, как только камеры выключаются, про начинающего артиста забывают. Мы даем возможность выступить в нескольких концертах, можно сказать, открываем двери, а дальше все зависит от исполнителя.

— Леонид, правда, что вы собирались связать свою жизнь не с музыкой, а с литературой? Писали диссертацию?

— Родители, я и моя сестра — все окончили один и тот же факультет — филфак БГУ. Отец был членом Союза писателей, мать преподавала русский и белорусский языки в школе. Она вела переписку со многими белорусскими писателями, например с Янкой Брылем. Благодаря родителям с ранних лет был лично знаком со многими литераторами. Например, Максимом Лужаниным. Мы часто общались, я знал их точку зрения на различные процессы. Мне это было интересно. Всегда любил читать, и до сих пор это мое любимое занятие. Все свободное время провожу с книгой в руках. Более того, раньше сам писал стихи, рассказы. Но я не искал славы как писатель, всегда хотел понять, что такое литература как часть философии, мировоззрения. Как к литературе можно подойти с точки зрения науки, есть ли объективные критерии при оценке художественного произведения? Меня больше интересовала теория. И я пытался в этом разобраться. Но так получилось, что мою давнюю мечту осуществил мой лучший друг, ныне профессор Анатолий Андреев, с которым я учился. Он очень талантливый ученый, написал много книг по теории литературы. И благодаря ему нахожусь в курсе ситуации, интересуюсь этим и по сей день.

— Как музыка пришла в вашу жизнь?

— Я рано познакомился с творчеством Рахманинова, Прокофьева и других великих композиторов. Музыка также была частью моей жизни. Но чтобы это стало моей профессией? Литература тогда была мне ближе. Но важную роль сыграло знакомство с известными музыкантами. Я стал интересоваться этим не как потребитель.

Начал анализировать, как происходят процессы создания произведения. Это с одной стороны. С другой — музыка всегда была рядом: с детства играл на гитаре, баяне и даже на рояле. Конечно, на любительском уровне. Потом стал встречаться с профессионалами, преподавателями.

— Ваша музыка сразу пошла в массы?

— Востребованным стал не сразу, прошло лет десять. Потом начал понимать, что нравится публике и что я это могу делать. Сейчас если ко мне обращается артист с просьбой написать песню, то я ему предлагаю сразу пять. Привык все делать с запасом. Поэтому не спешил раскрываться. Много писал в стол, чтобы у меня набралась статистика, чтобы понять, что делаю не так. Важно было самому поверить, что у меня это получается.

— После вашего творческого вечера одна из восхищенных и благодарных певиц сказала, что только Ширин может писать по сто песен в год. Это правда?

— Есть люди гениальные, как, например, Сергей Есенин, Олег Даль, Владимир Высоцкий, которые за свой талант заплатили жизнью. Они работали на полную катушку, без остатка. Есть обратные примеры, когда люди очень рационально подходят к расходованию своих способностей. Проснулся, позавтракал, сел и написал. У каждого свой алгоритм действий. Мне ближе, когда девяносто процентов успеха — это работа. Причем работа как способ существования, как ежедневное доказательство себе собственной состоятельности. Это мой вариант. У кого-то — другие. Знаю, некоторые ждут вдохновения. Мне нравится все время быть в тонусе.

— Расскажите, как при столь активном ритме жизни вам удается избегать скандалов, сплетен и оставаться со всеми в хороших отношениях?

— Дело в том, что исполнитель для меня — это не способ самоутверждения. Артист — единомышленник на период процесса создания композиции. Пусть лучше время будет огранщиком, расставит все на свои места, чем мы будем тратить его на выяснение, кто из нас талантливее. Интеллектуальный товар нельзя навязывать. Если артист послушал мою песню и говорит: «Нет», есть другой вариант. Не делаю человека виноватым в том, что ему не понравилась моя песня. Знаю, что через день-два-три-пять я предложу ему еще что-то. Возможно, это случится и через год. Если сохраняешь уважительные отношения, то сохраняется и возможность продолжить работу. Может быть, в тот момент просто не пришло наше время. Спокойно отношусь ко всему. Радуюсь успехам своих коллег. Есть примеры моих старших товарищей, известных музыкантов, которые могут подойти и искренне сказать, что та или иная песня получилась. К тем, кто младше меня, стараюсь относиться точно так же. Поддержка для молодых очень важна. Не страшно поддержать человека, который не очень этого заслуживает, зато ты не пропустишь человека, который этого заслуживает. У меня есть история, которая для меня, тогда начинающего автора, была очень показательной. Известный человек, народный артист СССР подошел и сказал, что у меня есть музыкальный дар. Я это часто вспоминаю и привожу в пример. Умный человек ищет достоинства, а не недостатки других.

— Часто причиной раздора становятся коммерческие вопросы…

— Деньги имеют значение в жизни каждого человека, ведь приходится кормить семью. Но как только ты пытаешься поставить деньги на службу себе, то незаметно становишься их рабом. На хлеб я всегда найду. Когда мне не в чем куда-то пойти, это не проблема. Трагедия, когда не к кому пойти.

— В белорусском шоу-бизнесе дружба возможна?

— Юра Ващук младше меня на двадцать лет. Прошло лет пять, мы сделали множество совместных работ, прежде чем поняли, что можем называться не только соавторами, но и друзьями. Когда отношения базируются на мироощущении (то есть мне так кажется, я так чувствую), они хаотичны и недолговечны, когда же на мировоззрении, то есть на системе взглядов на мир, — возможна настоящая дружба.

— Вам исполнилось пятьдесят, это определенный этап жизни. Если бы предоставилась возможность пройти его заново, поменяли бы что-нибудь?

— Просто еще более уважительно отнесся бы к тем подаркам судьбы в виде хороших людей, которых мне подарила жизнь. Начиная с моих родителей, которые рано ушли из жизни. То же и с друзьями, которых уже нет с нами. Только в этом я бы что-то изменил. На остальное мне грех жаловаться.

На снимке: Леонид ШИРИН (справа) со своим другом Юрием ВАЩУКОМ и исполнителями песен Натальей ПОДОЛЬСКОЙ и Владимиром ПРЕСНЯКОВЫМ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter