В Национальном аэропорту "Минск" прошло комплексное тактико-специальное занятие

«Альфа» работает четко


«Требую, чтобы лайнер приземлился в Риме» — эта фраза прозвучала на высоте 10 тысяч метров в июне 2014 года. Гражданин Грузии попытался угнать самолет рейса Кутаиси — Минск, угрожая взорвать воздушное судно. Благодаря грамотным действиям пилотов борт сел в Национальном аэропорту «Минск», где нарушителя встретили сотрудники контртеррористического управления и группы «А» КГБ... В нашей стране прилагается немало усилий, чтобы свести к минимуму подобные инциденты и их последствия. Создана система ответных мер на выпады авиапреступников. Как оттачиваются важные механизмы, в Национальном аэропорту «Минск» вчера наблюдала не только межведомственная комиссия, но и журналисты.



По сценарию террористы захватили самолет и автобус с заложниками. Освобождать их будут белорусские спецподразделения. Направляемся к месту, где вот–вот развернется основная фаза учений, вместе с начальником контртеррористического управления КГБ Сергеем Ревтовичем: «Количество терактов в мире в последние годы выросло. Взять недавние трагедии — изощренность терроризма непредсказуема. Каждый такой случай мы анализируем и принимаем необходимые меры». Не является ли такой мерой спецтехника, которая дежурила в Верхнем городе во время джазовых вечеров, интересовались журналисты. «Абсолютно верно», — был ответ. «Еще одна проблема — беспилотные летательные аппараты. Элементарно — сядет у дрона питание, и он упадет на людей, машины. Или его используют для экстремистских целей. Поэтому сейчас этот вопрос решается законодательно: нужны правила для применения этой техники на массовых мероприятиях. Полеты, скорее всего, будут ограничены».

Мы на месте. На площадке — учебный самолет. Кстати, именно подразделение полковника Ревтовича отвечает за разработку и проведение спецопераций по освобождению захваченных судов гражданской авиации, ведет переговоры с преступниками. Так было и на этот раз, на учениях.


— На борту слышны выстрелы. В кабину пилотов пытаются прорваться неизвестные, — только и успел сообщить авиадиспетчеру командир выполняющего транзитный перелет в Беларуси «Боинга». Затем связь с самолетом оборвалась... Решение начать спецоперацию КГБ принял молниеносно. Был развернут оперативный штаб с руководителями подразделений КГБ, Вооруженных Сил, МВД, МЧС, Следственного и пограничного комитетов, ГКСЭ, Минздрава и других госорганов и организаций. Руководит штабом представитель контртеррористического управления.


По легенде для перехвата воздушного судна с базы военно–воздушных сил по тревоге было поднято звено истребителей. Вылеты из аэропорта приостановлены, прибывающие воздушные суда перенаправляются на запасные площадки. Захваченный «Боинг» в итоге вынуждают сесть в минском аэропорту.


Еще до посадки лайнера в штабе знали предполагаемых преступников и чего они хотят. «Нам нужен автобус, — кричали они переговорщику уже на земле. — Часть из нас беспрепятственно пересядет в него, и вы дадите нам уйти по земле и по воздуху. Иначе — десятки смертей!»

— Почему не взлетаем? — нервничал выглянувший из салона захватчик, приставив к голове капитана оружие.

Убедить условных террористов сдаться не удалось. Значит, штурм. Спецподразделения сработали синхронно — а это особые навыки и точный расчет времени и расстановка сил. Автобус взяли на себя бойцы спецотряда быстрого реагирования внутренних войск МВД, самолет штурмовали бойцы «Альфы» КГБ. Кстати, в реальности на каждый тип воздушного судна группа «А» разрабатывает несколько вариантов штурмовых действий.

Результаты нынешних учений оценили высоко и сторонние наблюдатели, и члены спецкомиссии. Полковник Ревтович, подводя итог, был краток: «В стране постоянно совершенствуется система противодействия актам незаконного вмешательства в работу гражданской авиации. Разработан межведомственный план проведения спецопераций — как ответ на преступные выпады. Как вы видите, и на учениях оперативный штаб сработал хорошо. Госорганы показали слаженность действий. Цель тактико–специального занятия — создание надежного щита авиационной безопасности — достигнута».

gladkaya@sb.by

Фото Александра СТАДУБА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter