40 лет со дня воссоздания в системе органов прокуратуры СССР транспортных прокуратур

Альфа и Омега прокурорского надзора

Нынешней осенью минуло 40 лет со дня создания, точнее, воссоздания в системе органов прокуратуры СССР транспортных прокуратур.

12-города-минск-аэропорт02-021012.jpg
Аэропорт — один из объектов прокурорского надзора

Сама жизнь неоднократно убеждала, что где тонко, там и рвется. Она заставила осенью 1976 года, после 16-летнего перерыва, принять решение о восстановлении специального прокурорского надзора за транспортом. Тогда за счет резерва Прокуратуры СССР были организованы Брестская, Барановичская, Витебская, Гомельская, Минская и Могилевская транспортные прокуратуры. А впоследствии еще и Гродненская и Оршанская. Приказом Генерального прокурора СССР от 5 ноября 1980 года была образована Белорусская транспортная прокуратура.

После обеда 15 апреля этого года специалист по внешнеэкономической деятельности одной из минских фирм Денис Б. появился на КПП № 1 РУП «Национальный аэропорт Минск». 36-летний мужчина заявил, что ему необходимо пройти на территорию аэропорта за получением груза. Инспектор ВОХР Д. Климчик попросила предъявить необходимые документы. Услышала в ответ, что документы сотрудник фирмы забыл дома. Тогда инспектор поинтересовалась, есть ли у него какие-либо документы, подтверждающие наличие груза на территории аэропорта, например доверенность? На эти расспросы тот отреагировал нервно, перешел на повышенный тон. Затем удалился, через пять минут вернулся и положил в ячейку КПП № 1 паспорт и документы на автомобиль. В руках он держал папку, которой размахивал, не открывая. Д. Климчик попросила передать ей доверенность лично в руки, но сотрудник фирмы проигнорировал эту просьбу.

— А куда вы конкретно идете? — задала она вопрос.

— Иду на таможню, чтобы взорвать ее! — заявил Денис Вячеславович.

— Отвечаете за свои слова?

— Да, отвечаю, — с вызовом ответил специалист по ВЭД.

Возмутителя спокойствия задержали. Он не отрицал, что заявлял о намерении «взорвать таможню», но доказывал, что сказано это было в шутку.

Эта «шутка» дорого обошлась Денису Вячеславовичу. Его действиям дана принципиальная оценка. Минской транспортной прокуратурой уголовное дело о заведомо ложном сообщении об опасности было направлено в суд. По приговору суда «шутник» признан виновным, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 80 базовых величин (16,8 миллиона неденоминированных рублей). Еще дороже стоила «шутка» в ситуации, во многом схожей с этой, генеральному директору одной из российских фирм Дану М. Дан Николаевич неделю спустя после происшествия со «взрывом таможни» после прилета из Москвы проходил досмотр в секторе «А» того же минского аэропорта. Инспектор спросила у хозяина картонной коробки:

— У вас там бумага?

— У меня там бомба! — таким был ответ.

Инспектор тут же нажала на тревожную кнопку, были заблокированы входные двери. Как ни доказывал впоследствии гендиректор представителям правоохранительных органов, что он пошутил, замять дело ему не удалось. В результате Дан Николаевич здорово подмочил свою репутацию.

При активном участии прокуратуры в последнее время к уголовной ответственности были привлечены семь «шутников», которые сообщали о ложном минировании Национального аэропорта Минск и придуманных экстремистских действиях.  И свою профилактическую роль эти судебные процессы играют.


КОММЕНТАРИЙ

Анатолий ДУДКИН, начальник управления Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах:

— Эффективность надзора за исполнением законодательства, регламентирующего безопасность эксплуатации различных видов транспорта, может быть достигнута только при условии систематического проведения наших проверок, основанных на анализе состояния различных факторов, влияющих на безаварийную работу. Структура организаций, обеспечивающих безопасность эксплуатации железнодорожного транспорта, имеет централизованную систему соответствующих предприятий, участки деятельности которых не совпадают с границами административно-территориальных единиц. Естественно,  децентрализация прокурорского надзора в этой сфере отрицательно скажется на его эффективности.

Приведу наглядный пример. Сход 27 порожних вагонов, следовавших в составе грузового поезда, произошел на территории Дятловского района Гродненской области. Эксплуатируется данный участок пути Барановичским отделением Белорусской железной дороги, расположенным на территории Брестчины, вагоны приписаны к предприятию Минского отделения дороги, управляла поездом бригада Гомельского локомотивного депо. При организации прокурорского надзора по территориальному принципу анализ всего комплекса условий, послуживших причиной схода вагонов, принятие мер прокурорского реагирования по их предупреждению на других участках магистрали затруднительны и неэффективны.

В связи с продолжающимся реформированием системы органов внутренних дел на транспорте значительные участки железнодорожных путей стали обслуживаться территориальными подразделениями внутренних дел. В настоящее время система поступления данных о происшествиях на объектах транспорта в регионах страны не является единообразной, что не позволяет получать полную и объективную информацию. Уже в этом берут начало многие проблемы. Несмотря на то, что МВД обеспечило сопровождение на прошлогоднем уровне подвижных составов, значительно упали показатели по изъятию правонарушителей из поездов. Это в итоге повлекло за собой увеличение количества совершенных злодеяний в поездах. Особую озабоченность вызывает рост тяжких преступлений против личности. В Минском ОВДТ ликвидирована служба противодействия незаконному обороту наркотиков, что привело к резкому снижению (в 3 раза!) количества выявляемых преступлений данной категории в этом транспортном регионе. Но ведь это коварное зло правоохранительные органы не победили...

unchik56@tut.by


ОТ  РЕДАКЦИИ

Сердечно поздравляем работников транспортных прокуратур с юбилеем. Успехов вам и добра!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter