Ведущая СТВ Алена Сырова: «Послушать политэмигрантов, рассказывающих, как все в Беларуси ужасно, – такое чувство, что люди пишут о какой-то другой стране, но не о той, в которой я живу»

Алена Сырова: «Мы становимся свидетелями исторических событий»

История творится на наших глазах, считает Алена Сырова — политический обозреватель телеканала СТВ, а с недавних пор еще и ведущая популярного ток-шоу «По существу», где обсуждаются самые острые моменты общественно-политической повестки.


— Как у вас, молодой девушки, появилась идея заняться политической журналистикой? 

— В целом политика, жизнь нашей страны и других государств мне была интересна всегда. Ведь это то, что нас окружает, так или иначе сказывается на жизни каждого. Журналистика в моей жизни появилась в каком-то смысле случайно: на СТВ я пришла, будучи студенткой факультета международных отношений, кафедра таможенного дела. Начала писать тексты — сначала для «Столичных подробностей», потом для передачи «Картина мира», которая выходила на «РТР-Беларусь»: проект считался очень серьезным, это была итоговая программа недели, там работали только взрослые опытные журналисты, а мне просто дали возможность делать какие-то материалы. Начинала с социальных репортажей, сюжетов о праздниках, о городе… Постепенно задачи усложнялись, и в итоге доросла до журналиста президентского пула — причем, кажется, оказалась самым молодым корреспондентом за всю его историю.

— Не так давно мы увидели вас в качестве одной из ведущих общественно-политического ток-шоу «По существу». Работаете в прямом эфире с множеством собеседников, рядом с вами в кадре директор телеканала Кирилл Казаков — как ощущения?

— Работать в прямом эфире лично мне намного проще, чем в записи. Когда ты знаешь, что у тебя есть возможность что-то переделать, сложно достичь полной концентрации. Здесь же — наоборот: ты максимально собран и сосредоточен. Ну а работая с Кириллом Владимировичем Казаковым, я не думаю о том, что это мой руководитель — это прежде всего партнер, который поддерживает и солирует в нашем тандеме, а я его удачно дополняю.

— Как складываются ваши отношения с экспертами, приходящими в студию?

— Я, как уже говорила, журналист президентского пула, мы с нашими гостями, даже самого высокого уровня, так или иначе уже знакомы и неоднократно встречались. Очень интересно наблюдать, как люди раскрываются в эфире. Ведь собеседники тоже осознают, что нет возможности переписать кусочек, но это их парадоксальным образом раскрепощает — хотя, казалось бы, прямой эфир должен пугать. Зачастую бывает так, что программа движется к концу, идут последние минуты перед новостями, а наши гости еще недоговорили, у них еще кипит дискуссия. Еще один плюс прямых эфиров — возможность тут же обсудить резонансные события. Мы работаем с телефонами и не запрещаем участникам ток-шоу пользоваться средствами связи, как такового у нас даже сценария нет. Безусловно, есть какая-то канва, но все равно это живая беседа. Естественно, люди разных темпераментов — кто-то шумный, кто-то более замкнутый, и его нужно поддерживать. Ведущему важно смотреть на своих гостей и вовлекать их в беседу, чтобы никто не стоял и не скучал.

— Вы сталкивались с негативом в свой адрес? И как это воспринимаете?

— Предпочитаю не помнить плохого, не говорить об этом и не думать. Кто и что бы мне ни писал, это осталось в августе прошлого года и на совести тех людей. Ни тогда, ни сейчас у меня никаких сомнений в моей работе нет. На самом деле, вы не хуже меня знаете, что не все журналисты прошли стойко этот период — и скорее мне было неприятно разочароваться в некоторых, с кем работала рядом, нежели слышать критику от незнакомых людей. 

— Сейчас, когда у большинства схлынули эмоции, что, на ваш взгляд, выходит на первый план?

— То, что вне зависимости от политических взглядов у всех нас есть одна общая ценность — наша страна. И самая главная цель — сохранить Беларусь независимой. Важно понять, что сделать это можем только мы сами, вместе. И то, что у нас появился праздник — День народного единства, который мы будем отмечать 17 сентября, очень важно. Может быть, кто-то настроен скептически и считает, что это лишнее, но мне кажется, что уже сейчас мы по-другому смотрим на многие вещи. 
Большинство из нас понимает, что объединение нации — единственно правильное решение в наших общих интересах, в интересах Беларуси. 
Не получится двигаться каждому в свою сторону. Нужно осознать, что будущее нашей страны, как бы пафосно это ни звучало, находится исключительно в наших руках. Потому что сейчас борьба идет именно за страну. И если мы хотим жить в независимой и суверенной Беларуси, нужно просто включить мозги и отодвинуть эмоции в сторону.


— Возможно, нам проще анализировать ситуацию в силу профессиональных навыков и потому что журналистская среда в целом политизирована. 

— Мы по роду деятельности разбираемся в текущей повестке, много читаем, и уверена, что вы, как и я, не ограничиваетесь государственными СМИ, а заглядываете и к нашим оппонентам, чтобы знать их точку зрения. Но зачастую те люди, которые вдруг в прошлом году стали интересоваться политикой, читают поверхностно только какие-то альтернативные мнения, иной раз смотрят только на заголовки, не пытаясь даже прислушаться к тому, что говорим мы и наши коллеги, защищающие интересы государства. Мне кажется, что сейчас большинство тех, кто и раньше не особо интересовался политикой, занимаются своими делами. Да, попытка госпереворота в августе не могла никого оставить равнодушным. Когда страна стоит на ушах — мы к такому не привыкли. Мы привыкли жить в спокойной, мирной Беларуси, знать, что нас ждет завтра. А когда у тебя в доме неспокойно, конечно, ты будешь переживать. Другой вопрос, что кто-то пытался потушить этот пожар, а кто-то подбрасывал дровишек. Причем стоя за порогом. Читаю иногда политэмигрантов, рассказывающих, как все в Беларуси ужасно и какое все серое, — такое чувство, что люди пишут о какой-то другой стране, но не о той, в которой я живу.

— Сегодня, почти год спустя, у многих произошла переоценка тех событий.

— Мне кажется, все только начинается. Это блицкриг делается за несколько дней, а все остальное — процессы не на один год. И это, к сожалению или к счастью, выпало нам, мы становимся свидетелями исторических событий. 

Кстати, запомнился мне один репортаж в августе 2020-го. Мы были погружены в политическую повестку, только этим и жили, а мои коллеги в это время снимали уборочную. И я увидела на экране комбайнера в футболке с надписью: «Никто, кроме нас», который рассказывал о том, как непросто убирать хлеб. Я тогда смотрела на него и думала: пока мы тут ходим по маршам и митингам, люди делают дело. Люди нас кормят. И потом, когда подвели статистику и Президент сказал, что сельское хозяйство в год пандемии нас спасло, я вспомнила этого мужчину и этот девиз: «Никто, кроме нас». 

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter