Источник: Знамя юности
Знамя юности

Алексей Ягудин и Татьяна Тотьмянина: Любовь – это в первую очередь доверие

Премьера нового ледового спектакля «Анна Каренина» в постановке Ильи Авербуха состоялась в июле в Сочи. А осенью спектакль приедет в Москву. Олимпийские чемпионы по фигурному катанию Татьяна Тотьмянина и Алексей Ягудин рассказали нам о новой ледовой интерпретации истории Анны Карениной, компромиссах семейной жизни и воспитании дочерей.


– Чем особо примечательно ледовое шоу «Анна Каренина», на ваш взгляд? В чем его изюминка, чем оно отличается от всех предыдущих?

Татьяна: Спектакль планировали выпустить еще в прошлом году, но в связи с пандемией этого не случилось. Я безумно счастлива, что сейчас появилась возможность вернуться к любимой работе и очередному глобальному проекту. Все, кто бывал на спектаклях Ильи Авербуха, могли заметить, что каждая последующая его постановка становится еще более совершенной версией пройденного. В этом году в спектакле появились новые лица – Женя Медведева и Александр Энберт. В целом получилась очередная талантливая постановка с живым голосом и интересным музыкальным сопровождением.

Алексей: В любой постановке, как и в любом слове, самое главное – корень. А уже потом существуют приставки, суффиксы и так далее. И корень в нашем действе – это, естественно, само произведение. В остальном Илья старается использовать те фишки, что он наработал за много лет. Во многих аспектах он старается ничего не менять – это и живой вокал, и ледовая акробатика, воздушная акробатика, спецэффекты...

– Какие роли достались вам?

Татьяна: В этот раз мне досталась роль Бетси Тверской. В интерпретации Ильи моя героиня – некий администратор, следящий за процессом, который происходит в нашем театре. Мы будем находиться на льду, но, по задумке авторов, у нас получается спектакль внутри спектакля.

Алексей: Моя роль – Истопник, самый таинственный персонаж спектакля. Он представляет собой как бы альтер-эго Карениной, это некий мистический образ, невидимый и неощутимый злодей, который, словно дух, руководит эмоциями, страхами и страстями героев. Наш спектакль начинается с того, что я запускаю этот маховик – поезд, подкидываю туда побольше угля, чтобы его разогнать.

– О чем, на ваш взгляд, должна рассказать зрителю эта ледовая интерпретация истории Анны Карениной? Все-таки это самая известная героиня из мира русской литературы.

Татьяна: Лучше бы, конечно, этот вопрос задать Илье, он всегда немного отступает от оригинального прочтения, у него есть свое видение произведения. Но в первую очередь это, конечно, некий образовательный момент, это школьная программа, хотя, на мой взгляд, 13–14-летним подросткам эту книгу сложно понять. По роману Анна Каренина вообще получается любительница нюхательных солей, прелюбодейка и суицидница. Не тот показательный пример для подрастающего поколения, как должно быть в жизни. Лично я люблю этот роман, происходящее в нем очень захватывает, и ты в любом случае Анне сочувствуешь, сопереживаешь, желаешь ей счастья, но, как говорится, от судьбы не уйти…

– В мировой литературе роман признан одним из лучших произведений о любви. А вот Алексей, насколько я помню по прошлым интервью, довольно скептически относился к этому чувству. Изменилось ли это с годами?

Татьяна: Даже если отношение и изменилось, то Алексей уже не скажет по‑другому, такой он человек. Но необязательно же признавать сам факт существования этого слова и чувства, главное, чтобы были внутренние правильные ощущения. А длительность наших отношений, наверное, подтверждает наличие этого чувства. Любовь для меня – это в первую очередь доверие, желание компромисса и тишины при нахождении рядом.

Алексей: Нет, ничего не изменилось. Но я никогда не говорил, что любовь – это чушь, я лишь сказал, что это просто слова, а для меня намного важнее внутреннее состояние – и мое, и тех людей, к кому можно применить словосочетание «любят друг друга». Я не верю в любовь с первого взгляда, я вообще не верю в любовь. Я верю в состояние, которое ты нарабатываешь с годами. Для меня важнее ощущать после рабочего дня кайф, когда я сажусь в машину и еду домой, к семье. Для меня это намного более значимо, чем лишний раз сказать о том, что люблю. И еще я считаю, что это не сила, а человеческая слабость, когда человек бросается под поезд либо прыгает с обрыва, как Катерина в «Грозе» Островского. Наихудшее, что может сделать человек, – это пойти и сдаться без борьбы, для меня это неприемлемо. Помню, у меня были постоянные споры с учителем литературы в школе, и все мои одноклассники каждый раз с нетерпением ждали наших дебатов.

– Алексей, вы ведь не только спорт­смен, но и актер уже много лет. Расскажите, как сегодня реализуете себя творчески?

– Да, уже более десяти лет я работаю в театре и снимаюсь в кино. Помню, что первым человеком, который позвонил мне с предложением о работе спустя пять с половиной месяцев пандемии, была Надежда Георгиевна Бабки­на. Меня пригласили на роль жениха в новом музыкальном спектакле «Горько!» по произведениям Чехова и Зощенко. Премьеру отыграли в театре «Русской песни» в декабре, недавно закрыли театральный сезон. Мне очень приятно, что есть возможность поиграть на одной сцене не только с Надеждой Георгиевной, но и с такими мэтрами, как Сергей Никоненко, Ольга Прокофьева, Алексей Маклаков, Олеся Железняк. Что касается кино, то недавно закончились съемки полнометражного фильма «Грех». Это история, основанная на реальных событиях, которые произошли 30 лет назад с девушкой, больной ДЦП. Также закончились съемки сериала о фигуристах «Последний аксель», сам я там уже не на льду, мне досталась роль хореографа. Идут съемки проекта «Галерея красоты», ведущим и мотиватором которого я являюсь. Это программа о преображениях людей, которые отчаялись в какой‑то момент и ищут помощь на стороне.

В компании тренера Алексея – Татьяны Анатольевны Тарасовой

– Как отметили в феврале пятилетие свадьбы? Сейчас уже можно сказать, что вам дал этот штамп в паспорте, как повлиял на ваши отношения?

Татьяна: Только картинкой и постом в Instagram! Мы и свадьбу‑то толком не отмечали, случился факт и случился. Самый большой праздник в нашем доме – мой день рождения, все знают, что в этот день все должно быть правильно, красиво, все для меня. Также стараемся всегда ярко отмечать дни рождения дочек, чтобы они их запомнили. Алексей любит Новы­й год, поэтому этот праздник мы организуем для него. Все остальные праздники – как придется, если вспомним.

А штамп в паспорте нам реально ничего не дал, даже фамилии у нас остались разные. И когда мы выезжаем за границу с детьми, мне приходится каждый раз брать с собой свидетельство о рождении, о браке, доказывая, что это мои дети. Даже тут не стало легче. Помню, через пару лет мы вообще забыли, что женаты, и в какой‑то момент, листая свои паспорта в аэропорту, одновременно увидели штамп и очень этому удивились.

Алексей: Дату свадьбы 22 февраля я запомнил, потому что это было в канун праздника 23 февраля. А вот саму дату я никак не отмечаю, штамп и звание мужа и жены ничего ровным счетом не изменили. Главное, я знаю одну дату, которую нельзя забыть ни при каких обстоятельствах, – Танин день рождения 2 ноября. Этот день для нас священный, там мы должны быть все вместе.

– Вы делаете друг другу подарки по случаю каких‑то важных дат, событий? Что в вашей семье принято друг другу дарить?

Татьяна: У нас этот процесс довольно сложный, потому что я сама очень люблю и делать подарки, и получать. А вот Алексей категорически не любит получать подарки, и дарить их ему тоже психологически сложно. Но мы нашли выход из этой ситуации. Обычно он получает заранее картинку того, что мне хотелось бы получить, и просто переводит за нее необходимую сумму. И все рады и счастливы. Дарить же Леше подарки намного сложнее, потому что ему почему‑то становится дико неудобно, даже в случае с самыми близкими. 

Алексей: Я действительно ненавижу подарки, и мне вообще ничего не надо. Таня уже съела собаку на этом деле, и с ней у нас все просто. Она говорит: «Хочу вот это! Вот тебе фотография, сделай перевод». Конечно, в этом ноль романтики, но зато стопроцентное попадание в то, что нужно человеку. Таня так же знала про кольцо для помолвки, которое я заказывал в Америке. Знала, когда знакомый привезет это кольцо. Мы обедаем, Таня видит, что я молчу, и сама спрашивает: «Ну что, приехал твой знакомый, привез?» Я отвечаю: «Да, вон в пакете на диване лежит». Она пошла, сама кольцо достала. Знаю, что это по‑идиотски звучит, но я почему‑то смущаюсь, не выношу процесс дарения. Так что романтик из меня такой же, как чтец. У нас за эту сторону жизни, как и за многие другие, отвечает Таня. Она у меня умная, как бы между делом может сказать: «А что‑то мы давно вдвоем не обедали. Что у тебя завтра?» И я понимаю, что это намек, и тут же реагирую: «Да? Ну, тогда пошли!»

– Дочки себе подарки заказывают?

Алексей: Тут я себе голову тоже не забиваю, Таня говорит: «Нужно это, это и это», – и все понятно, что нужно купить.

Татьяна: Со старшей дочкой попроще, ее желания понятны. В прошлом году Лиза очень хотела телефон, и мы его подарили. Так получилось, что большинство родственников и друзей подарили просто деньги, и ей очень понравился этот момент обладания первой внушительной суммой. Лизу радовала мысль, что она потом сможет потратить эти деньги на подарки близким, в том числе тем, кто дарил ей их сейчас. А маленькой нужно все, она дикий шопоголик, даже на заправке Мишель найдет, что ей необходимо: «Ну пожалуйста, ну хоть что‑нибудь купите, хоть маленькое!» Чем больше у нее красивых нарядов, туфелек, сумочек, тем больше ей хочется.

– На что вам самой не жаль тратить деньги? Что вас радует?

– В этом плане я человек момента – бывает, придешь в магазин, увидишь и думаешь: «Ну все, я без этого жить не могу!» Купишь, а потом сомневаешься: «А зачем оно мне?» Хорошо, что теперь есть правило 14‑30 дней, когда ты можешь просто вернуть вещь, если она тебе не подошла или разонравилась. Раньше я стеснялась этим пользоваться, а потом решила: почему бы и нет? Также я в прошлом году очень разгрузила свой гардероб. Раньше мне было неловко, а потом взяла и завела специальную страничку в Instagram, где стала выкладывать вещи по каким‑то минимальным ценам. И благодаря этому избавилась от 80 процентов гардероба. Пришло понимание того, что вещей нужно меньше, чем мы привыкли покупать, ушло бешеное потребительство. Так что тут Мишель пошла в меня, просто я уже остепенилась, а у дочки все только начинается.


– А собак вы как заводили?

Алексей: Старшая собака, йорк Варя, которой уже 12 лет, собственно, и была последним подарком, который я делал, исходя из своих романтических фантазий. Но когда Таня увидела Варю, украшенную шариками и бантиками, она заплакала: «Неужели я у тебя ассоциируюсь с собакой? Я же тебе присылала картинки…» Поэтому Варя стала последним романтическим подарком от души и сердца. Дальше, чтобы не было слез, пошли только практичные, по картинкам. Вторую собаку Таня не хотела, но я убедил: «Второй ребенок – вторая собака!» – и появилась бигль Асти. Собаки для нас – как дети, они так же с нами путешествуют везде, без них было бы не так весело.

– Принято считать, что дети спорт­сменов растут очень самостоятельными и дисциплинированными, родители сантиментов с ними обычно не разводят. Значит ли это, что у вас нет проблем с воспитанием и «сюрпризов» девочки вам не устраивают?

Татьяна: Они пока еще маленькие для «сюрпризов», хотя Лиза уже входит в подростковую пору, ей в этом году 12. Был период, когда появились проблемы в школе, а ты при этом понимаешь, что ребенок умный, сообразительный, все ей вполне по силам. Просто не хочет, ленится. Пришлось отобрать телефон на два с половиной месяца – с условием, что он вернется к ней, если дочь закончит третью четверть на пятерки. И человек поднапрягся, напряг учителей, чтобы помогли, и закончил четвертый класс на одни пятерки. Что касается Мишель, то тут, мне кажется, как у всех – младший ребенок всегда бывает более избалованным, залюбленным, у нее всегда все через слезы. Но тем не менее Мишель сама просит записать ее в разные кружки, ходит на всякие развивашки, на гимнастику, рисует, поет.

Алексей: Старшая, Лиза, – копия меня, также любит поспорить, порой отвечать не отвечая, типа «я не слышу вопроса». Вечно у нее что‑то упадет, разольется, разобьется – все как у меня. Такая же пофигистка, может в носу поковырять: «Нет телефона, ну и ладно». А младшая – копия Тани: проснувшись, может полчаса выбирать наряд, в котором она спустится на завтрак. Старшая равнодушна к маникюру-педикюру, а младшая самой первой туда бежит. Мишель, как и Таня, не может выйти из дома  – как я, например: в тренировочных штанах и кроссовках. Они будут долго и тщательно наряжаться, делать прически, даже если мы идем гулять с собаками. Они, кстати, тоже очень четко делятся – манерный и воспитанный йорк и полный балбес и шалопай бигль, способный разнести весь дом. Так мы поровну – трое на трое – разделились.

ТАТЬЯНА ТОТЬМЯНИНА

Родилась: 2 ноября 1981 года в Перми

Карьера: начала заниматься фигурным катанием в четыре года. С 14 лет каталась в паре с Максимом Марининым. Они стали чемпионами Европы (2002‑2006), чемпионами мира (2004‑2005), олимпийскими чемпионами (2006). Постоянная участница проекта «Ледниковый период» 

АЛЕКСЕЙ ЯГУДИН

Родился: 18 марта 1980 года в Ленинграде

Карьера: начал заниматься фигурным катанием в четыре года. В 1996 году выиграл чемпионат мира среди юниоров. Чемпион Европы (1998, 1999, 2002), чемпион мира (1998‑2000 и 2002), олимпийский чемпион (2002). Участвовал в проектах «Звезды на льду», «Ледниковый период», «Лед и пламень». С 2012 года стал ведущим «Ледникового периода». Актер, телеведущий, постоянный комментатор фигурного катания.
Лика БРАГИНА, фото из личного архива Татьяны Тотьмяниной и Алексея Ягудина
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter