Алексей Волков — о политической зрелости белорусов, друзьях нашей страны и лучшей работе в мире

Алексей Волков: «Безопасность тоже белорусский бренд»

«Молодой и дерзкий» — так характеризуют коллеги политического обозревателя Белтелерадиокомпании Алексея Волкова. За его репортажами, в том числе с других континентов, зрители «Беларусь 1» следили весь прошлый год. Самые заметные вошли в цикл фильмов «Большое путешествие», который выходил как часть «Понятной политики» — рейтингового проекта «Беларусь 1», названного в 2024 году лучшей общественно‑политической программой на премии «Телевершина». Самое интересное, что специализацию в области международной журналистики Алексей, в общем‑то, не выбирал: это она, смеется, когда‑то его выбрала.


— Правда, что к международной журналистике вы пришли не в последнюю очередь благодаря Глебу Лаврову?

— Все так: начинал стажером на телеканале СТВ. Меня определили к коллеге Глебу Лаврову — он взял шефство надо мной… И понеслось. Меня эта тема захватила фантастически. Вдобавок был период пресловутого «евромайдана» в конце 2013‑го. Позже начались командировки… Вот этот адреналин и ощущение того, что ты на связи со всем миром, — просто фантастика. Так что путешествия тоже немаловажный бонус от работы. Конечно, все время в бегах, с коротким сном. Но когда попал в Никарагуа на праздник Сандинистской революции, записывал интервью и стендапы под песни про Че Гевару, понял: это лучшая работа в мире.

— В прошлом году в эфир «Беларусь 1», где вы уже долгое время работаете, вышел цикл фильмов «Большое путешествие» — о том, как видят Беларусь в разных частях света. Вы побывали в том числе в Бразилии и на Кубе, поговорили с теми, кто любит и уважает Минск. Понятно, телевизионная картинка — это одно, а что осталось за кадром?

— Начнем с того, что страны Латинской Америки поразили меня контрастами: в той же Бразилии состоятельные граждане передвигаются на вертолетах, а бедные живут на десять долларов в месяц. Фавелы в Рио‑де‑Жанейро — вообще нечто необыкновенное, они по‑настоящему завораживают. При этом там действительно опасно. Сопровождающие сразу сказали: «Телефоны не доставать и ничего не снимать!» (это может быть воспринято как попытка сдать местных в полицию). А Куба, по моим ощущениям, как раз сейчас на пороге больших изменений. Страна буквально проходит наши 1990‑е: ограниченный интернет, несколько курсов официальной валюты, спекулянты и тотальный дефицит. Но в то же время кубинцы светятся от эмоций, живут в свое удовольствие: немного наивные, эмоциональные и очень дружелюбные. А с политической точки зрения, конечно, Куба — это поле битвы России, Китая и США. Но я искренне верю, что Остров Свободы ожидает большое будущее.

— В том же цикле фильмов зрители увидели, что страны Латинской Америки так же, как и Беларусь, выступают против однополярного мира, двойных стандартов и западного диктата. А что еще общего у таких, казалось бы, географически далеких друг от друга государств?

— Все эти страны буквально пропитаны усталостью от западного диктата. Люди устали чувствовать себя «не такими», им годами твердили, что они второй сорт. Что я вижу общего с той же Бразилией, так это политическое созревание граждан. Они задают вопросы и пытаются понять, почему вся элита страны имеет второй паспорт и этот паспорт американский. И это именно процесс политической зрелости, а не голой агрессии. Меня поразило, сколько всего бразильцы знают про нашу страну: многие даже знакомы с белорусской культурой. 
Например, в столице, городе Бразилиа, в местном музыкальном театре исполняют «Беловежскую пущу». А еще — знают и ценят роль Александра Лукашенко. И хотят, чтобы у них был такой же порядок — во всех смыслах.
— Понравилась фраза одного из бразильских экспертов: «Беларусь невозможно не заметить». Как думаете, почему наша страна всех так триггерит, почему к ней всегда особенно пристальное внимание?

— Наши громкие инициативы по ситуации, например, в Украине действительно стали визитной карточкой Беларуси. Более того, мы заработали огромное уважение после событий 2020‑го. Первое — это ситуация с коронавирусом. Бразильская экономика, скажем, до сих пор не восстановилась после пандемии и жесткого карантина. За то, что Беларусь не поддалась истерике и пошла своим путем, бразильцы готовы рукоплескать Минску и нашему руководству. Ну и второе — попытка госпереворота в 2020‑м. Бразильские выборы тоже пытались развернуть в сторону «цветной революции»: были и столкновения, и попытки штурма местной администрации. Вот и получается, что расстояние между нами почти 11 тысяч километров, а похожи мы гораздо сильнее, чем многим кажется.


— Нельзя не сказать о том, что именно Беларусь сегодня демонстрирует всему миру, как следует отстаивать суверенитет, стабильность и безопасность. Но все ли действительно это понимают? Чему, на ваш взгляд, в том числе европейские страны могут у нас поучиться?

— Считаю, здесь все предельно просто: Александр Лукашенко отстаивает интересы своей страны. Все, что он делает, — это про Беларусь и для Беларуси. Многие европейские страны сами себе вредят из‑за местных элит: они политически обслуживают Вашингтон, Лондон и Брюссель ценой собственной экономики и собственного будущего. Хороший пример, мне кажется, в этом смысле Германия. Страна‑открытка, страна‑мечта, которая с 2015 года, после объявления политики «открытых дверей» для нелегалов, превратилась в генератор трагических и печальных новостей.

Одну из частей «Большого путешествия» мы снимали в Италии. И я скажу вам так: в Риме с нами многие хотят сотрудничать. Почему? Ответ прост — это выгодно для итальянского бизнеса. 

Белорусы давно известны своей порядочностью и грамотным подходом к ведению дел. Проще говоря, мы не «кинем» и заинтересованы в сотрудничестве по принципу win‑win, когда всем хорошо от совместной работы. Многие страны с завистью смотрят на нашу медицину, промышленность, развитие молочной отрасли. 
И отдельный белорусский бренд — безопасность. Когда я рассказывал бразильцам, что могу спокойно выйти погулять по ночному городу и вернусь домой со всеми конечностями и кошельком, они думали, это шутка такая.

— Хотела бы еще обсудить с вами один из самых громких зарубежных инфоповодов последних недель — второе президентство Трампа и его первые заявления. Что думаете по этому поводу?

— С Трампом я «знаком» еще с выборов 2016 года, делал множество материалов. И конечно, он очень «мемный» товарищ. Но на второй срок пришел словно с одной целью — войти в историю величайшим президентом США. Трамп всегда мне импонировал способностью принимать решения, на которые другие лидеры просто не могут решиться. Могу сказать точно: дел он еще наворотит. Заявления про Гренландию, Канаду, стремление остановить войну в Украине — это все очень интересно. И я уверен, что он оставит наследие, которое изменит мир. Вопрос только в том, что нам это несет — благие вести или очередной виток холодной войны с Западом?

— А что по нашим реалиям скажете? Менее месяца прошло после окончания избирательной кампании, в которой белорусы продемонстрировали не только сплоченность, но и заметный рост политической культуры. Урок 2020‑го, получается, хорошо усвоен?

— И урок усвоен, и ошибки. Вдобавок многих отрезвила Украина. Люди увидели и поняли: нам такое точно не надо. Мы стали более крепкими политически, стабильными психологически. Люди не позволяли себе поддаться панике из‑за фейков в различных Telegram‑каналах. Это очень здорово. 
Я ходил на выборы: все было организовано грамотно, празднично. Та самая «прививка» от революций и раскачки общества сработала на сто процентов.
— Дают ли успехи нашей страны надежду другим государствам? Является Беларусь для них образцом для подражания?

— Геополитика как бесконечная шахматная партия. Сама часть менталитета западных стран выстроена по принципу «мы главные — остальные слуги». После распада СССР мы поверили в дружбу. Оказалось, нас разводили ради определенных плюшек для себя. Я вот хотел бы, чтобы мы были в хороших отношениях с той же Польшей — не чужая страна, соседи как‑никак. Однако дичь, которую вытворяют руководители этого государства, не поддается оценке ни одного психоаналитика. Но хочется, конечно, верить в лучшее. А тут мы еще и хорошо справляемся: санкции умело обходим, экономику нарастили — чужой успех всегда бесит. Тем более когда ты мечтаешь о Восточных Кресах и других фантомных болях из прошлого.

leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter