Алексей Волков: «Белорусское телевидение не скатывается до фейков и сохраняет информационную совесть»

Политический обозреватель АТН Алексей Волков пять месяцев провел в Киеве до и после выборной кампании 2019 года. Для журналиста‑международника опыт бесценный: вник, разобрался, своими глазами увидел, как свирепо бьются за власть олигархи. Добавим, что Волков — редактор рейтинговых проектов Белтелерадиокомпании «Понятная политика», «Главный эфир», «Клуб редакторов». В сегодняшнем интервью мы обсуждаем события в Украине и причины внимания зрителей из стран‑соседок к белорусской политической экспертизе. 


— Алексей, в 2019—2020 годах вы буквально пропитались украинской политикой. Для вас происходящая там спец­операция не стала неожиданностью? 

— Больше скажу, для целой армии политологов спецоперация — не новость, уже два‑три года назад все понимали, что миром дело не закончится. Было очевидно, что из‑за сфер влияния Украину будут дробить, и даже не на две части, а еще мельче. Скажем, Петру Порошенко эксперты «отписывали» Западную Украину, которую он захочет сделать отдельным государством, поскольку у него нет влияния на олигархов с востока и юга страны. У тех свои интересы. Еще до Майдана 2014 года его амбиции активно поддерживал Байден. Но их отношения испортились после того, как противники стали сливать проамериканских министров — например, и.о. министра здравоохранения Ульяну Супрун, которая курировала американские биолаборатории на территории Украины. Конкуренты не позволили Порошенко отдать страну полностью под влияние США, но, как видим, Зеленский это дело успешно продолжил. 

— Есть ли России чем ответить на пороховую бочку у своих границ? 

— Уже отвечает. Но, на мой взгляд, время упущено, надо было это сделать в начале 1990‑х, когда возник первый спор из‑за Крыма. А сегодняшняя спецоперация — это действительно вынужденная необходимость. Украину настолько заполонили оружием, накачали ненавистью по отношению к России, что нельзя было ждать, пока само рванет. Кроме того, есть достоверные доказательства, что украинцы на самом деле хотели силовым путем решать вопрос Донбасса. 

— Почему же Россия в 1990‑х не побеспокоилась? 

— Вы же помните либеральную повестку Ельцина: забирайте суверенитета сколько хотите. К тому же в 1990‑е Россия еще сама хотела в НАТО и влиться в семью европейских стран. Но все изменилось в 2007 году после мюнхенской речи Владимира Путина о невозможности однополярного мира. В Украине тем временем ставку сделали на Януковича, и, на мой взгляд, это была очередная ошибка — все знали, что биография у него темная, это человек на побегушках у олигарха Рената Ахметова. Тем не менее допустили такую анекдотичную фигуру на пост главы государства, с тех пор это стало трендом в Украине: чем смешнее, тем лучше.

— Но иногда дух захватывает, какой у них профессиональный шоу‑бизнес в политике: скажем, медийная активность Арестовича начинает зашкаливать — получите в соцсетях компромат с гей‑видео и издевательской подписью: «Алеша, пора давать задний ход. Это красиво». 

— Абсолютно. Борьба за власть олигархов, их медиагрупп с использованием самых современных технологий шоу‑бизнеса.  
Причем меня удивляло всегда, как легко украинцы ведутся на пиар политиков, даже отъявленных. 
Вспоминаю, на пост президента Украины в очередной раз претендовала Юлия Тимошенко. Казалось бы, все про нее понятно, и используемые коррупционные схемы известны, она меняет позицию как флюгер, но ее медийный образ — иконы украинского стиля — работает до сих пор, особо экзальтированные дамы падают перед ней на колени: «Юленька, спаси нас».


— Путают экранных персонажей с реальными. 

— В 2015 году вышел сериал «Слуга народа», в 2019‑м были выборы, и вот вам факт: в отдаленных частях Украины люди приходили на избирательные участки и не понимали, почему в списках кандидатов в президенты нет Василия Голобородько — персонажа сериала. 

— Какая незадача для штаба Зеленского… Но, к сожалению, не только кандидаты в президенты марионеточные, целые нацбатальоны на зарплате — вот где страшно. 

— В 2019 году под бывшим министром внутренних дел Арсеном Аваковым была так называемая партия «Национальный корпус». И когда надо было прищемить немножко Порошенко, они за два часа организовали трехтысячный протестный митинг на улице Банковой в Киеве. Тот же «Азов» спонсировал Ренат Ахметов. Это частная военная компания, но на поводке у конкретного человека. У Порошенко есть такие же националисты «С14».  
Достаточно велика вероятность, что не Москва дойдет до Киева, а Украина сама себя сожрет этими политическими дрязгами. 
— Обидно, что далекие от политики украинцы уже не знают, на кого в такой ситуации можно положиться. Была надежда на переговоры, однако тщетная, как мы видим. 

— Недоговороспособность украинских политиков уже стала брендом. О чем бы ты с ними ни условился, все равно обманут. Я так думаю, что в Стамбуле россияне договорились с ними отойти из Гостомеля и Чернигова, а Киев обещал в ответ, что не будет Мариуполь отстаивать, но по факту сейчас на «Азовстали» сидят тысячи украинских солдат, готовых до последнего сражаться с российской угрозой. Уверен, боевой дух Зеленского поддерживают и Байден, и Джонсон, которые звонят ему каждый день со словами: «Володя, мы победим». В то время, пока одни люди страдают от бедствий и лишений, другие на войне зарабатывают, ту же гуманитарную помощь, которую отправляет Запад в Украину, просто воруют. По‑моему, во Львове нашли польскую гуманитарную тушенку на прилавках магазинов и продают втридорога. Деньги побеждают зло. Классический пример, как американцы воевали с ИГИЛ, параллельно обеспечивая его оружием. И если США нужны калийные удобрения, они выведут их из‑под санкций и продолжат покупать у Путина‑«убийцы» все, что надо. В этом плане Европа, конечно, ведет себя менее предусмотрительно, подставляя своих же граждан под удар: пустые полки в магазинах и резкое падение доходов — не самые приятные последствия антироссийских санкций. 

— Алексей, а помните, была такая Светлана Тихановская? 

— Политический труп. Я в осадок выпал, когда она через три дня после начала спец­операции в Украине объявила о том, что берет власть в свои руки и создает в Беларуси переходное правительство. Сообщение было опубликовано в ее телеграм‑канале и прошло абсолютно незамеченным. 

— Даже никто не посмеялся. Все‑таки белорусы миролюбивые. И, похоже, нашим соседям это нравится, люди устали от раздрая. Сужу об этом по комментариям в YouTube под каждым выпуском программы «Клуб редакторов» на «Беларусь 1». Вы как редактор проекта замечаете всплеск интереса к белорусской аналитике со стороны россиян? 

— Не только россияне нас начали смотреть, но и украинцы тоже.  
Мы не скатываемся до уровня откровенных фейков и сохраняем информационную совесть. 
После августа 2020 года наше телевидение изменилось, стало по‑хорошему активным и зубастым, при этом мы стараемся показать объективную картину происходящего: и украинцы нам не чужие, и россияне — союзники. Мы никого не поливаем и не отменяем, пытаемся спокойно разобраться в ситуации. 

viki@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter