Алексей Локтев

Актеры советского кино
В минувшее воскресенье актер Алексей Локтев погиб в автокатастрофе под Благовещенском. Машина, в которой он ехал, на огромной скорости столкнулась со встречной. СМИ эту трагедию не обошли стороной, но информация получилась какой–то куцей: небольшие статьи–некрологи плавно перетекали в подробности ДТП, мол, кто виноват...

Прошлое актера вспомнили как бы к месту. Во время кинофестиваля «Амурская осень» вскользь указали его участие в фильме «Я шагаю по Москве». Театральные критики тоже подключились и продвинулись дальше — оценили моноспектакли, созданные в последнее десятилетие Локтевым по произведениям Федора Достоевского, Василия Шукшина, Николая Рубцова и Игоря Талькова... Фестиваль, кстати, работу не остановил.

Несправедливо. Хотя к траурным датам наверняка перекроят сетку телевизионного вещания и нам покажут фильмы с участием молодого и красивого артиста Алексея Локтева. Фильмов–то немного — около 15. При жизни, как водится, внимания актеру особо не уделяли. Возможно, мешала причина, погубившая не один талант, — алкогольная зависимость. Впрочем, молва утверждает, что талант не пропьешь.

Один уважаемый критик запечатлел тот период жизни Локтева: «Было это в гостиничном номере, во время гастролей «Александринки» в городе Воронеже. Увы, обычное тогда для Локтева похмельное утро. На столе привычный натюрморт: пустые бутылки, остатки «одноклеточной» снеди. Рука непроизвольно потянулась к граненому стакану, как вдруг раздалось короткое и решительное: «Все!» В комнате, кроме Алексея, никого не было. Он до сих пор уверен, что не ему принадлежал этот голос. А кому? Все это казалось похожим на чудо. С того момента губительное пристрастие к спиртному как рукой сняло. Началась совершенно иная жизнь — с умыслом и Богом». Словом, у талантливого актера враз началась новая жизнь с совершенно иными требованиями.

В кино Алексей Локтев во второй половине 80–х практически не снимался. Нет, он по–прежнему был востребован, знакомые режиссеры предлагали ему роли, давали читать сценарии. Но в эти годы в стране стали меняться ценности, и Локтев не находил для себя ничего интересного...

В 90–е годы Алексей Локтев впервые обратился к театральной режиссуре. В 1993 году он поставил спектакль «Я вернусь!» — о популярном певце Игоре Талькове. Затем последовали спектакли «Верую!» по Василию Шукшину и «Федор и Аня» о жизни Достоевского. Согласитесь, спектакли определенной направленности. Организовал даже свой собственный театр. И вообще, изменил, как говорят, свою жизненную позицию в корне: «Все наши несчастья от того, что мы забыли Господа нашего. Без него, сладчайшего, у нас внутри зияет пустота, как будто кто–то вынул оттуда стержень веры. А без этой опоры человека легко согнуть, сломать, оскотинить». Но, говорят, Алексей Локтев не производил впечатления фанатично верующего человека. В нем чувствовалось редкое по нашим временам душевное равновесие, ничего общего не имеющее с равнодушием...

А между тем созданный им образ рабочего с ударной комсомольской стройки в культовом фильме «Я шагаю по Москве» — знаковый. Этот парень в определенном смысле — знак качества советского образа жизни: сирота, рабочий, подающий надежды писатель, не стремится к жизни в столичном городе. Именно с этой картины в советском кинематографе появился новый жанр — лирическая комедия. Об истории создания фильма Данелия вспоминает так. К нему пришел сценарист Геннадий Шпаликов, у которого в авоське болталась бутылка шампанского. Прямо с порога он объявил: «Я придумал для тебя отличный сценарий. Начинается он так. Дождь. По улице босиком идет девушка. Появляется парень на велосипеде, едет за ней и держит над ней зонтик. Девушка уворачивается, а он все едет за ней и улыбается. Нравится?»

Данелия честно ответил, что нравится, и поинтересовался, что будет дальше. Геннадий Шпаликов бодро ответил: «А дальше придумаем».

«Дождь на молодом лице», — так поэтично назвала французская газета «Либерасьон» фильм Георгия Данелия. Ленте — 43 года. И «лицо картины», безусловно, Алексей Локтев. Бывают в истории мирового кино счастливые ленты, где нет ни особой фабулы, ни страстей, рвущихся в клочья. А есть невероятное ощущение чистоты, правды, веры и свободы. К таким счастливым исключениям относится этот фильм. Все работавшие над ним дружно признаются: ничего особенного они не делали.

Просто актеры были молоды, веселы, талантливы и играли самих себя.

Просто тогда молодой Андрей Петров написал поразительно тонкую, нежную музыку. Гляди–ка, слова и сегодня западают в душу: «Бывает все на свете хорошо, в чем дело — сразу не поймешь...»

Просто камера Вадима Юсова любовалась Москвой и ее жителями. Да и время создания картины тоже имело нежное название — «оттепель». В одном интервью режиссер признался: «Это фильм, который получился случайно. Сейчас я бы его уже не снял. «Осенний марафон» снял бы. А «Я шагаю по Москве» — нет. Кстати, тогда фильм понравился не всем. Некоторые нас упрекали: мол, Хрущев велел показать советскую жизнь позитивно, вы и преподнесли на блюдечке. Мне же было важно, что фильм понравился людям, которые мне были дороги». Среди тех, кто активно не принял картину, были писатели Максимов и Аксенов. Они считали, что Данелия снял лакировку и что он подыгрывает власти. На режиссера обиделись и жители Арбата. Ведь для картины киношники покрасили фасады трех домов и, конечно, ни о каком ремонте мечтать уже не приходилось.

А в фильме показан всего один день из жизни молодых москвичей и одного приезжего, в котором не было ни войн, ни катастроф, ни глобальных бедствий, ни секса! Серия анекдотов из жизни молодых людей становится гирляндой забавных приключений, объединенных нехитрым и как бы необязательным сюжетом. Один (Евгений Стеблов) перед отправкой в армию хочет жениться, но все никак не может помириться с любимой девушкой. Другой, юный метростроевец, — этакий наш общий друг (Никита Михалков) — всем готов помочь, но сам безнадежно влюбляется. Третий (Алексей Локтев) привозит известному писателю свою рукопись и ждет «суда», но тоже влюбляется в московскую девушку. Все они молоды, поэтому молодость становится своего рода эмблемой фильма. Все они инфантильны, потому склонны к розыгрышам, к участию в приключениях, к наивным выяснениям отношений, к детским обидам.

Но Алексей Локтев пришел в картину уже медийным лицом. В том смысле, что был узнаваемым актером. «Но он не «включал звезду». Был, несмотря на свою популярность, скромным и стеснительным. Я даже поражался порой, как угадал с исполнителем этой роли. Локтев как будто не играл, у него и его героя просто было много общего. Алексей был очень талантливым и дисциплинированным артистом. К тому же фактурным. После выхода на экраны фильма «Я шагаю по Москве» больше всего писем на киностудию «Мосфильм» от девочек, девушек, женщин страны приходило не Михалкову, а именно Локтеву. Леша мог бы стать настоящей кинозвездой, как Никита, Женя Стеблов. Но он предпочел жить тихо. Ушел в театр, занимался режиссурой, писал пьесы», — вспоминает Данелия.

Сразу же вслед за картиной «Я шагаю по Москве» Алексей Локтев сыграл главные роли в военной киноповести «Первый снег», семейной драме «Наш дом». Однако ни один из фильмов не принес ему того успеха, какой был после картины «Я шагаю по Москве». Та роль так и осталась в биографии актера самой известной и поистине звездной.

Заслуженному артисту, лауреату Государственной премии СССР Алексею Васильевичу Локтеву 30 декабря должно было исполниться 68 лет. Вдова погибшего актера, Елена Алексеевна, недавно перенесла тяжелую болезнь. В семье четверо взрослых детей. Дочь Саша — супруга рок–музыканта Константина Кинчева...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter