Александры — защитники из Видевщины

Они разделили фронтовые тяготы по–братски
Они разделили фронтовые тяготы по–братски

Деревня Видевщина в Красненском сельсовете не самая глушь, однако пять километров в сторону от Минского шоссе, да к тому же в пору февральских снежных заносов — это расстояние. Преодолев проселок, «Москвич» председателя сельсовета Евы Сосновской вынужденно останавливается метрах в двухстах от хаты Куприновичей, дальше идем пешком.

А в доме ветерана тепло! Заглянули мы чуть погодя под хозяйский дровяной навес: запасенного топлива должно по прикидкам хватить до лета. Вдоволь есть и сена для коровы, которую держат Александр Федорович и Анна Константиновна. Топливо и корма для ветеранских подворий на особом контроле сельсоветской власти. Натуральную помощь оказывает и здешнее сельхозпредприятие «Забудова–Агро».

С прошлого года в хате Куприновичей установлен телефон, и мы, признаться, накануне воспользовались этим техническим благом, которое, увы, пока еще не всем доступно в сельской глубинке. В рабочем дневнике Сосновской напротив даты 7 февраля имелась пометка «День рождения ветерана–фронтовика А.Ф.Куприновича», и Ева Степановна, которая за 17 лет работы в сельсовете изучила нужды практически всех жителей трех десятков своих деревень, произнесла в трубку несколько простых фраз: «Федорович, пенсию вовремя принесли?.. А как в сельмаге с продуктами?.. Фельдшера не надо доставить?.. Ну тогда ждите завтра гостей».

Изначально наш журналистский интерес к личности бывшего фронтовика Куприновича объяснялся годом его рождения: 1926–й. По молодости лет Александр в 1941 году не был мобилизован в Красную Армию. А призыв лета и осени 1944 года имел в западнобелорусских областях одну особенность. Под мобилизацию попадала молодежь, которая три года прожила под оккупацией. Да к тому же советская власть в этих краях установилась лишь под конец 1939–го. Отцом Александра был крестьянин–единоличник с земельным наделом 30 соток, до войны юноша окончил четыре класса польской школы.

Как воевали на фронтах Великой Отечественной западнобелорусские хлопцы?

Мы спросили у Александра Федоровича: помнит ли он свое 19–летие, где находился и что делал 60 лет назад — 7 февраля 1945 года?..

Дело было на 1–м Белорусском фронте — Магнушевский плацдарм за Вислой, с которого затем началось наступление на Берлин. Александр числился заряжающим в батарее 82–миллиметровых минометов. К тому времени наши войска форсировали Одер, однако немцы начали контрнаступление на шедшую впереди артиллерийских расчетов 248–ю стрелковую дивизию.

Купринович помнит, как навстречу их минометной батарее выполз раненый пехотный офицер (один погон оторван, другой не разглядеть — в грязи) и даже не приказал, а попросил заменить в его роте погибших пулеметчиков. Александр с товарищем легли за «максим» и целый день отбивали немецкие атаки. В свою минометную батарею вернулись назавтра, седьмого февраля, и именно тот день ветеран вспоминает как самый тяжелый в его жизни.

Долгая артиллерийская дуэль с немецкими минометчиками закончилась для Александра желтой вспышкой — близким разрывом вражеской мины. Контузия, провал в памяти. Вот такая встреча собственного девятнадцатилетия...

Потом были восемь дней в медсанбате и снова бои. За один из них получил солдатский орден Славы. Как уже опытного минометчика командование назначило Куприновича в расчет так называемой блуждающей батареи — в целях разведки переднего края противника стремительно менять позиции стрельбы и, провоцируя немцев, вызывать огонь на себя.

Полагалось на подобную операцию всего 8 штатных зарядов, однако же хлопцы проявили крестьянскую смекалку и сумели отстреляться двадцатью минами. Командование оценило их действия по конечному результату — блестящему.

Войну младший сержант Александр Купринович закончил в Берлине в мае 1945–го — бойцом 5–й Ударной армии, минометной роты 3–го батальона 1054–го стрелкового полка. Гордится, что два раза самолично видел маршала Жукова.

Вернулся на родину в Видевщину, участвовал одним из первых в коллективизации 1950 года, вначале колхоз у них назывался «Красный пахарь». В том же году взял в жены бойкую девушку Аню из соседней деревни Татарщина. Ныне эта пара отмечает 55 лет супружества, есть дети, внуки, правнуки.

Всю жизнь бывший минометчик проработал в сельском хозяйстве по своей специальности слесаря–ремонтника, имел в основном дело с механизмами. Войну теперь вспоминает нечасто, разве что когда за праздничным столом усядется рядом с двоюродным братом Александром Владимировичем. У того фамилия тоже Купринович, живет по соседству. Воевал Александр Владимирович в истребительно–противотанковом артиллерийском полку на территории Венгрии и Австрии, имеет награды.

Имя Александр означает «защитник людей». И мы всегда должны помнить, как и от чего защитили нас братья Куприновичи.

Фото Артура ПРУПАСА, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter