Александра Завьялова

Смотрите завтра на канале СТВ в 14.55 лучший советский сериал «Тени исчезают в полдень»
Смотрите завтра на канале СТВ в 14.55 лучший советский сериал «Тени исчезают в полдень»

Вряд ли кто будет оспаривать факт: кинороман «Тени исчезают...» смотрел весь Советский Союз. А фильм и впрямь душевный получился!

Роль Серафимы–Пистимеи в знаменитом советском сериале «Тени исчезают в полдень» стала для актрисы Александры Завьяловой роковой. Ей было всего 33 года, когда она внезапно исчезла с экрана. С любимым кино было покончено раз и навсегда. Эта боль не дает ей покоя до сих пор.

СМИ личная жизнь актрисы не освещается. Официальных сообщений не звучало. Слух о том, что Александра Завьялова сошла с ума, облетел все театральные, как сейчас сказали бы, тусовки Советского Союза. Ее забрали в психбольницу, буквально оторвав от детей, и доброжелатели долго потом шептались, что высшие силы наказали Сашу Завьялову за роль Пистимеи в «Тени исчезают полдень». В итоге получилась газетная версия о замечательной актрисе Александре Завьяловой.

Только через два месяца из больницы Завьялова вернулась в свою квартиру. Ограбленную и выветренную до инея на стенах. Все, что она успела заработать: меха, бриллианты, фарфор, деньги — было вынесено грабителями.

Дочь Татьяну забрал к себе ее отец, художник Дмитрий Бучкин. Он был из известной семьи, его отец Петр Бучкин — талантливый художник–передвижник, профессор Мухинского училища. Маленького сына по большевистской традиции определили в детский дом. Александра признавалась, что долгое время ей не хотели возвращать мальчишку. Но...

«Через год меня снова увезли в лечебницу, но уже вместе с сыном. На этот раз с помощью угроз, шантажа врачи заставили написать заявление о выходе на инвалидность. Я испугалась и согласилась, тем самым подписала себе смертный приговор, — меня вычеркнули из памяти, меня забыли, и я 25 лет не снималась в кино».

Актриса до сих пор ищет ответ на вопрос: кому это все было нужно? Ведь известно, Александра Завьялова не совершала никаких преступлений. Казалось бы, еще совсем недавно критики называли ее Гретой Гарбо и Анной Маньяни советского кино, ей посвящали стихи известные поэты, а режиссеры охотились по всему Советскому Союзу...

«А началось все с того, что моя фотография попала на страницы американского журнала «Лайф». Мне было только 25 лет, но я уже успела сняться в пяти картинах. Один мой знакомый позвонил и сказал, что известный фотограф Филипп Халсман хочет снять самых знаменитых людей Советского Союза. — «Я предложил тебя». Тогда, в начале 60–х годов, такие встречи с иностранными журналистами не могли пройти бесследно.

Роковая встреча

В 1963 году из–за замужества Александра Завьялова уходит из Малого театра и оформляется на «Ленфильм». Надо сказать, что первый супруг Дмитрий Бучкин ухаживал за ней красиво. «Чтобы произвести впечатление на меня, упросил своего отца написать мой портрет. Каждое воскресенье заезжал за мной на машине и привозил в мастерскую отца. Но замуж я вышла не по большой любви, просто знала Дмитрия давно. Скоро у нас родилась Татьяна, и я перестала сниматься. Надо было растить дочку, она часто болела — словом, не до съемок. А через год вдруг получила приглашение на Московский международный фестиваль. В один из вечеров меня пригласили на званый дипломатический ужин».

На светском рауте красавица Завьялова, похожая на модный тогдашний итальянский кинотипаж, имеет необыкновенный успех у дипкорпуса. Еще бы! Недаром же из советских актрис на прием пригласили только темноволосую Александру с миндалевидным разрезом глаз. Хотя сразу, оглядевшись по сторонам и не увидев никого из знакомых, она наверняка занервничала. Выручила чета писателя. Лев Кассиль приглашен был на ужин вместе с женой, и они оказались с нашей героиней за одним столом. После ужина американский посол выразил желание поговорить с советской актрисой, и вместо положенных по этикету нескольких минут они проговорили почти целый час! В конце беседы посол очень даже запросто и, естественно, официально пригласил советскую актрису в Америку. Приглашение в США в обывательском переводе звучало приблизительно так: «Будете у нас на Колыме...», потому что тогда в колымские лагеря попадали легко.

Вот здесь возникает вопрос: разве дипломат такого ранга (читай — разведчик) не понимал, чем обернется для актрисы его приглашение, когда термин «холодная война» между СССР и США уже был в ходу? Но, что самое интересное, Завьялову тогда не трогали, на допросы в дом на площади Дзержинского не вызывали!

Наоборот, после успеха на том приеме руководство кинофестиваля поручило актрисе достойно, на высшем уровне встретить в Ленинграде итальянских коллег Джульетту Мазину, Антонеллу Луальди, Джоджио Молли. И она постаралась с русским размахом! «На рынке купила телятины, отварила картошки, нажарила цветной капусты, открыла горошек, муж достал ящик шампанского, много водки... Но одна случайная встреча перевернула всю мою жизнь».

Буквально через год после вышеназванных событий актриса знакомится в самолете с 50–летним иностранцем, совладельцем крупной пароходной компании. Кстати, снова американцем. Роман был недолгим, но замеченным всеми. Бизнесмена через несколько недель его пребывания в стране объявили персоной нон грата и предложили в 24 часа покинуть СССР, а точнее, Одессу. Возможно, органы имели веские основания для выдворения, официальных опровержений не публиковали. С мужем актриса развелась.

Тени исчезают навсегда?

«В 1969 году меня вспомнили на «Мосфильме», и я получила приглашение сняться в многосерийном фильме «Тени исчезают в полдень». Съемки продолжались три года. Я начинала играть семнадцатилетнюю девушку, а в последней серии мне было уже 70. Снимали фильм в уральской тайге под Красноуфимском. Мы, актеры, выкладывались полностью. Моего партнера Сережу Яковлева однажды после очередного дубля забрали в больницу с приступом стенокардии, а я во время работы над фильмом обнаружила свой первый седой волос.

Представьте себе, это был мой последний фильм! Даже на премьеру не пригласили.

...Полное забвение в кино вылилось в глубокую депрессию. И в 40 лет я решилась родить сына. Мне нужен был ребенок, которому бы я отдала всю свою нерастраченную нежность. Тут и пришла беда. Конечно, я сама не смогла справиться с одиночеством, мне нужно было помочь. Но не так! Со мной очень жестоко поступили...»

Наверное, у актрисы сложилось бы все по–другому, откажись она однажды от заманчивого предложения Александра Зархи приехать на кинопробы. После окончания Ленинградского театрального училища ее направили в Беларусь, а точнее, в Брестский драматический театр, где она успешно начала служить. Кстати, периодически в Брест приходили приглашения на съемки, но Завьялова отказывалась, считала себя театральной актрисой. Но однажды ей, недавней выпускнице, передали личное (!) приглашение Зархи на роль в фильме «Люди на мосту». Начались съемки, и режиссер велел больше в Брест Завьялову не пускать...

Кстати

Имидж, заработанный в фильме «Тени исчезают...», испортил карьеру и актеру Сергею Яковлеву, великолепно сыгравшему Устина Акимыча. Ему после сериала режиссеры боялись предлагать роли положительных героев...

Да и вообще, сериал получился судьбоносным и на редкость парадоксальным почти для всех исполнителей. Петр Вельяминов навечно оказался в киношной обойме председателей колхозов и партийных секретарей... Мама Милы Йовович, Галина Логинова, сыграла всего лишь деревенскую девушку в двух эпизодах у русской печи, кстати, роль у нее бессловесная, но уже по прошествии 5 лет пыталась сделать карьеру в Голливуде. Несравненная Нина Русланова наконец получила карт–бланш в большое кино после участия в студенческие годы в запретном фильме Киры Муратовой «Долгие проводы». Бывший актер Купаловского театра Роман Филиппов, сыгравший в этом фильме кулака Демидова, положительных ролей тоже больше не получил...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter