Источник: Знамя юности
Знамя юности

Александра Ребенок: нельзя детей лишать детства

12 апреля в эфире телеканала ТВ-3 выйдет премьера детективного сериала «Швабра», главную роль в котором сыграла Александра Ребенок. О своей любви к математике, светской жизни, счастливом материнстве и витиеватом пути в профессию актриса рассказала «Знаменке».

– Моя Анна – ученый, занимается высшей математикой, является представителем высшей касты математиков. Но для того чтобы оправ­даться перед обществом и собо­й своим занятием науко­й, она преподает математику в школ­е. Математика – ее страсть и смысл жизни, который она с большой любовью передает детям. Считаю, что за такими людьми будущее, они решают самые сложные задачи нашего бытия и того, чего мы своим мозгом постичь не можем. В ее жизни был опыт неудачных личных отношений, и тепе­рь вся ее страсть направлена на науку, так как цифры предать не могу­т. Случайным образом Анна пересекается с миром кри­­минала и рас­следования преступ­лений. Она помогает полиции и с помощь­ю цифр находит ключ­и к разгадке самы­х запутанных преступлений.

– В жизни вы встречали таких страстно увлеченных профессией людей? 

– Конечно, я и сама такая, страстно люблю свою профессию, тут мы с героиней очень похожи. И есть конкретный пример – доктор наук На­талья Берлова, которая стала первым профессором математики в Кембридже. За восемь веков существования вуза женщина впервые заняла эту почетную должность. Я увидела ее интервью на YouTube и была покорена, а потом мы познакомилась с ней. Наталья очень мне помогла, она прочитала сценарий и поделилась размышлениями на эту тему.

– Что стало самым сложным в работе, может быть, запоминание всех этих математических терминов?

– Мой папа – кандидат физико-математических наук, и все мое детство было напитано математикой, это был мой любимый предмет в школе. Так что с этой стороны сложностей не возникло: произошла встреча с чем‑то очень знакомым и любимым из детства. С трудностями я скорее сталкиваюсь, когда мне достаются персонажи из правовых структур, правоохранительных органов или врачей. Эти области мне незнакомы, и приходится учить, зубрить, понимать те термины, которые моя героиня должна произносить с легкостью, как представитель профессии. А получив сценарий «Швабры», я тут же согласилась и сказала, что эту тему хорошо знаю и всегда хотела сыграть что‑то похожее. В сериале «Школа» я уже играла учительницу физики, и спасибо моему папе – никаких сложностей не возникло. Математика – это искусство, как поэзия и музыка.

– Артистов принято считать везунчиками, зарабатывающими огромные деньги. А были в вашей жизни тяжелые в материальном плане периоды?

– Да, артисты зарабатывают хорошие деньги, но ведь никто не говорит, как часто артист снимается. Он может сняться в хорошем проекте, а потом два года не играть. И ему тот гонорар придется растянуть на долгое время. Съемки длятся максимум полгода, если это сериал на 8–12 серий, а потом артист может долгое время сидеть дома без работы. А когда ты на съемках, обязательно нужны помощники по дому, няня, водитель, чтобы возить детей на кружки и так далее. И если все эти траты вычесть из гонорара, то останется совсем не такая астрономическая сумма. А тяжелые в материальном плане периоды, конечно, были. Случалось и такое, что не было денег даже на метро, меня знала тогда сотрудница метрополитена на станции, где я жила, и если попадала ее смена, она пропускала меня бесплатно.

– А подработками в отсутствие актерской занятости приходилось заниматься?

– Когда после института меня не взяли ни в один театр, я осталась без работы и пошла в рекламное агентство. Потом решила стать журналистом и устроилась на телевидение ведущей. Мне этот опыт в дальнейшем очень пригодился и в профессии, и в жизни: я познакомилась с интересными, талантливыми людьми, которые заразили своими примерами успеха.

С мужем Алексеем Вертковым и сыном Ваней

– Вы рано выпорхнули из родительского гнезда?

– Да, я очень к этому стремилась и даже была трудным подростком. Максимально оттал­кивала родителей, потому что хотела самостоятельной жизни. Два года я поступала в театральный институт, но удача улыбнулась мне только на третий. И как только поступила в институт, получила определенное доверие от родителей. Они были счастливы, что я добилась своей цели, хотя, если честно, на тот момент мало в меня верили. Точнее, думали, что, возможно, это всего лишь блажь – «хочу быть актрисой!», но оставляли шанс на то, что это все‑таки может стать моей профес­сией. Родители даровали мне свободу, а на третьем курсе отдали однушку, чтобы я смогла стать совсем самостоятельной.

– А почему изначально у них были сомнения?

– Они волновались, правильный ли выбор сделала. Ведь я училась в художественной школе, где у меня все очень хорошо получалось. Участвовала в конкурсах, мама видела мои работы, преподаватели меня хвалили, ставили пятерки, и, казалось бы, тут все понятно. В музыкальной школе все было не так хорошо, и тут далеко идущих планов никто не строил. Я училась в школе Галины Вишневской по классу фортепиано и вокала, перебивалась там с тройки на четверку, и было понятно, что оперной певицей мне не быть. А вот как проверить мой актерский талант, родители совершенно не понимали и потому переживали за правильность выбранного пути. Тем более артистов у нас в роду никогда не было. Более того, с моего дипломного спектакля на четвертом курсе мама вышла в ужасно подавленном состоянии. И сказала: «Я так перепугалась! Мне показалось, что это все не твое». 

– В прошлом году вам исполнилось 40 – цифра, которой так боится большинство женщин. Какие у вас были настроения по этому поводу?

– По мне так прекрасный, насыщенный возраст. Для меня этот юбилейный год был очень продуктивным: несмотря на пандемию, родился второй ребенок – наша доченька Вера. Не будь пандемии, я бы не смогла сидеть беременной на даче, работала бы. А тут я хорошо отдохнула, родилась моя малышка 1 августа, а уже к сентябрю я была в отличной форме и вышла на сцену в МХТ имени Чехова, 3 сентября играла первый спектакль в новом сезоне. А про возраст я вообще не думаю и не вспоминаю. Главный кризис у меня случился еще в 30 лет. Я очень любила свои 20, мне нравилось подчеркивать свою молодость, с акцентом на то, что «а вот эти все за 30 – скукота и старость». И когда неожиданно наступили мои 30, вроде бы ничего не изменилось, но меня накрыл настоящий кризис 30‑летия. Переживала ужасно, никак не могла привыкнуть, что на вопрос, сколько мне лет, нужно отвечать – 30. Но потом все это прошло, и я вообще перестала про возраст думать. К тому же наше поколение и не выглядит на свой возраст. Если посмотреть на поколение наших родителей, то мне кажется, моя мама в студенчестве выглядела, как я сейчас. Смотрю на их курс и вижу теть и дядь с дипломами, абсолютно взрослых людей. А посмотрите на наших «взрослых»: один Игорь Верник чего стоит!  Так что, глядя на Игоря Верника или Марину Зудину, я никакого возраста не боюсь. Главное, как ты сам себя ощущаешь, а современная медицина и косметология помогут нам стариться красиво и нескоро. Людям нашей профессии очень важно не забывать про своего внутреннего ребенка, про­должать удивляться, влюб­ляться, видеть все, как в первый раз. Это как на сцене тысячу раз повторять один и тот же текст, но каждый раз – как в первый. Так и с малышкой у нас сейчас: что ей ни дай, все становится игрой. Любая фольга от конфеты для нее неве­роятный восторг, событие, чудо в ее руках! И вот эту непосред­ственность, которой нас учат дети, нужно в себе не терять, а холить и лелеять.

Кадр из сериала «Швабра»

– Часто старшие дети ревностно относятся к появлению малышей. Ваня как принял сестренку?

– Мы знали, читали об этой проблеме, заранее готовились, когда я была беременна. Я с уважением отношусь к реакциям сына, стараюсь быть максимально внимательной, и муж тоже, чтобы ребенок всегда чувствовал, что он люби­м своими родителями. Но появление младших детей очень хорошо ударяет по эгоизму старшего ребенка, заявляю это, будучи сама старшей сестрой. Вот мой муж – единственный ребенок в семье, и тут наглядно видна колоссальная разница.  Мы обязательно проводим время с сыном отдельно, ходим куда‑то только втроем, без Веры, например в кино. Я вижу, что сын уже полюбил сестренку, может проявить к ней нежность. И Вера его узнает, очень радуется, когда Ваня к ней подходит. Но сыну временами не хватает внимания, и он гово­рит: «Мама, ты только одна приди ко мне в комнату. Я хочу тебе что‑то показать». И я это его желание уважаю и понимаю.

– Многие современные мамы являются поклонниками теории раннего развития. Вы в их числе?

– Я достаточно расслабленная мать в плане применения методик по развитию и установок, что это нужно делать чем раньше, тем лучше. Как работающая мать, я не имею возможности все время посвящать только ребенку, хотя порой восхищаюсь, видя, как кто‑то уже с года обучает ребенка нескольким языкам. Наверное, можно было бы нанять кучу преподавателей, но лично мне жаль так загружать своих детей. Мое мнение, что сейчас у ребенка должно быть просто счастливое детство, а все эти книги, языки и педагоги будут еще бесконечно с первого класса и до самого взросления. Знаю, что детство отнимать нельзя, оно и несет понимание того счастья, которое сопровождает тебя потом всю твою жизнь. Наиграться, набегаться, наваляться нужно вовремя, в дошкольный период, потому что потом это, если и будет, то уже по расписанию вне школьной программы. Сейчас мы отправили Ваню на хоккей и в бассейн, стараемся максимально дать ему возможность развиваться как мальчику, смотрим, к чему у него способности, что нравится больше, что меньше, поощряем его собственные инициативы. Чтобы к девятому классу ребенок потом не сидел, вытаращив глаза на вопрос: «Чем ты хочешь заниматься?», а у него был уже четкий ответ. Сама я уже в девятом классе знала, что хочу поступать в театральный. А есть знакомые, которые и в 30 с лишним не определились с тем, чем они хотят заниматься, находясь в вечном поиске.


– У вас бывает ощущение, что материнство – тяжелая работа?

– Нет, для меня это позднее материнство, поэтому оно как награда, счастье, и я благодарна всему миру за то, что со мной это случилось. Все свое свободное время я с радостью дарю детям, всегда по ним скучаю и с радостью мчусь к ним домой. Ваню везде с собой беру, в том числе на съемки. Но при этом могу и с друзьями встретиться, провести вечер, и совесть меня тут грызть не будет, потому что не считаю, что мало времени уделяю детям. Знаете, я являюсь попечителем благотворительного фонда «Жизнь как чудо», где мы помогаем детям с заболеваниями печени. И вот тут я действительно вижу, каким бывает трудное материнство и как матери бьются за своих детей. Слава богу, что мы можем помогать таким семьям и мамам, которые вынуждены справляться с очень серьез­ными проблемами. Стараемся как‑то раскрасить их жизнь.

– Считаете ли вы свою семью идеальной?

– Я не люблю это понятие и вообще стремление к перфекционизму в этой сфере. Знаю, что каждая счастливая семья несчастлива по‑своему. Можно сколько угодно быть ласковым и добрым с детьми, но если между родителями нездоровые отношения, то никогда дети не будут по‑настоящему счастливы. Я часто ловила себя на том, что после рождения детей акцент смещается в сторону новорожденного и страдает сторона отношений между супругами. Бывает, что в такие периоды мы немного отдаляемся друг от друга, и тут важно работать над собой, быть внимательным к своему партнеру. Нужно научиться правильно распределяться: уделять время себе и мужу, когда вы только вдвоем, пусть это будет даже несколько часов в неделю. Я работаю над этим постоянно. И когда Леша мне иногда говорит: «Что происходит, я вообще без сил, наверное, надо проверить иммунитет», я отвечаю: «А ничего, что мы уже полгода не спим нормально по ночам? Может быть, нам нужно просто выспаться?» Мы с мужем поровну делим все родительские обязанности, и для меня удивительно, когда в семьях вся нагрузка по детям ложится на маму, а папа, если и помогает в чем‑то, то уже герой.

АЛЕКСАНДРА РЕБЕНОК

Родилась: 6 мая 1980 года в Москве

Образование: ВТУ имени Б. Щукина

Семья: замужем за актером Алексеем Вертковым, сын Иван (3,5 года), дочь Вера (7 мес.)

Карьера: снялась в 50 фильмах и сериалах, среди которых «Школа», «Соблазн», «Налет», «Невеста», «Садовое Кольцо», «Кислота», «Операция «Сатана», «Мертвое озеро», «Содержанки», «Угрюм-река» и другие
Лика БРАГИНА, ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»), фото Анны Темериной
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter