Александра ГЕРАСИМЕНЯ: «Жениха мне пообещали подобрать в Клецке»

«Серебряная рыбка» прошедшей Олимпиады в Лондоне в эксклюзивном интервью «БН» рассказала о своем бойцовском характере, страсти к туфлям и роковом случае в детстве

— Александра, от всей души поздравляем вас с заслуженной победой! А с кем вы первыми в Беларуси отмечали возвращение?

— Конечно же, со своей семьей и тренерами — Еленой Климовой и Ольгой Яськевич. А также близкими друзьями: Сашкой Ковалевой, с теми, кто мне дорог и всегда рядом. Конечно, после всех этих переездов и встреч немного устала, но решила, что такое мероприятие нельзя откладывать. Когда есть эмоции, есть чем поделиться, это надо сделать сразу.

— Мама для вас что-то специально приготовила?

— Со всеми этими сборами у родителей тоже не было достаточно времени, чтобы основательно подготовиться, но все равно было хорошо. Мама приготовила вкусное печенье, которое сразу все смели.

— Говорили, что пища в Лондоне была «пустой». К тому же официальным партнером Олимпиады был «Макдоналдс». Прямо скажем, не совсем здоровая еда… Успели уже в Беларуси хорошенько подкрепиться?

— Да, и в самом деле, еда там была не очень вкусной. Так что сейчас дома я наверстываю упущенное. С удовольствием сходила в грузинский ресторан — эта кухня для меня одна из самых любимых. Соглашусь, странно, что «кока-кола» и «фаст-фуд» — не самые здоровые продукты — спонсоры Игр. Но тот, кто платит, заказывает музыку — так что с точки зрения экономики тут нет никаких противоречий. В Олимпийской деревне был представлен весь ассортимент этих компаний. Что тут можно сказать? Грамотный маркетинг правит миром.

— Александра, а вы хорошая хозяйка, пироги печете?

— Времени нет, но, с другой стороны, и есть-то хочется. А так как я единственная, кто приходит домой днем — все на работе, то по крайней мере для себя готовлю. Какие-то экзотические блюда? Нет, чаще что-нибудь из курицы — это самый быстрый белок, помогающий на тренировке не умереть с голоду. Еще я большая сладкоежка, люблю конфеты, глазированные сырки. И, признаюсь, во время подготовки к соревнованиям пыталась поправиться. Килограммчик набрать было бы неплохо. Но все сжигают тренировки, мы работаем по пять-шесть часов в день. И порой даже приходится искать дополнительные источники питания: батончики, напитки, чтобы не терять в весе. Ведь в первую очередь, когда худеешь, уходит не жир, а мышечная масса.

— У вас жесткий график. Откуда же такая сила воли у хрупкой девушки? Все дело в характере?

— Если честно, приходится иногда себя заставлять тренироваться. Но здесь хорошо понимаешь, что это — твоя работа. Нельзя, как в других профессиях: не сделать сегодня, отложить назавтра, после выполнить лучше, креативнее. Это физиология, если ты не отработал сегодня, то ты не успеешь и завтра. Каждый день надо выкладываться по полной программе! А что касается характера, все зависит от настроения. Если я чем-то озадачена, могу «построить» всех. Ко мне лучше не подходить. Но если я «на позитиве», то мною можно манипулировать, я достаточно легко этому поддамся.

— За «точку отсчета» в вашей биографии берут 1996 год. Но наверняка плавать вы научились гораздо раньше?

— Да, в спорт я пришла поздно. Если на плавание набирают уже в классе втором-третьем, то я пошла в четвертом. До этого у меня, конечно, было стандартное школьное обучение, но хорошо плавать не умела. Хотя меня в детстве из воды тяжело было вытащить. Чувствовала — моя стихия! Сейчас я, конечно, спокойней отношусь, но, если вода теплая, могу и полтора часа в море провести.

— В одном интервью вы сказали, что смогли бы доплыть до середины Днепра. А вообще в белорусских водоемах удается показать мастер-класс?

— Нет, на речках и озерах я не плаваю. Была у меня одна история… В детстве пошли купаться с семьей на речку. Там случилось что-то вроде прилива, да и течение немаленькое было. Прыгнула в воду вместе с сестрами, родной и троюродной. И вдруг поняла, что ухожу под воду, то ли какая-то яма, то ли водоворот. Еще одна сестра пошла на дно вместе со мной, а другая умела плавать. Она и поплыла к берегу, чтобы позвать папу, — нам помочь все равно не смогла бы. Уже не помню, как папа нас спас, но с тех пор боюсь мутной воды. На речке или озере захожу не дальше колена. И, может быть, этот случай меня сподвигнул на то, чтобы пойти научить ся плавать. Я ведь, если чего-то захочу, стараюсь этого достичь.

— Не жалеете, что пошли в плавание, а не в легкую атлетику, например?

— Нет, абсолютно. Ведь я достигла таких высоких результатов! Кто будет об этом сожалеть?! Напротив, хорошо, что меня не успели отдать в какой-нибудь другой вид спорта. Может быть, если бы я стала заниматься легкой атлетикой, то спорт давно бы оставила.

— Хорошо, что не оставили большой спорт. А то кто бы взял для Беларуси в этом году две серебряные медали?..

— Я все же не считаю, что мы плохо выступили. Даже попадание в финал — это большая заслуга. Вы только представьте, сколько людей в мире занимаются тем или иным видом спорта — как минимум миллион! И из этого миллиона сильных оказывается несколько человек. Это очень большой успех. На Олимпиаду не едут те, кто не показал результат. Отсев идет в несколько этапов. И слабых там уж точно никак не окажется.

— В одной книге героиня рассуждала о времени: что такое час, минута. Чтобы узнать, что такое секунда, она посоветовала спросить у серебряного олимпийского призера. Хочу и я воспользоваться такой уникальной возможностью…

— Да, все верно — ощущение времени от плавания неотделимо. У нас даже есть такие специальные тренировки, когда ты плывешь по определенному результату, который, тем не менее, надо улучшить даже на полсекунды. Должен контролировать свои ощущения, технические моменты. На самом деле, это тяжело. Но лучше всего ощущаешь время перед соревнованиями, когда чувствительность становится особенно тонкой — ко всему, не только ко времени.

— Ваш папа родом из деревни в Ганцевичском районе. А в той деревне у вас есть бабушки-дедушки, родственники?

— Бабушку сейчас мы перевезли к нам, поближе к семье. Она старенькая, за ней нужен уход, а дедушка умер, когда я была еще ребенком. Раньше я каждый год ездила с сестрой в деревню. Но с тех пор, как начала серьезно заниматься спортом, появились летние лагеря. Очень редко видела бабушку, мы мало общались, и сейчас я переживаю по этому поводу. Но родственники там, конечно же, есть. Они часто мне передают приветы. Пользуясь случаем, передаю привет в Ганцевичский район, в деревню Будча. Родственники, я всех вас очень люблю!

— Вместе с другими спортсменами вы часто ездите в небольшие города, поселки, деревни, где нужна ваша помощь, в рамках проекта «Мечты сбываются». А о чем мечтаете вы?

— Ой мечты-мечты… Как каждая нормальная женщина, мечтаю о своей семье, детях, муже, доме, семейном уюте. Кстати, после Олимпиады ездила в Клецк. Там меня завели в одно прекрасное место, где растет пятисотлетний дуб. По легенде тот, кто до него дотронется, выходит замуж в течение года. Я там побывала, потрогала этот дуб. Конечно, просто потрясающее, величественное дерево. Так что должна быть свадьба в течение этого календарного года (улыбается). Вообще, не люблю афишировать свою личную жизнь, но все может быть… Кстати, в Клецке мне уже пообещали найти жениха и даже назвать моим именем улицу. Если такое случится, то, никуда не деться, раскошелюсь на банкет для всех клетчан.

— Александра, признайтесь, в Интернете, на улице поклонники надоедают?

— Стараюсь общаться со всеми желающими. Но надо понять и меня — не могу же одновременно общаться с тридцатью (хотя бы с тридцатью!) людьми, которые вдруг одновременно вышли на сайт. Люди требуют от меня внимания, порой обижаются на то, что я не могу ответить мгновенно. А что касается ложных страниц, то я вообще такого «юмора» не понимаю. Как-то сама зашла якобы на свою страничку и задала вопрос, но ответа так и не получила. Может, с одной стороны, это и хорошо, не хватало мне, чтобы еще что-то сочиняли от моего имени. Но с другой стороны, зачем? Наверное, человека беспокоит моя слава, хочется получить пятьсот посещений в сутки. А на улице… Если что, у меня и сумка есть с собой, могу и отбиться (смеется). А вообще, скрываться не приходится, люди вполне адекватны — улыбаются, могут подойти поздравить, сфотографироваться, но особенно не задерживают.

— В гардеробе у вас, наверное, сотни купальников…

— Да нет, всего несколько. Но если я вижу красивый купальник, покупаю. Тем более что они часто линяют и выгорают. Люблю красивые и яркие вещи. Мне нравится выделяться из серой массы, особенно в воде. Свои заплывы я всегда просматриваю. Мне надо видеть то, что я могу исправить, какие-то ошибки или, наоборот, хорошие моменты. Мне нужен результат, ведь я работала не для того, чтобы просто коснуться бортика и увидеть, что я вторая. И Лондон просматривала. Да, я вижу свои ошибки, над чем надо работать. Результат, конечно, неплохой, но мог бы быть еще лучше.

— Хотя, когда выигрываешь «золото», вроде бы уже и не к чему стремиться?

— В каком-то роде, да. И к тому же с «серебром»… проще с точки зрения мотивации. У тебя есть цель, которую хочется достичь. Чемпиону психологически сложнее — любое место ниже первого будет рассматриваться как поражение.

— Купальники любите яркие. А в одежде что чаще выбираете?

— Я не модница, выбираю то, что мне нравится, подходит, актуально и приемлемо на данный момент. По городу не пойду в вечернем платье, но и на празднике в спортивном костюме не появлюсь. А туфли — так их вообще некуда девать!

— В Лондоне что-нибудь прикупили?

— Ничего. Было ведь совсем мало свободного времени. И я его потратила на сам город. Ребята ездили в Музей мадам Тюссо, остались в восторге, хвастались, что целых четыре часа там пробыли. А я предпочла все же посмотреть Лондон. Увидела Биг-Бен, знаменитое колесо обозрения, резиденцию королевы, Тауэрский мост, старинные улицы.

— Какую музыку любите?

— Кумиров как таковых нет. Многие нравятся. Музыку люблю разную, чаще всего слушаю радио. В машине есть несколько дисков с классической музыкой. Ее я люблю слушать после тренировки — помогает расслабиться и отключиться от всего мира. Кстати, когда была маленькая, еще до того как пойти плавать, я танцевала в детском ансамбле. И даже когда-то была участницей «Славянского базара». Это была такая честь. Помню, «живьем» увидела многих звезд эстрады.

— У вас день рождения 31 декабря. Не обидно, что, по сути, личного праздника и нет.

— Я оптимистка, поэтому ко всему отношусь положительно. Чего переживать. Напротив, здорово — весь мир празднует твой день рождения. К тому же я обеспечена двумя подарками сразу.

— В скором времени вы окончите университет по специальности экономист-менеджер. Есть идеи для собственного бизнеса?

— Я очень хотела бы открыть свой клуб по плаванию широкого профиля. Детки бы там учились плавать, спортсмены совершенствовали мастерство. Еще одна категория — люди в возрасте. Пока не видела программ, специально разработанных для пожилых. Чтобы те не просто приходили в бассейн, а занимались, чтобы им было и интересно, и полезно.

— А чтобы вы могли сказать сейчас родителям, которые не хотят отдавать своих детей на плавание, опасаются чего-то?

— Родители должны понимать, что ребенку уметь плавать необходимо! Это просто уверенность в его безопасности, чтобы на каком-то водоеме он мог элементарно выплыть, спастись. При этом совершенно необязательно заставлять добиваться высоких результатов. Это все же удел немногих. Но ребят со способностями, тех, кто хочет чего-то добиться, я призываю сильно в это верить. И работать, работать, работать. А тренеры подскажут и помогут. Главное — верить в себя. Может быть, это даже самое главное...

— Спасибо, Александра, за интересную беседу. И новых олимпийских успехов!

Беседовала Надежда БУТОВИЧ, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter