— А кто выбирает гостей для проекта? Есть ощущение, что со многими вы общаетесь и дружите вне студии.
— Приглашают редакторы, но некоторых людей предлагаю я сам. Конечно, я могу по‑дружески поговорить с Николаем Пинигиным (худрук, режиссер театра им. Я.Купалы. — Прим. авт.). Мы однокурсники, дружим уже 46 лет. Я могу даже покритиковать его спектакли. Он, бывает, возражает, но тем не менее умеет понять и принять.
— Слышала, вы один из немногих, кто мог покритиковать даже Ростислава Янковского…
— Кстати, он тоже всегда очень сердился: «Ай, да что… все тебе не нравится…» Но потом, после худсовета, допустим, тихонько говорил: «Ну ты там это… если не сильно спешишь, давай на два слова». Я называл это «взять за пуговицу». Потому что два слова с Ростиславом Ивановичем — это пятнадцать минут как минимум. Конечно, Янковский был мэтром, глыбой. Обычно ему говорили: «Это прекрасно! Гениально! Нет слов!» А он очень серьезно подходил к профессии, и ему одинаково важны были не только похвала, но и критический взгляд. Хотя вариться в этом признании ему действительно было приятно. Он верил и знал, что он мощный, большой, крупный актер. Таких, увы, больше нет.
2010 г. Премьера спектакля «Пане Коханку» в Национальном академическом драматическом театре имени М.Горького. Ростислав Янковский в роли Пане Коханку и Александр Суцковер в роли короля Станислава Августа Понятовского.
— Изменился театр с уходом Янковского?
— Безусловно. Он стал другим. Нет того глаза, который за всем наблюдал бы… Театр вообще потихоньку становится другим. Уход людей вроде Янковского делает его таким. Хотя чему удивляться? Время идет.
Я даже не знаю, позови мы сегодня оттуда, из того мира, десяток лучших, как бы они существовали в контексте сегодняшнего театра. Смогли бы в нем ставить, играть?.. Современный театр очень сильно стал зависеть от мнения зрителя. А театр не должен до этого опускаться, он должен зрителя, наоборот, поднимать.
— Посмотрела афишу: у вас не так много спектаклей, как, возможно, хотелось бы. А вам самому хватает загруженности?
— Увы. На нашей сцене сейчас идет ремонт, мы работаем во Дворце культуры профсоюзов. Но там из‑за технических нюансов идут не все спектакли, в которых я задействован. И только один, где нет замены, — это «Круг любви». Так что загрузка и правда пока совсем небольшая.
Любители сериалов могут помнить Александра Суцковера по ролям в фильмах «Оттепель», «Псевдоним «Албанец», «Каменская», «Мужчины не плачут» и многим другим.— Жалеете о десяти годах, проведенных в Театре юного зрителя?
— Ни в коем случае. ТЮЗ был очень сильной актерской школой. Мне там на спектакле один раз даже глаз разбили!
— Случайно?
— Да, дети баловались, стреляли из рогатки скрученной проволокой. Потекла кровь, но я доиграл и потом сразу побежал в третью больницу, которая рядом с ТЮЗом. Врач сказал, мне повезло. Если бы проволока вонзилась острием, глаз бы попросту вытек.
— И после этого вы ушли?
— Нет, конечно. Это была абсолютно нормальная работа, а разбитый глаз — просто ее издержки. Дело в том, что в жизни многое зависит от людей, которых встречаешь на своем пути. Таким был Владимир Маланкин, мой педагог. И Валентин Рыжий в ТЮЗе. Это была очень хорошая школа: и актерская, и человеческая. А в начале 1990‑х Борис Иванович Луценко позвал меня к себе в Русский театр. И вот уже 30 лет я работаю на этой сцене.
— А с телевидением у вас как сложилось? Многие помнят вас еще по программе «Судьба человека».
— Ее, кстати, начинал вести мой друг Коля Пинигин. Потом ведущим недолго был Сергей Журавель, и затем уже пригласили меня. А вообще, я никогда не думал о телевидении. Но как‑то в кинотеатре «Победа» встретил своего однокурсника Владимира Бокуна. Мы до этого не виделись лет десять, последний раз я снимался у него в короткометражке по Короткевичу. И Володя вдруг спрашивает: «Слушай, ты чем сейчас занимаешься?» «Как чем? — отвечаю. — В театре играю». «Давай я тебе потом позвоню, дело есть». И действительно спустя время он позвонил и пригласил в свой документальный проект о последних днях войны. Я играл военного корреспондента, который рассказывает о днях, оставшихся до Великой Победы. Потом были какие‑то разовые проекты, а затем меня пригласили в «Судьбу человека». Я вел ее два года, до закрытия. И вдруг снова звонок от Бокуна с идеей «Обратного отсчета». Все сложилось, и восемь лет каждую субботу мы выходили в эфир с новым фильмом.
— Восемь лет для документальной программы — это очень много.
— Мне кажется, это вообще беспрецедентный случай для отечественного телевидения, чтобы серьезный неразвлекательный цикл документальных фильмов шел в эфире так долго. Сейчас такого контента очень не хватает. Когда проект закрылся, я очень скучал. Потому что 8 лет — это уже кусок жизни: записи, новые сценарии, определенная внутренняя подготовка. Но потом меня пригласили в качестве ведущего на проект «Фабрика кино», где я рассказывал о белорусских и российских киностудиях. А осенью прошлого года раздался звонок с «Беларусь 1». Мол, есть проект для вас: утро, суббота, чашка кофе, интересный собеседник. «А о чем будем говорить?» — спрашиваю. — «О работе, семье, проблемах». И я согласился. Мне интереснее побольше узнать о человеке, деликатно его попытать, интеллектуально раскачать. Потому что, если человек интересный, он и мыслит интересно. А все наши гости именно такие.
Программа «Смысл жизни» выходит на «Беларусь 1» по субботам в 9.10.leonovich@sb.by