Источник: Знамя юности
Знамя юности

Александр Самойленко – младший: нужно уметь ошибаться и признавать ошибки

Не так давно состоялась премьера нового сезона сериала «Родители», где отца и сына вот уже несколько лет играют настоящие родственники – Александр Самойленко и его сын Саша. О том, каково работать на съемочной площадке с отцом, известным актером, как он сам выбрал эту профессию, а также о многих личных и семейных тайнах Самойленко-младший рассказал «Знаменке».


– Александр, вы уже три сезона работаете с отцом. Ваши отношения изменились за это время?

– В первом сезоне я, как любой подросток, у которого есть отец – довольно строгий, умудренный опытом, которого он большую часть своих лет не видел и который внезапно верн улся в его жизнь, боялся его. Сейчас понимаю, что боялся не самого папу, а ту идею отца, что была у меня в голове. Я сам себе создавал этот психологический барьер, который мешал работать. Сейчас не могу без боли смотреть на себя в первом сезоне, вижу, насколько зажат, насколько мне некомфортно от самого себя, насколько не понимал тогда, что делаю. Я ценю этот опыт, потому что благодаря ему понял, чего нужно избегать. Что нужно обращаться за помощью, спрашивать, что я делаю не так, пользоваться такой возможностью, пока она у меня есть. И когда научился это делать, когда научился ошибаться и признавать свои ошибки, именно тогда начал расти как актер и как личность.

– Папа поучаствовал в вашем утверждении на роль в «Родителях»?

– Пожалуй, отрицать его участие здесь было бы глупо. Когда Александр Жигалкин начал работу над сериалом, папа предложил меня на роль старшего сына. При этом я проходил кастинг наравне со всеми, более того, и мой папа проходил кастинг на свою роль. Помню, что он сказал мне тогда: «Не смей даже думать, что благодаря мне тебя куда‑то возьмут. Наоборот, так как ты мой сын, к тебе будут относиться строже и с тебя будут требовать гораздо больше. Если не понравишься, будь готов, что тебя не возьмут». Это всегда была папина позиция: никогда не делать что‑то за меня, давать возможность сделать все самому. Это невероятно мудрая вещь, которая проявляется у него не только в работе, но и в жизни, воспитании.

– Что вам нравится в сериале «Родители»?

– Мне очень нравится, что в нашем сериале часто какие-то моменты из реальности перетекают в сценарий. Я – фокусник, иллюзионист, с 12 лет занимаюсь профессионально. В какой‑то момент начал показывать фокусы на съемочной площадке – сгибал вилки силой мысли, делал так, что съемочный реквизит растворялся в воздухе. Съемочная группа была в восторге, и сценаристам пришла в голову идея использовать это в скетчах. Мы работали над этим вместе, и в результате в каждом сезоне у нас есть одна-две сцены, где я показываю фокус, обыгрывая это через юмор. Более того, мы решили сделать так, что в скором будущем Тимофей пойдет работать аниматором.

Сейчас мы снимаем четвертый сезон, для которого мне предложили выучить жонглирование. Никогда этим не занимался, но за несколько дней научился жонглировать тремя шарами, мой рекорд – 118 бросков, я даже выучил несколько трюков. Есть еще пример того, как реальная жизнь вливается в сюжет, – это татуировка, которую я сделал между съемками первого и второго сезонов. Зачем ее прятать, если можно про это пошутить – именно так решили авторы и придумали отдельную сцену про тату. Еще была очень тонкая шутка, такая «пасхалочка» мне от сценаристов. Жена моего героя Тимофея Полина в какой‑то сцене произносит его имя, и тот по одной только интонации понимает, чего она хочет. И младший брат шутит, что Тимофею надо бы работать переводчиком. Кто не знает меня лично, не поймут эту шутку во всей ее полноте. Дело в том, что я хорошо знаю английский и работаю переводчиком на ежегодном иллюзионном форуме, на который приезжают звезды международной магии.

С отцом, актером Александром Самойленко-старшим

– Насколько вы похожи со своим персонажем?

– Совершенно не похожи! Во многом осуждаю Тимофея за то, что он человек, готовый воспользоваться безвозмездной помощью, и всегда рассмотрит вариант этой помощи, прежде чем что‑то сделать самостоятельно. Он гораздо больший конформист, чем я. Он гораздо сильнее подстраивается под ситуацию, он подкаблучник. Я не говорю, что это плохо, в конце концов, у каждого свой жизненный стиль и свои приоритеты, но это точно не я. В связи с этим у меня был внутренний конфликт с моим героем, я не понимал, как играть человека, который настолько на меня не похож. Со временем научился у своего персонажа тому, что нельзя быть настолько зацикленным на себе и судить по своим меркам других людей, даже если они не похожи на тебя. Научился видеть положительные моменты в его действиях, потому что все равно все происходит от любви. 

– Какой совет дадите желающим попробовать себя в актерском мастерстве?

– Не хочу обнадеживать, что актером стать легко, нет, актером стать трудно, и в этом присутствует большая доля удачи. Мои актерские мечты начались с самого детства, когда видел папу по телевизору. Я уже тогда понимал, что хочу заниматься актерством. Мне казалось, что я абсолютно непригоден для какой‑то ответственной работы, не смогу сидеть в офисе, заниматься документами, быть врачом. Но могу быть на сцене, перед камерой и играть. Помню, как смотрел сериал «Папины дочки»... У нас с друзьями была мечта – проявить себя в паре серий, сыграв парня одной из дочек. И вдруг через несколько лет режиссер «Папиных дочек» позвал меня на кастинг на главную роль в свой новый сериал «Родители»! Я не мог удержать слезы, потому что у меня была мечта о маленькой роли, а тут на меня свалилась главная роль. Очень сложно дать какой‑то совет, потому что история каждого уникальна. Многие актеры скажут вам, что снимаются и служат в театре без диплома; другие считают, что у актера обязательно должна быть классическая школа. У каждого свой путь, но я посоветую универсальную вещь – быть наглым и никогда не сдаваться, стучаться во все двери, особенно закрытые.

– Саша, как считаете, в чем залог счастливой семьи?

– Залог счастливой и крепкой семьи – это взаимопонимание. Звучит, казалось бы, очень банально. Но на самом деле все не так просто. Все отношения, союзы разрываются из‑за того, что один не хочет быть до конца честным с другим. Например, не хочет как‑то обидеть его, думая, что негативные эмоции пройдут сами собой. Но как правило, негатив накапливается, и постепенно в нем теряется та любовь, которая была. Не успеваешь оглянуться, как семейная жизнь превращается в кошмар, и ты задаешь себе один вопрос: а что я сделал не так? Ты сделал не так то, что пять лет назад не сказал своему близкому человеку, что хочешь с ним поговорить. Если чувствуешь, что в отношениях что‑то не так, об этом надо говорить. Если проблему решить невозможно, то надо эти отношения закончить прямо сейчас, так будет лучше для обоих.

Большая семья Соколовых в сериале «Родители»

– В чем ваш папа похож на своего героя – отца большого семейства, а в чем совершенная противоположность?

– Сходство заключается в их профессионализме и в том, что они оба содержат большую семью. На этом, пожалуй, все. В остальном папа вообще не похож на своего героя, в жизни это человек с гораздо более сильной позицией. В отличие от своего героя он не подкаблучник, и во многом это, наверное, связано с его историей с женщинами, которых только на моей памяти у него было четыре. Не все эти отношения заканчивались благополучно, его последняя жена, которой он очень доверял, оставила его неприятным образом. После того, что у них произошло, человек мог бы вообще потерять веру в отношения, но мой папа очень сильный, он нашел в себе ресурс двигаться дальше, и сейчас у него есть любимая женщина, с которой они счастливы, растят дочку Еву.

Также мой папа не похож на своего персонажа и в отношениях с детьми. Его герой часто раздает сыновьям деньги, пытается пристроить их на работу или учебу, используя связи. Папа в жизни придерживается другой позиции: старается давать нам как можно больше шансов проявить себя самостоятельно. На мой взгляд, это более мудрая позиция, чем у папы на экране.

– Каким он был отцом для вас в детстве – строгим, добрым, веселым? Помните самый любимый подарок, который получили от отца?

– Родители разошлись, когда мне было пять лет. Я не верю в гороскопы, но это были два Овна, которые постоянно бодались и, как ни банально это звучит, просто не сошлись характерами. При этом папа всегда был в моей жизни, он приезжал ко мне на дни рождения. Помню, как в шесть лет он подарил мне огромную железную дорогу и сказал, что я уже почти взрослый. А я так не хотел взрослеть! И я не хотел эту железную дорогу, потому что она символизировала мое взросление.

Наверное, самый важный подарок, который мне сделал папа, в том, что он дал мне денег на обучение в институте. Хотя изначально новость, что я хочу поступать в театральный, принял без энтузиазма. Он не очень хотел, чтобы я шел по его стопам, думаю, пытался оградить меня от тех сложностей, которыми наполнена актерская стезя. Но когда я убедил его, что всерьез настроен связать свою жизнь с профессией актера и отговорить меня не получится, он решил, что не стоит продолжать меня отговаривать, а лучше помочь и наставить на верный путь. Очень ему за это благодарен, хотя с обучением не совсем сложилось: я вылетел с треском из двух институтов! Год проучился в Школе-студии МХАТ, мне там было некомфортно, отношения с коллективом не складывались, меня больше интересовали личные отношения, чем техника речи и театральное искусство. При этом часть меня боролась и хотела учиться, но у нее не получалось взять верх. Я чувствовал невероятный груз ответственности, ведь был не просто студентом, а сыном близкого друга ректора. И мне приходилось держать лицо, чтобы не подвести отца. Эту ответственность я не выдержал. Естественно, мой уход после первого курса очень отца задел и обидел. Но я принял решение поступить в другой вуз и пошел в Щукинское училище, где проучился два с половиной года и ушел, так и не получив диплома. Но это было уже взвешенное, осознанное решение. В этот раз отец принял абсолютно спокойно мой уход, он меня понял.

– Был какой‑нибудь жизненный урок, который вам преподал отец и вы помните по сей день?

– У меня была одна личная история, после которой папа дал мне очень хороший совет, его помню до сих пор. Когда мне было 18 лет, я встречался с одной девушкой. Это были, пожалуй, единственные отношения, когда меня очень сильно подавляли, хотя я этого не понимал. Более того, оглядываясь назад, понимаю – та девушка меня просто использовала. Она постоянно повторяла, что ее предыдущие ухажеры относились к ней как к принцессе, со всевозможными подарками и вниманием, и ждала этого от меня. Она говорила, как бы ей хотелось иметь домик на пляже в какой‑нибудь теплой стране, как бы хотелось шубу, машину и так далее. При этом у нее был целый набор комплексов, которые она на меня сваливала, и я чувствовал необходимость быть тем самым рыцарем, который всегда ее поддержит, утешит. Когда я познакомил ее с лучшим другом, он сказал мне: «Саша, что ты делаешь рядом с ней? Беги!» Но я не понимал и не видел всей ситуации, и только спустя год у меня как будто открылись глаза. И вот в этот момент папа дал мне очень ценный совет: всегда оглядываться на самого себя. Даже если очень хочется потерять голову, нужно останавливаться, притормаживать и рационально смотреть на отношения. Как будто внутри тебя существует второе маленькое «я», которое может оценивать ситуацию критически.

– Ваш герой решительно строит личную жизнь, приводит в дом невесту и даже сам становится отцом. Вы такой же в жизни?

– Что касается личных отношений, нас с папой объединяет общая «болезнь» – это непереносимость одиночества. Папу с каждой его женщиной связывали продолжительные серьезные отношения, и мои отношения развиваются по похожему сценарию. У меня было три девушки, с одной из них мы встречались три года. И ты привыкаешь, что рядом с тобой есть близкий человек. А когда остаешься один – это самое тяжелое, что может быть. Когда мы с ней расстались, у меня началась страшная депрессия. Слава богу, в моей жизни появилась Анастасия, с которой мы уже полгода вместе.

– То есть вы сейчас в отношениях?

– Да, мы вместе всего полгода, но нас уже очень многое связывает. Мы не сразу начали встречаться, были знакомы довольно давно, вместе работали в клубе иллюзионистов, где она организовывает мероприятия, в том числе крупные международные форумы, а я работал на них переводчиком. Однажды мы сидели после тяжелого рабочего дня напротив друг друга, я смотрел на нее и заметил, что она очень интересная девушка. Тогда подумал: а может ли быть такое, что мы с ней будем вместе? Задумался и начал посылать ей флюиды. И, как видите, они до нее дошли!

Лика БРАГИНА, ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»), фото канала «Супер», из личного архива Александра Самойленко
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter