Александр Рожко, директор Республиканского научно-практического центра радиационной медицины и экологии человека: Мы лечим на уровне мировых стандартов

В Республиканский центр радиационной медицины в Гомеле каждый год приезжает на лечение около семидесяти тысяч человек.
Борьба за жизнь

Весь мир знает историю пятилетнего Андрея Семилита из Украины, который мастерил веселых снеговичков. Десять долгих месяцев он сражался с онкологией. И вот радостная весть: мама Андрюши в социальных сетях сообщила о стойкой ремиссии.


Звонки директору Центра радиационной медицины  Александру Рожко с просьбой об обследовании раздаются не только из Беларуси. Лечиться приезжают многие россияне и украинцы

Лечили малыша в Гомеле, в Республиканском научно-практическом центре радиационной медицины и экологии человека. Это один из самых больших в Европе клинических центров по исследованию и лечению людей, чьи болезни – последствия радиационного облучения. Радиация страшна тем, что не имеет запаха и вкуса, не признает границ, бьет по самым слабым или ослабленным.

Именно здесь открылось первое в Беларуси отделение иммунологии и аллергологии – одно из самых актуальных направлений в медицине. Так как экологическая обстановка во всем мире становится все хуже и хуже, диагноз аллергия ставят многим малышам, особенно из чернобыльских районов.

Отделение детской гематологии Гомельского РНПЦ – лучшее на постсоветском пространстве. Критерий эффективности лечения здесь самый жесткий: жизнь или смерть юного пациента. Лечат сотни детишек не только из всей Беларуси, но и из российских регионов, Украины, как в случае с Андрюшей Семилитом. За год центр принимает около семидесяти тысяч взрослых и юных пациентов на стационарное и амбулаторное лечение из 26 стран.

Медицина XXI века

История появления этого современного медицинского центра драматична. После аварии на станции он был необходим миллионам белорусов. Чернобыльский фактор потребовал совершенно новых подходов в медицине.

Масштабную стройку развернули в Гомеле. Но потом, с распадом Союза, финансирование заморозили, фундамент и стены законсервировали.

И только в середине 1990-х строительство центра было включено в список важнейших социально-значимых объектов. Часть средств выделили из бюджета Союзного государства. Первых пациентов новый комплекс принял в декабре 2003 года.

– Мы сегодня – медицинский центр не по названию, а по сути: уровень оказания медицинской помощи соответствует лучшим мировым стандартам, – говорит его директор Александр Рожко. – Современное оборудование ежегодно проходит обновление. Медицинские кадры – 

165 высококвалифицированных врачей и 320 опытных медсестер. У нас четко сформулирован критерий работы: главное, определить заболевание на ранней стадии, вовремя и правильно его диагностировать, мотивировать больных на излечение. В этом львиная доля победы над недугом.


Звонки директору Центра радиационной медицины  Александру Рожко с просьбой об обследовании раздаются не только из Беларуси. Лечиться приезжают многие россияне и украинцы

Генетическая карта белорусов

Здесь не живут прошлым, его исследуют и используют для создания лучшего будущего человечества. Уникальные исследования в лаборатории молекулярной генетики дали возможность определить генетические болезни, характерные для белорусского этноса.

А еще здесь умеют не только диагностировать, но и прогнозировать, чем и когда может заболеть вполне здоровый человек. Генетики в том числе могут определить маркеры острых и хронических онкозаболеваний крови. Уже получено шестьдесят сертификатов на научные разработки и изобретения.

Сформирована и постоянно обновляется база данных заболеваний тех, кто проживает в районах, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Это позволяет анализировать влияние радиации на организм человека на двадцать и даже пятьдесят лет вперед.

Прямая речь

Василий Жарко, министр здравоохранения Беларуси: выработана эффективная система защиты населения

– Никто в мире не знал, как эффективно защищать людей. В одной только Беларуси пострадало более двух миллионов человек – практически двадцать процентов населения.

99 процентов взрослых и все без исключения дети, пострадавшие от катастрофы, ежегодно проходят диспансеризацию. Есть результат: за последние десять лет показатели первичной заболеваемости не меняются, даже ниже, чем по стране.

«Чернобыльский» фактор стал для Беларуси решающим для национальной системы здравоохранения. В 1993 году создали Государственный регистр лиц, подвергшихся радиации. Благодаря ему можем анализировать и прогнозировать состояние заболеваемости населения, своевременно принимать меры.

Исследования подтверждают радиационно-индуцированный характер рака щитовидной железы у тех, кто подвергся воздействию радиации. Всплеск заболеваемости начался через пять лет после взрыва. Особенно много случаев в Гомельской, Могилевской и Брестской областях. Эту волну удалось «сбить» – с 2004 года показатели стабилизировали, заболеваемость у детей снижена до уровня «дочернобыльского» периода.

Татьяна Борисова
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter