Александр ПОРОХОВЩИКОВ: “Интересно только то, что социально”

Народного артиста России Александра Пороховщикова зритель знает по его блестящим работам в таких замечательных картинах, как “Ворошиловский срелок”, “Свой среди чужих, чужой среди своих”, “С любимыми не расставайтесь”... На нынешний “Лiстапад” Александр Пороховщиков приехал не только как актер, но и как режиссер. Картина “Цензуру к памяти не допускаю”, где он выступил режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли, была представлена минчанам и гостям столицы на внеконкурсном фестивальном показе в кинотеатре “Центральный”. В феврале 2007 года в кинотеатрах Минска пройдет премьерный показ ленты. Фильм во многом автобиографичен. Герой значительную часть жизни прожил с тяжелыми воспоминаниями об отце, погибшем в эпоху сталинских репрессий. И вот пришло время, когда он смог бы отомстить за отца... Александр Пороховщиков — выдающийся актер, человек, происходящий из старинной дворянской фамилии, директор созданного им же музея собственного рода — в гостях у “Народной газеты”.

— Александр Шалвович, зритель знает вас все-таки по актерским работам. Что в планах у вас как режиссера?
— Несколько картин, и все они — автобиографичны. Одна из них, мелодрама, возможно, будет сниматься на “Беларусьфильме”. Не секрет, что съемки в Беларуси обходятся дешевле, а кроме того, белорусские коллеги — настоящие профессионалы, и работать с ними приятно. К тому же мне очень нравится Минск, хотя я редко бываю в вашем городе. До этого “Лiстапада” я был в Минске двадцать лет назад, и, приехав теперь, был просто потрясен той атмосферой доброжелательности, которой меня встретила белорусская столица. Не хочется Москву обижать, но в Москве живешь в атмосфере агрессии — она по радио, по телевидению; выйдешь на улицу — какие-то банки консервные под ногами... Мне нравится город, если в нем я чувствую себя дома. Так со мной было в Париже: кажется, завернешь за угол — и там стоит мой дом... То же чувство посетило меня на минских улицах. Беларусь показалась мне островом тепла, публика в кинозалах очень доброжелательная. И кино, которое я тут планирую снять, будет о любви. “Пиф-паф” на экране уже надоело и зрителям, и актерам, и режиссерам. Сейчас я снимаюсь в сериале “Кадетство”, играю начальника училища. В фильме нет крови, насилия, но он занимает первые строки в телевизионных рейтингах, и когда показывают очередную серию, все бегут к экранам — от детей до стариков.
— Вы — лауреат многих международных фестивалей, профессор ГИТИСа, народный артист России. Какая из полученных вами наград была для вас самой дорогой?
— Один раз я приехал на ночной сеанс в кинотеатр в Воронеже, где шел мой фильм. Подъезжаю и вижу: висит афиша о том, что в это время должен был идти “Ночной портье”. То есть вместо этого фильма показывают мою картину: сложное кино, совсем не для того контингента, который собрался в зале смотреть “Ночного портье”. Заглядываю — сидит полный зал. Грызут семечки, молодежь, подростки, по виду — шпана. Закончился фильм — выходят из зала притихшие. Я остановил одну девочку-подростка, представился и говорю: “Кино-то понравилось?” А она в ответ: “Дядя, вы не врете!” Это было для меня самой высокой оценкой. Уверен, и актер, и режиссер должны быть предельно честными и искренними в своей работе. Я убежден: в искусстве интересно только то, что социально. Любое кино — будь то историческая лента или фантастика — должно иметь привязку к сегодняшнему дню. Но это не значит, что нужно “осовременивать” классику. Гений на то и гений, чтобы видеть на века вперед. А то иногда видишь на экране: Гамлет гоняет в футбол, а Борис Годунов одет в тельняшку. Это не новое видение, а режиссерское бессилие. Пришла пора мощно работать: есть интересные режиссеры, есть актеры. Сейчас на экранах еще много пены, предстоит борьба, но, думаю, истина победит.
— В советские времена происходить из рода аристократов было небезопасно. А сейчас — модно...
— Мы — столбовые дворяне. Впрочем, я бы гордился своим родом точно так же, если бы происходил из крестьян или из потомственных рабочих. Говорить о своем дворянском происхождении я начал только тогда, когда стали спрашивать. Впервые спросили пять лет назад, на телевидении... Все  мои предки — из Питера. Прадед был заметным человеком в государстве, владел четырьмя заводами, заседал в Думе, был крупным меценатом. Сейчас вышла книга “Русские Медичи” Михаила Галина. Из нее я узнал о моем предке то, что даже в семейных преданиях не сохранилось. Он оставил значительный след в российской истории. На таких Россия держится!
— Не мешало ли вам при Советском Союзе ваше дворянское происхождение?
— Мой дед был репрессирован и расстрелян в 1941 году. Отец исчез из семьи, когда мне было два года: быть родственником репрессированных было опасно. Когда я вырос, взял фамилию матери. А своим настоящим отцом, одним из самых близких людей, всю жизнь считал отчима, который не побоялся быть рядом с моей матерью, потому что любил ее. В детстве я часто слышал, как мама и бабушка плакали ночами. Меня не хотели принимать ни в октябрята, ни в пионеры. Я сам купил себе пионерский галстук и тайком надевал его дома, а на улице носил в кармане. Когда мои одноклассники об этом узнали, они после уроков стали меня бить. Я был парнем крепким, но тихим: даже “дурак” никогда не говорил. А тут как стал отбиваться! В общем, выгнали меня из школы N 8 Магнитогорска в школу N 16, где одна шпана училась. И я этому очень рад: там я познакомился с настоящими людьми. В последних классах школы мечтал быть хирургом и даже учился какое-то время в мединституте.  Помню, подрабатывал в реанимации: там старушки лежали, уже смертницы. А я им стал анекдоты рассказывать, так одна со смеху даже с кровати упала. И все мои “пациентки” выжили! Но вскоре я понял, что с нашей фамилией выбиться в люди очень непросто. И тогда я решил, что былую славу рода надо восстановить, а сделать это легче всего, если стать актером.
— С белорусской землей связаны друзьями?
— Считаю, что друг может быть только один. Когда кто-то говорит: у меня много друзей, я не верю. Настоящим, единственным другом для меня стала моя жена Ирина. Но это не значит, что я замкнут и угрюм — я человек очень общительный, и в Беларуси у меня есть товарищи, знакомые, коллеги. А дружба — это как настоящая любовь. Между мной и моей женой 24 года разницы, и когда журналисты спрашивают, не много ли это, я всегда отвечаю: в любви возраста нет! И выше любви ничего нет!
— Герои, которых вы сыграли сильные, мужественные, даже жесткие. Они похожи на вас?
— Режиссеры почему-то воспринимают меня жестким. А я по нутру не жесткий, а добрый и мягкий человек. Но не каждый режиссер может это рассмотреть, поэтому я и решил заниматься режиссурой сам.

ДНЕВНИК ФЕСТИВАЛЯ

Лидером зрительского голосования на XIII Минском международном кинофестивале “Лiстапад-2006” является российский фильм “Мне не больно” режиссера Алексея Балабанова. Оценка зрительского жюри — 9,12 балла. Белорусский фильм “Я помню” режиссера Сергея Сычева на третьем месте. Зрительское жюри поставило ему 9,08 балла.

Гран-при “Приз зрительских симпатий” VIII Минского международного фестиваля детского и юношеского кино “Лiстападзiк-2006” удостоен художественный фильм “Водяная бомба для кота-толстяка” режиссера Вариса Брасла из Латвии.
Специальным дипломом “За режиссерский дебют” отмечен белорусский режиссер Дмитрий Сущевич за картину “Змея”. А мультфильму “Волшебная лавка” нашей соотечественницы Елены Петкевич присужден диплом “За красоту и фантазию”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter