Александр Осенко: «Телевидение — это последний форпост достоверной информации»

Знакомимся с новым руководителем СТВ

С февраля нынешнего года на СТВ новый генеральный директор — Александр Осенко. Ранее он занимал должность директора КУП «Новополоцкое кабельное телевидение «Вектор», а также руководил телеканалом «Звязда». Какую медийную стратегию выберет новый руководитель для СТВ на ближайшее время? Хватит ли ресурсов телеканалу на грандиозные замыслы? О новых источниках доходов, об уникальном коллективе столичной кнопки и ожиданиях зрителей — в нашем сегодняшнем разговоре с Александром Осенко.


— Александр Александрович, уже определились с тем, как будете выигрывать информационную войну?

— По своей сути я математик, люблю анализировать информацию. Все процессы, происходящие в обществе, можно и нужно проверять цифрами, если мы говорим о профессионализме. Поэтому в ближайшее время ставку мы будем делать на развитие аналитических программ — это на телевидении. Параллельно расширим свое присутствие в новых медиа. Слухи о смерти линейного ТВ считаю преждевременными, мы видим, что основным источником контента на цифровых платформах остаются телекомпании. А в интернет уходят цитаты и комментарии из телестудий. Наши журналисты запускают стримы в YouТube и «ВКонтакте», нарабатывают свою аудиторию в телеграм-каналах, так что контент СТВ в гаджетах расходится массовым тиражом. Считаю, уникальность нашего времени состоит в том, что на телевидении появились настоящие патриоты, такие как Гриша Азарёнок, Евгений Пустовой, Андрей Лазуткин, Андрей Муковозчик. Профессионалы, которых финансовая сторона вопроса волнует меньше всего, они готовы сутками напролет биться за правду на всех информационных площадках, какие только есть. 
Но как руководитель считаю, что любая качественная работа должна оплачиваться, поэтому моя задача — сохранить коллектив, внушить мысль, что они должны делать свое дело и делать его хорошо. А достойная зарплата — моя забота.
— Но рекламный рынок «схлопнулся» не только в Беларуси. От львиной доли проектов отказываются телекомпании во всем мире. Где СТВ планирует изыскивать ресурсы на развитие новых медиа?

— Теневая реклама, присутствовавшая на нашем рынке, благодаря принятию указа о СМИ сейчас выходит на свет. Вот на эти бюджеты, которые будут аккумулироваться в Министерстве информации, мы можем рассчитывать, производя национальный контент. Есть и другие источники дохода. Например, продажа прав операторам электросвязи. Долгие годы они закупали контент иностранных каналов, оплачивая его в полной мере, а за национальные практически не платили, забирали почти даром. Судя по рейтингам нового медиаизмерителя, 50 процентов телесмотрения — это группа национальных каналов: Белтелерадиокомпания, ОНТ, СТВ. Без них пакеты кабельщиков абоненты не будут покупать от слова совсем. Так вот я в корне не согласен, чтобы те, кто идет локомотивом, оплачивались по остаточному признаку. 
Этот перекос мы сейчас устраняем: выставили операторам связи плату за контент наших национальных телеканалов по минимальной границе рыночной стоимости. Когда вопрос отрегулируется, этот доход станет для нас хорошим подспорьем.
— Александр Александрович, что послужило катализатором вашего назначения на СТВ?

— Думаю, решающим фактором все-таки стало то, что телеканал «Звязда» в короткие сроки выбился в лидеры эфира. В 2018 году мы сделали ставку на патриотизм, хотели донести нашим зрителям достоверную информацию о событиях Великой Отечественной войны, ее героях. Если смотреть по статистике, это было очень результативно. По сравнению с областной телекомпанией, например, наши просмотры выросли в три раза. В рейтинге 200 телеканалов, в том числе иностранных, которые смотрят белорусские зрители, мы выходили на 29‑ю, затем 21‑ю и 19‑ю строчку. 


Самым большим прорывом для нас стал январь 2020 — 2021‑го, когда «Звязда» заняла 11‑ю позицию рейтинга. Это о чем говорит? Правдивая информация о нашей истории востребована. Причем не только людьми старшего поколения. 
Как ни парадоксально, когда мы с брендированными микрофонами стали кататься по республике, нас начали узнавать и подростки: «А, вы телеканал «Звязда»? Мы вас знаем». Так что, считаю, цель была достигнута: нас начала смотреть молодежь. Она уже не забудет подвиг советского солдата, а ту историю, которую ей навязывает Голливуд, будет подвергать сомнению.

— Вы долго раздумывали, принять ли приглашение на СТВ?

— Если бы мне полгода назад сказали, что буду медиаменеджером в национальной телекомпании, я бы не поверил. Но предложение не обдумывал. Сразу ответил: «Есть!» Сейчас в стране руководители медиа высшего состава — это абсолютно профессиональная, сплоченная команда. Я в нее попал и очень благодарен коллегам за помощь, они всегда поддерживают советами. Благодаря такой взаимовыручке я быстро адаптировался. 
Мы все прошли 2020 год. Я лично пережил все виды травли, от угроз в сети до булыжника в спину в ночь выборов. 
Но получил прививку от этой всей ситуации еще в 2011 — 2012 годах, когда в Новополоцке на канале «Вектор» мы создавали репортаж о футбольных фанатах и вышли на возрождение нацизма в Украине. Нами был сделан большой материал о том, как бойцы нацотрядов проходили там подготовку. Со мной как с автором сюжета потом эти фанаты судились, один из фигурантов дела даже забил свастику на своей груди татуи­ровкой лошадиной головы. Но это не помогло, суд мы выиграли, потому что предоставили неопровержимые доказательства. Тогда во время суда меня и захлопывали, и угрожали, и обрисовывали лестничную площадку. Так что 2020 год не стал для меня откровением, как и нынешние события в Украине: процессы, которые мы сегодня наблюдаем, начались отнюдь не со спецоперации. 
Умные люди сделали вывод и понимают, что именно мы сейчас защищаем в Беларуси, какие ценности. 
И все руководители национальных телеканалов это понимают: вот здесь линия фронта и мы делаем одно дело. В сплоченности и есть сила сегодняшнего информационного пространства в РБ.

— Какими проектами порадуете зрителей в новом сезоне?

— Идей у коллектива СТВ много, повторюсь, журналистский потенциал телекомпании просто колоссальный. Но конкретные названия проектов и их концепцию пока не хотелось бы раскрывать. С коллегами с других телеканалов у нас нет конкуренции, но есть, как сказал ­Президент, социалистическое соревнование. И мне очень понравилось это выражение. Да, мы делаем одно дело, но у каждой компании есть свои маленькие профессиональные секреты. В начале сезона вы сами все оцените, мы сумеем вас по-хорошему удивить. Добавлю, что на сегодняшний день телевидение — это последний форпост достоверной информации. Мы не можем позволить себе фейки или непроверенные факты, за это нас, надеюсь, и ценят наши зрители.

viki@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter