О стратегии в ЕАЭС и грядущем политическом кризисе на Западе. О чем еще говорил Лукашенко на саммите в Бишкеке

Александр Лукашенко: в ЕАЭС в принципе не должно оставаться барьеров во взаимной торговле

Производства будущего, расчеты в национальных валютах, устранение препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС. Какие еще стратегические задачи для Евразийского экономического союза озвучил ­Президент Беларуси в Бишкеке

Лидеры стран ЕАЭС встретились в пятницу в столице Кыргызстана. Последний раз заседания Высшего Евразийского экономического совета в очном формате проходили в 2019 году, с 2020‑го все саммиты проводились в онлайн-режиме. Нынешний разговор проходил на фоне перестройки глобальной экономической архитектуры и стал хорошей возможностью детально обсудить планы на будущее. ­Президент Беларуси обратил внимание на важный факт: принятые в рамках ЕАЭС решения позволили существенно снизить негативный эффект от санкционного давления и поддержать ведущие отрасли экономики. Александр Лукашенко убежден:
— Останавливаться ни в коем случае нельзя. С учетом фундаментальных изменений в мире наряду с решением текущих задач нам надо уделить самое пристальное внимание стратегическим направлениям развития союза. В связи с этим хочу подчеркнуть архиважность дальнейшего углубления внутрисоюзной интеграции и необходимость международного позиционирования нашего союза.

О стратегии в ЕАЭС и скором политическом кризисе на Западе

Выступление ­Президента Беларуси Александра ­Лукашенко на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Бишкеке

Уважаемые друзья!

Прежде всего традиционно хочу поблагодарить ­Президента Кыргызской Республики за радушный прием и высочайший уровень организации нашей встречи. Полагаю, сегодняшний разговор станет логичным продолжением состоявшегося диалога на площадках Шанхайской организации сотрудничества и СНГ.
Мы видим, что примитивная штамповка коллективным Западом бездумных пакетных экономических санкций против Беларуси и России начинает затихать. Все, что можно было запретить и ограничить, пусть даже и себе во вред, наши контрпартнеры уже сделали. Теперь для них пришло время осознания и оценки последствий.
Слова про энергетический и продовольственный кризисы уже звучат со всех трибун. Не надо быть провидцем, чтобы предположить: скоро в отдельных странах к этим двум кризисам может добавиться и третий — политический. Симптомы налицо. Внутренние критические оценки, в первую очередь со стороны населения и бизнеса, в ряде западных государств слышны все громче. Заявления чуть ли не об экономическом коллапсе в наших странах сменились трезвыми суждениями обозревателей, аналитиков, отдельных политиков о том, что санкции ударили по самим инициаторам гораздо больше.

Конечно, мы реально смотрим на вещи и не ожидаем, что этот накат в ближайшем будущем (вот завтра) ослабнет.
Мы уже в определенной степени в общем‑то закалились. Самое главное, мы не допустили падения уровня благосостояния граждан.
Достигнуто это в том числе и благодаря нашим совместным мерам по противодействию внешнему давлению и обеспечению устойчивости национальных экономик ЕАЭС. Принятые в рамках Евразийского экономического союза решения позволили существенно снизить негативный эффект от санкционного давления и поддержать важные отрасли экономики.

Но останавливаться ни в коем случае нельзя.  


С учетом фундаментальных изменений в мире наряду с решением текущих задач нам надо уделить самое пристальное внимание стратегическим направлениям развития союза. В связи с этим хочу подчеркнуть архиважность дальнейшего углубления внутрисоюзной интеграции и необходимость международного позиционирования нашего союза.

Что касается стратегических задач, необходимо, во‑первых, в кратчайшие сроки обеспечить реальный выход на реализацию совместных проектов по созданию современнейших производств. Фактически производств будущего. Это обязательный элемент нашего экономического суверенитета. Сегодня мы сделаем еще один шаг в данном направлении: рассматриваем вопрос о наделении органов союза полномочиями по финансовому содействию промышленной кооперации за счет средств бюджета ЕАЭС. Возможность субсидирования процентных ставок по кредитам позволит вывести финансирование конкретных промышленных проектов Евразийским банком развития на качественно новый уровень.

Второе. Необходимо во что бы то ни стало оздоровить кровеносную систему нашего союза. Я говорю о финансах. Уже всем понятно, эпоха доминирования доллара завершается.  
Будущее за торговыми блоками, расчеты в которых будут производиться в национальных валютах.
Беларусь и Россия уже ушли в основных расчетах от доллара. Важно, чтобы и другие партнеры активно подключились к этому процессу.



Третье. На заседании Высшего совета в мае этого года мы договаривались предметно рассмотреть вопрос об устранении препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС.
Считаю, что у нас в принципе не должно оставаться барьеров во взаимной торговле. Это суть организации нашего союза.
Это решит две главнейшие задачи: по обеспечению национальных рынков товарами критического импорта и координации действий при экспорте стратегически важных товаров, в первую очередь продовольствия.

Но сегодня реальность такова, что мы по‑прежнему продолжаем бороться с последствиями решений, принимаемых в одностороннем порядке на национальном уровне: то лес вывезти на экспорт не можем, то международных автоперевозчиков не пропускаем. При этом поиск взаимоприемлемых решений по проблемным вопросам растягивается на долгие месяцы. Совещаний порой много — решений мало. Считаю, что комиссия должна максимально усилить работу в указанном направлении.


Четвертое. Нужно также уделить первостепенное внимание повышению международного авторитета и конкурентоспособности нашего союза. Последние события показали, что далеко не все согласны с дальнейшим существованием однополярного мира. Как следствие, растет роль таких интеграционных объединений, как ШОС, БРИКС. И наш союз — ЕАЭС — должен идти с ними в ногу. Более того, полагаю, настало время для проведения саммита стран — членов ЕАЭС, ШОС и БРИКС. Эти страны разделяют наши подходы о необходимости уважения разных культур, взглядов, политических систем. Возможно, отдельные государства АСЕАН захотят принять участие в такой встрече.

Стержневыми пунктами повестки саммита могли бы стать вопросы экономического взаимодействия (например, формирование региональных торговых блоков, использование национальных валют), а также темы энергетики и безопасности.

Этот вопрос актуально звучит особенно в плане того, что в будущем году председательство берет на себя Российская Федерация. Думаю, что будет легче при председательстве России организовать подобное мероприятие.


Необходимо четко и последовательно заявлять о своем присутствии на карте мира и через дальнейшее расширение зон свободной торговли с теми государствами, которые в этом заинтересованы.

Сегодня мы принимаем решение о начале переговоров по заключению соглашения о свободной торговле с Объединенными Арабскими Эмиратами. Для нашего союза это прежде всего знаковый политический шаг.
В то время как нас пытаются расколоть и изолировать, мы планомерно расширяем торговое сотрудничество с нашими партнерами.
Уже на завершающем этапе переговоры о зонах свободной торговли с Ираном и Египтом. На подходе начало переговоров с Индонезией и Монголией. Заключение таких соглашений помимо экономических бонусов демонстрирует тщетность попыток коллективного Запада удушить нас санкциями.


Уважаемые коллеги!

Развитие евразийской экономической интеграции сопряжено с преодолением целого ряда трудностей и препятствий. Но тем отраднее отметить, что текущий год прошел весьма продуктивно. И большая заслуга в этом принадлежит всем нам.

Особую благодарность хочу выразить Садыру Нургожоевичу за качественно проделанную работу в рамках председательства в ЕАЭС. Я уже сказал по результатам узкого нашего заседания (заседание Высшего Евразийского экономического совета в узком составе. — Прим. ред.): мы как никогда предметно и глубоко обсудили повестку дня и очень актуальные вопросы, которые выносились на это узкое заседание. В этом большая заслуга нашего председателя.

Одновременно хочу пожелать успехов Владимиру Владимировичу Путину, принимающему сегодня эстафету председательства на следующий год. Мы все будем стараться в будущем году, чтобы большие шаги наш союз сделал к тем целям, которые мы перед собой поставили.

Благодарю вас за внимание.

О чем говорили лидеры стран ЕАЭС на саммите в Бишкеке

­Садыр Жапаров, Президент Кыргызстана:

— В результате совместных скоординированных мер по обеспечению продовольственной безопасности стран союза весной этого года нам удалось избежать дефицита продовольствия. Важным шагом, предпринятым нами для удержания общей финансовой устойчивости, стали совместные меры по увеличению расчетов в национальных валютах при осуществлении взаимной торговли. Поступательное движение в этом направлении позволило перевести более чем 75 процентов взаимных расчетов на национальные валюты, а также обеспечить выход на валютные торговые площадки России. Считаем, что эта перспектива позволит не только диверсифицировать наши валютные портфели, но и сократить давление импортируемой инфляции.

Никол Пашинян, Премьер‑министр Армении:

— Армянская сторона считает приоритетной последовательную реализацию договоренностей, направленных на создание общих рынков энергоресурсов. Мы готовы проявить гибкость для достижения консенсуса и обеспечения баланса всех государств — членов ЕАЭС по нерешенным вопросам с целью использования преимуществ и потенциала общего рынка газа союза в полной мере. Важным элементом экономической интеграции на евразийском пространстве является промышленное сотрудничество. В этом контексте мы даем старт новому механизму по финансовой поддержке промышленной кооперации. Убежден, что данный инструмент финансирования будет способствовать технологическому развитию наших государств.

Касым‑Жомарт Токаев, ­Президент Казахстана:

— Необходимо обеспечить свободный транзит товаров по территории государств — членов ЕАЭС, ликвидировать все случаи ограничения перемещения, квотирования и задержания грузов, проходящих транзитом через нашу общую таможенную территорию. Такие ограничения не соответствуют цели и духу экономического сотрудничества в ЕАЭС. Ни о каком притормаживании интеграционных процессов со стороны Казахстана не может быть и речи. Отдельные вопросы крайне чувствительны для сторон — прагматизм и детальная проработка каждого шага должны превалировать над стремлением уложиться в запланированные сроки. Считаю абсолютно правильным подходить к реализации стратегии поэтапно, с учетом национальных интересов всех стран‑участниц.

Абдулла Арипов, Премьер‑министр Узбекистана (является страной‑наблюдателем в ЕАЭС):

— Узбекистан выступает за дальнейшее углубление кооперационных связей с государствами ЕАЭС. Сегодня со странами объединения успешно реализуется ряд крупных проектов, создаются индустриальные технопарки и кластеры, центры промышленной кооперации, модернизируется инфраструктура. Только с начала года в Узбекистане создано свыше тысячи новых предприятий с инвестициями из стран ЕАЭС. А их общее количество приблизилось к пяти тысячам. Важная задача — формирование новых устойчивых производственных цепочек, которые будут способствовать стабильному индустриальному развитию наших стран. В этом контексте необходимо ускорить разработку и принятие совместной дорожной карты по поддержке кооперационных связей и углублению локализации. Наиболее актуальны вопросы диверсификации транспортных маршрутов, упрощения процедур и цифровизации перевозок, развития новых логистических сетей.

Владимир Путин, ­Президент Российской Федерации:

— В текущем году в ЕАЭС принят ряд принципиальных решений, направленных на снятие остающихся таможенных и административных барьеров. Я не могу не согласиться с Александром Григорьевичем, когда он говорит, что нам нужно эффективнее работать по устранению этих барьеров: это правда, они мешают свободной торговле между нашими странами, и мы должны над этим энергичнее работать. Ускорилась работа по переходу на национальные валюты во взаимных расчетах — здесь тоже Александр Григорьевич прав — процесс создания общей платежной инфраструктуры и интеграция национальных систем передачи финансовой информации. Государства «пятерки» тесно взаимодействуют в сфере транспорта и логистики, растут объемы взаимных грузоперевозок… В рамках ЕАЭС сейчас реализуется целый ряд интеграционных инфраструктурных проектов, нацеленных на создание и эффективное использование магистральных международных коридоров Восток — Запад и Север — Юг. Много заинтересованных стран проявляют себя и хотят присоединиться к этим проектам.

Новая страница интеграции

От простой торговли — к инвестиционному развитию: основные итоги саммита ЕАЭС

Прошедший в Бишкеке саммит ЕАЭС показал, как все‑таки важно решать актуальные вопросы в очном формате. И как жизненно необходимо в этом неспокойном мире поддерживать и углублять союзническую интеграцию. Особенно в условиях глобальной экономической турбулентности. Устранение препятствий на внутреннем рынке, финансирование промышленных кооперационных проектов, расширение сотрудничества с дружественными странами — эти и другие темы были в центре внимания лидеров стран — участниц союза на заседании Высшего Евразийского экономического совета. Резюмируем основные итоги саммита.

С хорошим чувством

Первое, на что хочется обратить внимание, — отличное настроение участников. И журналисты, и члены официальных делегаций отмечали, что в целом встречей лидеры остались довольны. А как иначе: это был первый очный саммит за три года. Во‑вторых, несмотря на то что закрытое заседание в узком формате прошло в форме диалога и дискуссии, а не программного выступления, практически все запланированные важные моменты удалось согласовать.
Хорошее настроение задал и белорусский лидер: в кулуарах активно обсуждали его шутку про немецкий автомобиль. Фраза Александра ­Лукашенко: «Мерседесы» слабые. Не заводятся» — взбудоражила представителей СМИ.
Некоторые наши коллеги из других стран даже поспешили выдать такие новостные заметки: «Немецкий Mercedes‑Benz внезапно подвел белорусского лидера Александра ­Лукашенко. На встречу Высшего Евразийского экономического совета ­Президент Беларуси пришел на своих двоих, сославшись на поломку машины». Пришлось пресс‑секретарю ­Президента Кыргызстана объяснять тем, у кого плохо с чувством юмора: Александр ­Лукашенко к месту проведения саммита пришел пешком, поскольку прилетел накануне саммита и уже находился в одном из домиков резиденции «Ала‑Арча».

Не знаем, как там после такой шутки у «Мерседеса» пойдут продажи, но то, что пиар от первого лица получился отличный, — однозначно…

Действенный инструмент

Возвращаясь к важным договоренностям, хочется отметить прежде всего принципиальное решение об источниках и механизмах финансирования промышленных кооперационных проектов в рамках союза. ­Президент Кыргызстана Садыр Жапаров по итогам саммита так оценил это решение:
— Мы заложили основу для финансирования промышленной кооперации, поручили разработать соответствующие акты.
Подробности белорусским журналистам в кулуарах рассказал вице‑премьер Игорь Петришенко:

— Евразийская экономическая комиссия будет наделена правом 10 процентов от антидемпинговых и других компенсационных пошлин направлять на субсидирование процентной ставки по кредитам, которые получены под наши совместные проекты. Это такой реальный финансовый инструмент, который позволит развивать производственную кооперацию и поддерживать совместные программы в рамках ЕАЭС.

По словам председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаила Мясниковича, принятое решение — это новая страница в евразийской интеграции. Меры поддержки интеграционных проектов приняты в первую очередь в высокотехнологичных отраслях, где страны ЕАЭС имеют высокий уровень собственной компетенции.
— Мы отобрали 158 проектов, 25 отраслей на общую сумму 270 миллиардов долларов, — озвучил цифры председатель Коллегии ЕЭК. — Это серьезная поддержка реального сектора экономики, мы будем прирастать новыми проектами и новыми производствами, в которых на сегодняшний день нуждается Евразийский экономический союз.
Руководитель ЕЭК подчеркнул, что это фактически старт инвестиционной политики союза:

— Договор 2014 года — это в основном торговый договор. Сейчас мы вступаем эволюционным путем в процесс инновационного и инвестиционного развития.

Выгодные направления

Еще одна договоренность саммита — переговорный процесс по заключению соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и ОАЭ. По словам заместителя Премьер‑министра Игоря Петришенко, это выгодное решение и для всего союза, и для двустороннего сотрудничества между Беларусью и Объединенными Арабскими Эмиратами:

— Мы планируем, что по тарифным группам товарооборот (Беларуси и ОАЭ. — Прим. ред.) увеличим примерно на 14 миллионов долларов (экспортную составляющую) — на 17 процентов.

На саммите в Бишкеке главы государств также согласовали бюджет Евразийского экономического союза на 2023 год. Он составит более 8,7 млрд российских рублей и будет примерно на 10 процентов выше, чем в 2022-м. Эти средства направят на развитие цифровизации, а также остальных совместных проектов.

Безбарьерная среда

Работа по устранению существующих барьеров стала одним из центральных вопросов на саммите в Бишкеке.

— Мы и в дальнейшем будем отрабатывать механизмы, чтобы эти барьеры не допускать. Ключевой аспект здесь — это равные подходы к главным элементам: единый рынок газа, единый рынок нефти и нефтепродуктов и единый электроэнергетический рынок. Как только мы выработаем единые подходы в базисе, тогда все остальные аспекты отпадут сами собой, — резюмировал заместитель Премьер‑министра.

АКЦЕНТ

Перед новым годом в Санкт‑Петербурге планируется провести неформальный саммит глав государств СНГ

Председательство в ЕАЭС от Кыргызстана переходит к России. Поэтому следующий саммит лидеров стран — участниц союза пройдет на территории РФ. Он запланирован на 24 — 25 мая 2023 года. Место встречи определят в рабочем порядке. А до конца этого года еще раз встретятся президенты стран СНГ. Владимир Путин пригласил своих коллег на неформальный предновогодний саммит государств Содружества в Санкт‑Петербург.

КАКИЕ ЕЩЕ ВОПРОСЫ РАССМОТРЕЛИ НА САММИТЕ

Главы государств ЕАЭС подписали протокол, вносящий изменения в порядок взимания НДС при оказании услуг в электронной форме на территории союза, утвердили Оновные направления международной деятельности ЕАЭС на 2023 год, перечень приоритетных направлений для либерализации услуг, а также приняли решение о расширении единого рынка услуг Евразийского экономического союза, куда с 1 января 2023 года перейдут 14 секторов услуг.

Помимо этого, решено создать вспомогательный орган — Совет руководителей уполномоченных органов государств — членов ЕАЭС в сфере энергетики. 

konoga@sb.by

Минск — Бишкек

О заявлениях Меркель, конфликте в Украине и ценах на газ

­Президент Беларуси на полях саммита в Бишкеке ответил на вопросы российских журналистов

«Она поступила мелко, мерзко, хочет быть в тренде»

Один из вопросов касался недавних заявлений бывшего канцлера Германии Ангелы Меркель. Суть ее высказываний сводится к тому, что мирные переговоры в Минске и заключенные Минские соглашения по урегулированию ситуации в Украине она рассматривала как возможность дать Киеву время нарастить силовой и военный ресурс.

Александр ­Лукашенко прокомментировал эти откровения таким образом:

— Должен вам сказать, я Владимиру Владимировичу (Путину. — Прим. ред.) свою точку зрения насчет этого высказал. Если это так было бы, как она говорит, это отвратительно. Но это не так. И то, как есть на самом деле, это не просто отвратительно — это мерзко… Я тоже этого не ожидал. И ­Президент России об этом сказал: он не ожидал такого выпада от Ангелы Меркель.  
Она поступила мелко, мерзко. Она хочет быть в тренде. Минские соглашения и позиция Меркель, как и других, в том числе и Порошенко, были тогда очень серьезны.
 Представляете, после минских заседаний весь мир говорил о том, что наконец‑то сделали шаг и подписали эти соглашения. Прекратилась война, перестали гибнуть люди. Все это позитивно оценивали.

­Президент Беларуси уверен, что не все так просто, как сейчас звучит в аналогичных заявлениях Ангелы Меркель и Петра Порошенко:

— Сегодня на том фоне разговаривать о том, что они с Порошенко, этот Олланд (экс‑президент Франции Франсуа Олланд. — Прим. ред.), которого она за руку водила на моих глазах… Они якобы провели тайную операцию, обманули всех, прежде всего Россию, Путина, и всех в мире. Дали паузу, возможность украинскую армию подготовить к этой войне… Если бы это было так, это слишком просто. Вот обманули, подготовились к войне и воюют сейчас. Ну, если это так (это не так), чего тогда выть и стенать, что идет война? Вы к ней готовились.

Глава государства поделился информацией, что в 2021 — 2022 годах с Донбасса должна была начаться война против России:
— Мы точно знаем (в ближайшее время, я Путину сказал, мы обнародуем эти факты), как они должны были после 2020 года — мятежа в Беларуси, если сложится ситуация и выйдут на границу Смоленской области с войсками НАТО (захватят у нас власть), начать войну против России с Донбасса.
Причиной, по словам белорусского лидера, должен был послужить посыл, что «Россия захватила чужие территории»:

— Оттуда должна была начаться война в 2021‑м, может, в 2022 году. Россия сработала на опережение. Поэтому не надо Россию упрекать в силу заявлений Порошенко, Меркель, лживых заявлений, что Россия начала войну. Они — Меркель и Порошенко — хотят показать свою значимость. Что украинская армия, смотрите, воюет, сопротивляется одной из сильнейших армий мира потому, что «мы обманули тогда в Минске всех, и мир весь обманули, и Россию и так далее». Мелко и мерзко. Не похоже на Меркель. Неправда, что они это делали для того, чтобы обмануть. Все было серьезно.

«Никакой бы войны не было»

­Президент Беларуси уверен, что в случае реализации Минских соглашений Украина была бы целостной и никакой бы войны не было:
— Уже бы вот к этому времени, если бы пошли тем путем, что предлагал Путин, и договор был заключен, сегодня, кроме Крыма, Украина была бы целостной. Никакой бы войны не было.
Александр ­Лукашенко напомнил, что в то время передавал информацию, пожелания и требования от ­Президента России Владимира Путина тогдашнему руководителю Украины Петру Порошенко и наоборот:

— Я как‑то говорил, что Путин в последний раз передал Порошенко, что поможем то, что разрушено, восстановить. А разрушения были минимальные. Но они на это не пошли. Они готовились к войне. Но тогда так никто не думал, как сегодня говорят Меркель и Порошенко. Если обманывали и готовились к войне, это отвратительно. А то, что говорит сегодня Меркель, вторя Порошенко, — это мерзко. Это тренд. И они хотят в нем быть. Второе: Меркель не хочет, чтобы ее сегодня на фоне событий в Украине обвиняли: «Ну, ты там, ты же ездила с Олландом, представляла Европу, и ты толкала Украину не туда, куда надо!» Она начинает оправдываться. Еще раз подчеркиваю: мерзко и недостойно. Лучше сидела бы и не вылазила. Этим самым она перечеркнула все то, что она делала и для Германии, и для Европейского союза. А мы к ней относились серьезно. И Россия к ней относилась серьезно. Но, как видите, ошиблись. Она оказалась такой же мелкой, как сегодняшние все лидеры Европы.

«Если хотите мира — надо сесть за стол переговоров»

Журналисты поинтересовались, обсуждал ли белорусский лидер в беседе с Владимиром Путиным вопросы конкретных территорий, в частности, Херсона, Луганска, Донецка, Запорожья. Александр ­Лукашенко подчеркнул, что на встречах с российским ­Президентом речь всегда шла преимущественно о необходимости вести переговоры для прекращения конфликта в Украине:

— Мы всегда говорили о договоре, о прекращении войны, о том, чтобы война эта прекратилась. Об этом мы в целом говорили всегда. Помните и мои высказывания, и его, что Зеленскому просто не дают это сделать. В этом контексте мы разговаривали. Но никогда не обсуждали конкретные территории: Херсон, Луганск, Донецк и так далее, кто кого должен освободить…

Если президент Украины сейчас будет требовать от России уйти с территорий Херсона, Запорожья, Луганска, Донецка, это значит, что переговоров не будет, уверен Александр ­Лукашенко:

— Это предварительное условие, которое неприемлемо для России. На данном этапе, мне кажется, Россия вообще может не принять эти условия: уходите с Запорожья, Херсона и так далее. Нельзя такие требования выдвигать Российской Федерации. По многим причинам.  
Если хотите мира — надо сесть за стол переговоров и там в тишине, спокойствии обсуждать все вопросы: кто что должен освободить — или Россия, или Украина. Если этих шагов нет, читай: они не хотят этих переговоров и разговоров.

«Главное — равные условия»

Спросили представители СМИ и о том, как проходят переговоры по формированию единого рынка газа. ­Президент отметил, что газовые и энергетические вопросы поднимались в том числе и на состоявшемся саммите ЕАЭС. Все стороны высказали свою позицию. Александр ­Лукашенко напомнил, что он и ­Президент России договорились в ближайшее время встретиться по экономическим проблемам:

— Обсудить вопросы безопасности, но главное — экономические проблемы. Мы там будем обсуждать эту проблему по энергоносителям.

Александр ­Лукашенко напомнил, что в 2025 году партнеры по ЕАЭС должны выйти на единые энергетические рынки, в том числе по газу:

— Ну и договорились, что мы будем спокойно идти, на большее не способны. И не только Россия, как оказывается, не готова к таким резким движениям, но практически все страны, которые сегодня добывают или покупают, к примеру, газ. Поэтому договорились, что в двустороннем формате (на данном этапе будут решать соответствующие вопросы. — Прим. ред.). Договорились, поскольку с 2025 года рынок будет работать: давайте не будем друг друга тут терзать, а на двусторонней основе урегулируем этот вопрос.

В связи с этим Александр ­Лукашенко рассказал, что главное в цене на российский газ и устраивает ли она Беларусь:
— Вопрос не в том, какие цены у нас. Вопрос, если уж мы пошли на глубокую кооперацию с Россией (как раз причина этому и бешенство в мире, и войны, и пандемия, и прочее), в том, чтобы при нашей теснейшей интеграции для субъектов хозяйствования были равные возможности.
 ­Президент привел пример с тепличным хозяйством, где очень большой удельный вес энергоресурсов в конечной стоимости продукции:

— Если вы получаете по 60 или 80 долларов, а мы на границе получаем 120 долларов, к примеру, газ, ну какие здесь равные условия. Я не смогу товар свой продать у вас на рынке. А если и могу, то мне надо зарплаты урезать и прочее‑прочее, чтобы конкурировать в цене. 

Поэтому главное — равные условия. Пусть газ будет и 1600 долларов, как в Европе, не дай бог, конечно. Но равно в России и Беларуси. Вот это для нас важный элемент. Мы договоримся.

«Мы удовлетворены российским рублем»

Следующий вопрос Главе государства касался отказа от использования доллара в расчетах между странами. ­Президент на это заметил, что к такому решению нас подтолкнули обстоятельства и это был вынужденный шаг. Однако каких‑то проблем в связи с этим Александр ­Лукашенко не видит:

— Когда нас вынудили, я сказал: «Ну и ничего, мы удовлетворены российским рублем».

Более того, напомнил ­Президент, Беларусь сама выступала инициатором перехода на российский рубль в расчетах за энергоресурсы:

— Мы давно, если помните, России предлагали: «Давайте торговать за российский рубль». — «Нет, давайте за доллар». И мы вынуждены были этот доллар зарабатывать неизвестно где и потом платить за нефть, газ.  
Сегодня нас удовлетворяет состояние расчетов в российских рублях.
КАК ОТРЕАГИРОВАЛ ВЛАДИМИР ПУТИН НА ВЫСКАЗЫВАНИЯ МЕРКЕЛЬ ПРО МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

­Президент России в пятницу на пресс‑конференции в Бишкеке также прокомментировал заявления экс‑канцлера Германии:


— Честно говоря, для меня это было абсолютно неожиданным. Это разочаровывает. Я, откровенно говоря, не ожидал услышать это от бывшего федерального канцлера. Я всегда исходил, что руководство Федеративной Республики ведет с нами себя искренне. Да, оно, конечно, на стороне Украины находилось, поддерживало Украину, но мне все‑таки казалось, что руководство ФРГ искренне стремилось к урегулированию на принципах, о которых мы договорились и которые были достигнуты в том числе и в рамках минского процесса.

По словам Владимира Путина, откровения Меркель доказали, что Россия сделала все правильно в плане начала специальной военной операции:

— Потому что, оказывается, все эти Минские соглашения никто не собирался исполнять. Руководство Украины словами бывшего президента Порошенко тоже об этом сказало. Но я все‑таки рассчитывал, что другие участники этого процесса были искренни с нами. Оказывается, и они тоже нас обманывали. Смысл заключался только в том, чтобы накачать Украину оружием и подготовить к боевым действиям. Видимо, мы поздно сориентировались, честно говоря. Может, и раньше все это надо было начинать. Просто мы рассчитывали на то, что сможем договориться в рамках Минских мирных соглашений. Возникает сейчас вопрос доверия. И так‑то доверие почти на нуле. Но после заявлений подобного рода возникает вопрос: как договариваться? О чем? И можно ли с кем‑то договариваться? Где гарантии?

Впрочем, отметил ­Президент РФ, все равно в конечном итоге договариваться придется:

— Я уже много раз говорил, что мы к этим договоренностям готовы. Мы открыты. Но это заставляет нас задуматься о том, с кем мы имеем дело.

konon@sb.by


Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter