Александр Лукашенко: «Только Беларусь предметно занимается ликвидацией последствий катастрофы…»

Президент посетил районы Гомельской области, наиболее пострадавшие от аварии на ЧАЭС

По случаю двадцатой годовщины катастрофы на Чернобыльской АЭС Александр Лукашенко посетил районы Гомельской области, наиболее пострадавшие от самой страшной техногенной катастрофы прошлого столетия, встретился с людьми, проживающими на загрязненных территориях, ответил на вопросы отечественных и зарубежных журналистов.

В результате аварии почти четверть территории нашей страны оказалась загрязнена радионуклидами. Сотни населенных пунктов прекратили свое существование, а суммарный ущерб, нанесенный Беларуси, составил 235 миллиардов долларов. Эта катастрофа по своим последствиям сопоставима с материальными потерями периода Второй мировой войны. 

Как сказал Александр Лукашенко: «Чернобыль – это надолго». Глава государства отметил, что новым направлением государственной стратегии станет поэтапная реабилитация загрязненных территорий и проживающего там населения.   На это нацелена очередная, четвертая, Государственная  программа по ликвидации последствий на ЧАЭС на 2006—2010 годы. 

Особое внимание и впредь будет уделяться Гомельской области, где более половины городов и деревень так или иначе были поражены радиацией. В текущем пятилетии государство сосредоточит усилия на строительстве дорог, завершении газификации, создании достойных бытовых условий, социальной поддержке местных жителей. 

Обращаясь к жителям возрожденного поселка городского типа Брагин, Президент сказал: 

«Дорогие мои соотечественники, не верьте тем, кто говорит, что Лукашенко толкает вас на грязные земли. У нас много земли, и каждый сам вправе выбирать, где ему жить и растить детей. Но я не заметил того, чтобы люди уезжали со своих родных мест. Нам необходимо возрождать пострадавшую территорию, у нас нет другого выхода. Государство прикладывает к этому все усилия.  Но и природа, сам Господь помогают нам очищать наши земли. Ситуация здесь заметно оздоравливается». 

Журналистов  в первую очередь интересовали вопросы развития  атомной энергетики в стране и за рубежом, перспективы и опасности, связанные с этим. 

Отвечая на вопросы, Александр Лукашенко отметил, что наше государство  уже затратило 17 миллиардов долларов на преодоление последствий катастрофы, столько же средств поступило на эти цели из внебюджетных фондов и других источников. Однако этого недостаточно. В связи с этим Беларусь готова  предоставить особые льготы потенциальным инвесторам, привлекать на пострадавшие земли западный капитал во благо людей, проживающих здесь. 

До сих пор мы практически вынуждены были полагаться только на себя, свои собственные силы и возможности. Да, в Беларусь поступала помощь из-за рубежа, за которую наша страна благодарна всем. Но эта помощь – мизерная. 

Президент отметил: 

«Что касается особых условий для инвесторов, я уже говорил: милости просим. Если кто-то хочет вложить сюда деньги, мы предоставим самые беспрецедентные преференции для развития на этой земле производства, для создания достойных условий жизни для местных людей. Мы готовы предоставить инвесторам, западному капиталу такие льготы,  которых нет нигде в мире. Сегодня на этих землях — излишек рабочей силы. Могли ли мы предположить 10 лет назад, что здесь такое возможно? Но это так. Значит, нужно создавать новые рабочие места, нужно занимать людей и в производстве, и сельском хозяйстве».  

Что касается сотрудничества нашей страны с мировым сообществом в деле  ликвидации последствий катастрофы, то Александр Лукашенко отметил:  

«Мы готовы сотрудничать и приглашаем к этому всех людей доброй воли. Вины Беларуси в том, что случилась эта страшная трагедия, нет.  Поэтому будет справедливо, если мировое сообщество поможет нам. Наша страна в свою очередь готова поделиться опытом преодоления подобных последствий. Такого уникального опыта нет ни у одной страны мира. Даже у России и Украины, которые также пострадали. Когда я бываю в этих странах, мне открыто говорят – только Беларусь предметно занимается ликвидацией последствий, реабилитацией и социальной защитой пострадавшего  населения. Это правда». 

На вопрос, будет ли Беларусь строить собственную атомную электростанцию, Президент ответил: 

«У нас нет и не было атомных станций. Однако практика показывает – это не есть гарантия безопасности. Сегодня Беларусь по периметру окружена атомными станциями, которые находятся в соседних странах. Так лучше бы такой объект был на нашей территории, мы бы с вами пользовались результатами его работы. К тому же, если бы у нас была своя атомная станция, к Беларуси относились бы совершенно по-другому. Пока мы не прорабатывали вопрос строительства в Беларуси атомной станции. Но я думаю, рано или поздно мы к этому придем. А когда начнем строить, то будем делать это, используя самые передовые технологии, которые есть в мире, в том числе и по части безопасности. Безусловно, я никогда не стану принимать решение по такому важному для каждого жителя нашей страны вопросу кулуарно. Если мы вплотную займемся проработкой этого проекта, то будем держать общественность в курсе дела. А развивать свою атомную энергетику будем только при поддержке и одобрении народа». 

В ходе разговора с журналистами была затронута и международная проблематика, сегодняшняя ситуация в мире, попытки некоторых стран вести диалог с другими государствами исключительно с позиции силы. 

На вопрос о том, не сожалеет ли Президент, что Беларусь в свое время без всяких условий отказалась от обладания ядерным оружием, Александр Лукашенко заметил: «Это решение было принято до меня. Но, если бы подобный вопрос встал сейчас, я бы так не поступил». 

Относительно иранской ядерной программы, вокруг которой нагнетается истерия, Президент сказал: «Меня этот вопрос волнует в несколько ином контексте. Да, все мы  хотим жить в безъядерном, безопасном мире. Я бы хотел, чтобы ядерного оружия не было ни в Иране, ни в других странах. Если бы  тот, кто сегодня предъявляет претензии Ирану, сам начал разоружаться, я бы всей душой его поддерживал. Однако этого не происходит. Страна, которая сегодня имеет больше всего ядерного оружия, и не думает сворачивать свои военные программы. Наоборот. И при этом она  требует, чтобы разоружались другие. 

В таких условиях любое нормальное государство, ощущая давление и угрозы, будет только стремиться защитить свою землю, народ, достояние страны. Иран — богатейшее государство, и можно понять  желание его руководства защищаться. Конечно, плохо, что стремление развивать ядерные технологии, оружие расползается по странам. Но надо видеть  первопричину этого».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter