Александр ЛЕНКИН: Просто я работаю волшебником

Выставочный проект “Avant-gARTe. От квадрата к объекту”, развернувшийся сразу на трех площадках белорусской столицы, радует не только уникальными картинами, скульптурами, инсталляциями, фотографиями, но и встречами с удивительно талантливыми творческими людьми нашей страны.

Выставочный проект “Avant-gARTe. От квадрата к объекту”, развернувшийся сразу на трех площадках белорусской столицы, радует не только уникальными картинами, скульптурами, инсталляциями, фотографиями, но и встречами с удивительно талантливыми творческими людьми нашей страны. На днях в выставочном павильоне на проспекте Победителей прошла встреча с известным режиссером анимационного кино, художественным руководителем студии анимационных фильмов “Беларусьфильма” Александром Ленкиным, организованная кинокритиком Людмилой Саенковой и каналом “Культура” Белорусского радио. Александр Ленкин, который занимается анимацией без малого тридцать лет, рассказал, как он пришел в профессию, почему мы можем гордиться белорусской анимацией, где можно посмотреть отечественные мультфильмы и почему анимация — это настоящее волшебство.

О личном пути в профессию

— То, что стану режиссером, я понял еще в восьмом классе. Правда, думал, буду режиссировать игровое кино. Но понимал, что поступать на режиссуру сразу после школы бесперспективно, бессмысленно и даже жестоко. Я решил выбрать профессию, близкую к режиссуре. Поступил на актерский факультет. Причем набрался наглости, поехал в Москву и поступил в Щепкинское училище. Я учился на одном курсе с известным ныне российским артистом Дмитрием Харатьяном. После второго курса перевелся в Минск и закончил учебу уже здесь. После института отслужил полтора года в армии. И решил, что пора уже попробовать себя в театре — не зря же четыре года учился. Пошел к Борису Луценко в Театр-студию киноактера, тот сказал — возьмем, но только осенью. А на дворе был июль. Сидеть все лето на шее у мамы было как-то неправильно. И я пошел на киностудию к дяде Игорю Волчеку поработать художником-фазовщиком. На время. Но когда сделал первую сцену и увидел ее на экране, тут же забыл, что такое театр и игровое кино. Понял, что имею дело с волшебным искусством. И вот с 1983 года работаю на студии. Считаю, что мне очень повезло. Мы, режиссеры-аниматоры, действительно настоящие волшебники. Мы имеем удивительную возможность оживить то, что в принципе существует условно.

О белорусской анимации

— Сейчас белорусская анимация переживает, на мой взгляд, пик творческих поисков и устремлений. Мы делаем по десять фильмов в год — такого в 42-летней истории нашей анимации еще не было. Получаем ежегодно около двадцати призов на крупных международных фестивалях. На киностудию пришли порядка десяти молодых талантливых режиссеров и художников, от которых поступает много идей, предложений, вариантов. Например, Женя Надточей — уникальный режиссер и художник, со своеобразным видением, мышлением и необычной отдачей. Сейчас завершает работу над проектом “Про вола” — получится очень сильное кино. Ира Тарасова сделала оригинальный и смелый фильм по сказкам братьев Гримм “Гусятница у колодца”. Много талантливых ребят, готовых делать и делать.

О ярких проектах

— Белорусская анимация за последние годы добилась потрясающих результатов. Один из ярких проектов наших аниматоров — “Аповесць мінулых гадоў”. Это цикл фильмов с исторической и образовательной составляющими о гербах белорусских городов. Мы уже сделали шесть выпусков по шесть фильмов в каждом. Разные режиссеры, жанры, технологии. Фильмы постоянно получают хорошие отзывы, завоевывают призы на фестивалях. Этот проект — показатель того, что сейчас имеет белорусская анимация и куда она может двигаться дальше.

О показах

— Долгое время существовала проблема с реализацией белорусских мультфильмов. Их невозможно было увидеть ни на телеканалах, ни в кинотеатрах, ни в продаже на дисках. С появлением культурологического телеканала “Беларусь 3” ситуация улучшилась. Буквально недавно показывали работы Михаила Тумели, крутились фильмы из альманаха “Аповесць мінулых гадоў”, шла моя “Рыбка по имени Нельзя”. Так что наши мультфильмы уже показывают. Единственное, не многие знают, что они белорусские.

Моя мама рассказала недавно смешную историю. Она смотрела по телевизору какое-то кино. Ей до того понравилось, что она подумала: “Ах, если бы мой сын такие фильмы снимал!” Потом пошли титры, и в них — моя фамилия. (Улыбается.)

О технике

— Мультфильм можно создать из чего угодно. Вот эти очки, которые на мне, могут запросто стать персонажем какого-то фильма. Я начинал с техники перекладки. В какой-то момент на киностудии приоритет получила рисованная анимация — возможно, потому, что рисованные мультфильмы легче воспринимаются детьми. Мне захотелось попробовать. Сделал первый мультфильм “Кому черт деток колышет”. Понравилось. С тех пор практически только в этой технике и создаю фильмы.

Некоторые говорят, что рукотворные мультфильмы более душевные, нежели компьютерные. Но компьютер — тот же карандашик, кисточка, ластик. Это просто инструмент. Если он окажется в руках талантливого человека, получится талантливое произведение. Знаю, что и при помощи 3D-анимации делается замечательное авторское кино.

О предубеждениях

— Существует в нашей стране еще такая проблема, как предубеждение. Мы относимся к своим художникам, режиссерам, музыкантам с каким-то пренебрежением. Мол, вот где-то там, за границей, делают все супер, а у нас... Но, поверьте, у нас все очень уникально. Подтверждение тому — выставка Avant-gARTe. Уникальные работы, сильнейшие художники европейского уровня. И к этому нужно относиться с большим уважением и трепетом. Надо воспитывать наше общество так, чтобы мы гордились собой. Потому что мы делаем много потрясающего, чего нет больше нигде.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter